ИЗУЧАЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЯНТАРЯ.
Есть у нашего кинематографа такой фильм – «Собака на сене». Про любовь. Теодоро и Диана. Боярский и Терехова. Ну, возможно, вы его видели. Даже наверняка видели.
А в фильме есть песня с такими словами:
Сталь подчиняется покорно,
Ее расплющивает молот.
Ее из пламенного горна
Бросают в леденящий холод.
И в этой пытке, и в этой пытке,
И в этой пытке многократной
Рождается клинок булатный!!!
Казалось бы, к чему такие странные лирические отступления в разговоре о янтаре?? А очень даже есть к чему.
Как вдруг выяснилось, у меня появилась привязанность к янтарю. Очень неожиданная, ничего как будто бы и не предвещало. Но вдруг ррраз!! И все! И одна, но пламенная страсть!
Есть такой неприличный анекдот, к слову…
Внучка спрашивает бабушку: - Бабушка, а что такое любовь? – Эх, внученька! Любовь, это такая страсть, чувства на всю жизнь!! – Бабушка, а у тебя была такая страсть? – Да, деточка моя, была… - Бабушка, а кто? – МОРЯКИ!
Ну, так вот. Я даже предприняла слабую попытку посопротивляться своей страсти, но попытка успехом не увенчалась, стало быть, не стоит уже об этом и вспоминать.
Ну, а поскольку янтарь меня уверенно и дерзко захватил, то и я решила узнать его максимально близко.
______________________
Откуда янтарь берется, сколько ему лет и что это такое – об этом пишут много, часто и достаточно интересно. С легендами и прекрасными историями. Захотим – перечитаем, расчувствуемся и прослезимся. В другой раз.
Но мы ж современные люди, нам бы в космос, нам бы нано-технологии, нам бы догнать и перегнать!
А еще хорошо бы таблеток от жадности, да побольше, побольше!!!
Прогресс не стоит на месте, и янтаря он, как ни странно, тоже коснулся. Ну, а поскольку я начала работать с совершенно разными видами янтаря, пришла пора немножко об этом рассказать, все-таки это интересно. Это было интересно узнать и мне самой.
Итак.
Видов янтаря много. Он бывает гладким и слоистым. Матовым, облачным и прозрачным, бывает загрязненным, с землей и растениями внутри, и даже с комариками и ящерками.
Вот слоистый, например
А вот янтарь с включениями называется инклюз. Инклюзы бывают животные и растительные. Чем крупнее включение, тем круче и дороже!
Здесь веточка и ил или не знаю что, смотрится, как слои золота!
А вот королева-моль и товарищи! Целая свита!
А королева-то с усиками, в короне и золотой мантии! Ну ведь чудо!
Но речь сейчас пойдет не о видах янтаря, а о способах работы с ним. В частности, о том янтаре, который сам по себе изначально очень светлый. Почти прозрачный. Без загрязнений и вкраплений. Чистый, как смола в первозданном виде. Чистый, но мутненький от времени. Все-таки прошло-то сколько...
Не претендуя на научный труд, простым языком расскажу о способах обработки такого янтаря.
Помните как там, в начале рассказа, про сталь?
Вот наконец-то настало время связать слова песни о стали с янтарем.
Для улучшения свойств и качеств янтаря, его подвергают разным видам обработки, в результате чего достигают различных новых эффектов при создании украшений и декоративных изделий из него.
---------------------------------
Существует три основных вида обработки янтаря.
---------------------------------
Первая и самая главная операция при обработке янтаря - его осветление.
ОСВЕТЛЕНИЕ - режим, при котором в автоклаве из янтаря выпаривается влага и он уплотняется, становится более прозрачным и менее хрупким.
Для осветления янтарь помещают в автоклав, где выдерживают в течение 15-16 часов под давлением в инертном газе при температуре около 250 оС. При этом из янтаря выпаривается примерно 5-10% воды. (Автоклав — аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением, выше атмосферного).
А для чего такая операция нужна? А для того, чтобы янтарь стал более плотным и не трескался при сверлении. Хотя, конечно, даже после осветления янтарь свойств гранита не приобретает.
Например, чтобы сделать бусы, бусины сверлят всегда с двух сторон. А иначе бусина просто трескается, когда сверло выходит с противоположного конца. А еще, янтарь становится вязким при сверлении. На вращающееся с большой скоростью сверло налипает оплавленный от сверления янтарь и повышает температуру камня. В результате, из-за разности температур в кусочке камня, тоже могут образоваться трещины. Ох, и капризный камешек….
А вот что интересно, ведь автоклавов раньше не было, а осветление янтаря мастера проводили всегда. Янтарь осветляли, вываривая его в меду или в масле. Янтарь - пористый материал и при варке поры заполнялись маслом или медом, которые вытесняли воздух и испаряли воду, делая мутный янтарь прозрачным, с золотистым или красноватым оттенком.
После осветления янтарь прокаливают (этот этап иногда пропускают).
Внутри камешков есть пузырьки воздуха, пусть даже и не видимые невооруженным глазом, и в автоклаве они лопаются и образуют линзы, расходящиеся красивыми дисками в разные стороны, что делает янтарь искрящимся и сверкающим.
---------------------------------
ЛУЗГОВАНИЕ или КАЛЕНИЕ – это режим в автоклаве, при котором возникают микровзрывы пузырьков воздуха и в янтаре появляются красивые солнечные диски, которые называют "лузга", "искорки" или "линзы".
Этот процесс можно провести только в автоклаве. Цвет янтаря в этом режиме не меняется.
-----------------------------------------------
Ну и третий этап обработки янтаря – нагревание.
НАГРЕВ - режим доведения температуры до 100-250 градусов, при котором меняется цвет янтаря с лимонно-желтого на более темные - винный, коньячный, темно-вишневый.
Цвет зависит от температуры и времени нагрева. А нагрев может быть любым. Хоть в духовке, хоть на сковороде. Про сковороду шутка, но не лишенная доли правды. Настоящие профессионалы янтарного дела, конечно, в сковородки не играют.
Для нагрева автоклавный режим уже не нужен. Но именно на этом последнем этапе можно придать янтарю нужный цвет, зная, сколько времени требуется, чтобы получить тот или иной оттенок.
Если нагревать каленый янтарь, то получаются темные камни с искорками.
А если процесс каления пропустить, то камни потемнеют, но останутся прозрачными. Хотя, при длительном нагреве искорки тоже могут появиться, правда, в гораздо меньшем количестве.
А вот этот камень был зажарен на сковороде при моем личном участии! Ну, при определенных условиях
Вообще-то, их было пять подопытных, ну да ограничимся одним!
Мне кажется, не зря жарили, старались-пыхтели, был простой желтенький, с пятном, а получился, красавичк, что надо!
Но и усердствовать в этом деле не следует, можно запросто сжечь янтарь. В древности им часто просто топили печи… И горел хорошо, и грел долго, и запах давал приятный. Все тридцать три удовольствия.
Нагревают янтарь только после осветления, иначе янтарь разбухает и трескается.
Все операции, кроме нагрева, проводят без доступа воздуха (в вакууме, или в инертном газе).
Дальнейшие действия зависят только от мастерства и фантазии человека, работающего с янтарем.
-----------------------------
Я почему-то всегда думала, что нагретый янтарь (тот, который имеет более темный цвет), имеет цвет во всю свою глубину. Но оказалось, что я ошибалась. Янтарь, постепенно прогреваясь, и цвет приобретает постепенно, но поверхностно. Цвет от нагрева приобретает только внешняя поверхность камня, примерно на 0,1-0,2 мм, а внутри он останется таким же прозрачно-светлым, как и был до нагрева.
В последнее время янтарь стали гранить. Огранять…. Подвергать огранке. Ну как угодно можно называть. В общем – придавать камню свободной формы ровные полированные поверхности и грани.
Наверное, это делали и раньше, но встречались такие изделия не так часто. Потому что это долго, сложно и приводит к уменьшению первичного размера и веса камней, а это уже приводит к удорожанию конечного изделия. Не все к этому стремились. Но зато огранка придает янтарю такую красоту, что и словами не описать!!
-----------------------------------------
Последовательность и очередность последующей обработки янтаря помогает добиться разных эффектов на выходе.
Ну, например.
Если янтарь сначала огранить или вырезать, а потом нагреть до темного цвета, то после полировки камешек получится блестящий, с множеством граней, прозрачный и однородно-темный со всех сторон. И именно того цвета, до которого его нагреют.
А вот если сначала осветленный янтарь нагреть, а уже потом огранить, но не весь, а частично – то вместе со снятыми слоями янтаря уйдет и темный цвет от нагрева. То есть, ограненная часть камня станет светлее своей неограненной половины.
И получаются новые, очень красивые эффекты!
А можно и вообще снять весь слой цвета нагретого камня и он станет таким же, как и был - светленьким. Ну, естественно, уменьшится в размерах. Поэтому можно-то можно, но так никто не делает.
Вот три стадии нагрева одного и того же янтаря, на входе прозрачного лимонно-желтого, во всей красе.
В последнее время эти приемы мастера стали использовать все чаще в обработке камней для ювелирных украшений.
И это вывело на новый уровень красоту янтаря и возможности его использования.
Камни сначала нагревают, а потом придают им различную форму, делают надрезы, рисунки и грани – камешки приобретают различные цвета и оттенки, проявляется рисунок, и янтарь просто не узнать, настолько он становится интересным и разнообразным!
Насколько я знаю, мало какие природные камни способны изменять свой цвет и становиться разноцветными в зависимости от прихоти человека. Мне так кажется, что и вовсе никакие…
Хотя, просто, может быть, это только мне так кажется. Люди сейчас все больше грамотные и образованные.
Ну, вот.
Теперь вы знаете, какие испытания проходит янтарь от найденного на берегу моря камня до красивого украшения, которым так хочется любоваться!
И я очень надеюсь, что вы узнали чуточку больше о способах обработки янтаря и сможете потихоньку самостоятельно начать разбираться в этих чудесных, красивых, древних камнях.
ЯНТАРЬ ЭТОГО СТОИТ!!!
-------------------------------
А теперь, с новыми знаниями добро пожаловать в мой магазин янтаря!
Всем удачи и тепла!
С уважением, Елена