Почему народные куклы безликие.

Почему народные куклы безликие. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я очень люблю кукол. Куклы бывают разные. И, разумеется, в какой-то момент приходит вопрос: а как все начиналось? Какими были первые русские куклы?

Особенностью русских народных кукол является то, что их делали изначально без использования ножниц и иголки. Этим и объясняются названия некоторых из них — рванка (ткань не резали, а рвали руками), мотанка (куклу мотали из ткани с помощью ниток).

Русские народные куклы безлики. Изначально считалось, что кукла должна быть безликой, чтоб в нее не вселились злые духи и не навредили хозяину куклы. Да и сейчас психологи считают, что безликая кукла полезна. Лицо человека выражает самые разные эмоции, меняется в зависимости от настроения. Лицо же куклы — всегда одинаково. А когда лицо не прорисовано — его можно увидеть каждый раз разным.

Русские куклы были не только обереговые, но и игровые.   Когда нужно что-то у куколки попросить — ей делают подарок: пришивают на фартучек красивую бусинку или пуговичку, привязывают яркую ленточку или тесемочку. Потом куколку надо показать в зеркальце и сказать: "Посмотри, какая ты красавица, а за подарочек моё  желание исполни..." И, конечно, иногда надо делать своей куколке подарочки просто так, без просьб.

Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам- быть беде. Были и куклы-обереги, их клали в колыбель к ребенку, чтобы кукла охраняла его покой и сон . Итак, игрушка-кукла имеет многовековую историю. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась и символом продолжения рода.

В русской деревне- тряпичная кукла- наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца или сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственникам любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы вертели обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались “безликими”. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Комментарии (2)
Tatiana Popova"nn 22.02.2015

Спасибо, Лариса))

очень интересно)

Спасибо,рада ,что понравилось.