Африканские бусины из бутылочного стекла.
Делается это следующим образом.
Бутылки ощищают и по возможности моют, сортируют по цветам.
Затем толкут в высокой ступе.
Более мелкая фракция получается при растирании стеклянного песка между двумя камнями. Порошок периодически просеивают и растирают снова, пока пудра не станет как можно более тонкой. Разумеется, всё это делается вручную.
Поскольку при таком уровне измельчения стекло правтически полностью теряет свою цветность, в готовую пудру добавляют небольшое количество минерального красителя.
Делают керамические формы с углублениями.
Формы сушат, обжигают, а непосредственно перед наполнением ячеек стеклом, всю форму покрывают каолином (сорт глины, основная составная часть фарфора), препятствующим припеканию стекла к форме, и высушивают. Это покрытие периодически возобновляют.
В больших мастерских таких форм множество, разных по размеру и конфигурации.
В центре форм для бусин из пудры иногда делают небольшое углубление:
Для того, чтобы получить бусину с дыркой, в центр формы помещают растительный прутик (черешки маниоки). Термическая обработка происходит довольно быстро и на невысокой температуре, поэтому стеклянная пудра не превращается в однородный кусочек растекающегося расплавленного стекла, песчинки лишь припекаются друг к другу как при фьюзинге.
Разноцветную пудру засыпают в форму слой за слоем по тому же принципу, что и в египетских сувенирных бутылках, наполненных цветным песком. Узор формируется именно так, холодным способом.
Для наглядности фотографии того, как это происходит, но в стеклянном стакане:
Именно так происходит заполнение формы для бусины.
Затем форму отправляют в печь.
Аццкое сооружение сделано из местной красной глины, топят дровами.
Заслонки условно предохраняют от прямого жара при работе.
Температура там сравнительно невысока (600-800град), поэтому стекло спекается лишь частично, бусинка остаётся мутной и крупинки стекла легко различимы.
Температура определяется мастером на глаз, по цвету плавящегося стекла.
Стебель выгорает, оставляя в бусинке ровное отверстие:
В печи форма находится в течении 20-45 минут в зависимости от температуры и размера изделия.
По идее после этого неплохо было бы сделать отжиг (выдерживание на температуре плавления стекла (около 550град) для равномерного распределения молекул и снятия напряжения), но, учитывая специфику технологии и места работы, африканские мастера обходятся без него.
В современных больших печах для гуты рядом с тиглем, наполненным расплавленным стеклом, есть место, лер, куда и складывают отформованные изделия для отжига. Возможно, иногда они делают так же, но чаще просто оставляют бусинки медленно остывать в форме.
Чтобы сделать вот такие биконические бусины...
... сначала из пудры спекают два узорчатых конуса, затем насаживают их на тот же растительный прутик и спекают обе половинки. Надо полагать, на чуть меньшей температуре.
Однотонные бусинки из пудры расписывают керамическими красками (раствор глины с цветной стеклянной пудрой), сушат, закладывают в те же формочки и снова обжигают.
Рисунок наносят тонкой палочкой или иглой.
Получаются узнаваемые пёстные яркие бусинки со специфическими узорами.
Видео, снятое одной из мастерских:
Бусины из более крупных осколков стекла делают из похожих форм, разве что у них нет углубления в центре для прутика маниоки. Ячейки выполняют роль мерного стаканчика для получения более-менее одинаковых по размеру бусин, тигля для плавки стекла и доски для раскатки одновременно.
Для начала форму заполняют одноцветным или пригодным к смешиванию (учитывая коэффициэнт термического расшитерия, узнаваемого на практике) измельчённым стеклом.
Затем отправляют в печь на чуть более продолжительное время и более высокую температуру, чем бусины из пудры.
При достижении стеклом нужной степени мягкости, форму извлекают и быстро формуют бусины, работая двумя шилами. Первым придерживают керамическую форму, вторым прокалывают стеклянную массу и очень быстро прокручивают её, прижимая к стекнкам формы, чтобы бусинка стала круглой.
И те, и другие бусины после остывания шлифуют на камне при помощи воды и песка. Как? Руками, конечно :-/
После шлифовки бусинки смазывают маслом, машинным или пищевым растительным.
Бусины из простого битого стекла остаются более-менее прозрачными, но частички стекла всё же иногда различимы (в случае недостаточно высокой температуры):
В бусинах легко узнаются бутылочные цвета, но от этого они не становятся менее прекрасными в своей первобытной наивности и простоте.
Эти бусинки, равно как изделия из них, можно приобрести в инет-магазинах и на e-bay.
Далее - небольшая галерея украшений, сделанных с применением этих удивительных бусин, причём сборка не только этническая, но и европейских и американских авторов.