Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хендмейд как бизнес > "Столяр, плотник, ЧПУ": разбираемся в профессиях

"Столяр, плотник, ЧПУ": разбираемся в профессиях

Виды творчества:   Столярное дело

Вот уже более двадцати лет работаю столяром и понимаю, что в голове у многих наших заказчиков неразбериха. Кто такие столяры и плотники, и чем каждый из них занимается, знает далеко не каждый. Хочется упорядочить в головах людей два эти понятия и разложить по полочкам.

Обратимся сразу к этимологии одного и другого слова, лезем в словарь. Столяр — заимствовано из польского, где было образовано методом кальки с немецкого. Изучающие немецкий знают такое простое словечко Tisch — "стол"; может быть, им известно и более сложное немецкое слово Tischler — "тот, кто делает столы", "столяр". В польском языке точно таким же образом назвали эту профессию, прибавив соответствующий суффикс к слову stol — "стол".

Плотник — древнерусское существительное от прилагательного плотъный (умелец), то есть специалист по плетению, вязанию плотов), образованному от плотъ — "плетень, плот".

Резюмирую: в самих словах заложена суть этих двух профессий. Столяр делает столы, а также всю прочую мебель, а вот плоты и все прочее из бревен (дома, бани, мосты и т.д.) делает (сплачивает) плотник. В связи со всем вышесказанным, объявления подобные этим: «Требуется плотник сделать стол», «Необходим плотник перетянуть диван», «Нужен столяр поставить сруб» — кажутся абсурдными. Но подобных запросов море.

Не путайте, пожалуйста, эти две древние профессии. Да, мастера этих профессий одинаково работают с деревом, но это совершенно разные специалисты. Никто не говорит, что кто-то «круче», речь идет только о том, что столяр не построит сруб, а плотник не изготовит стол. Разная база знаний, опыта, образования. Это настолько очевидно для специалистов, как разница между ветеринарами и терапевтами.

плотник, столярное ателье, резьба, инструмент, массовое производство

Для работника столярного дела очень неприятно, когда его называют плотником или станочником.

Да, многое сейчас (а мы все-таки живем уже в 21 веке) делается на станках, в отличие от предыдущих поколений столяров. Но это скорее не станки, а продвинутые, до жути технологичные, безумно капризные, но такие любимые стамески.

Вот об этих «стамесках» мы и поговорим. Мне довольно часто говорят, что  ЧПУ (станок с числовым программным управлением) убивает искусство, обесценивает труд столяра, резчика, и вообще вы никакого отношения к столярам не имеете. Обидно, конечно, такое слышать, но как говорила Фаина Раневская, овощ, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную жизнь.

столяр, стамеска, ручная резьба, мебель, индивидуальный заказ

ЧПУ не убивает творчество, а переводит в другую плоскость. Уже не надо убивать много времени на нудные, однообразные  операции, можно лететь вперед на крыльях фантазии. Не надо растрачиваться на прирезках, присадках, доводках фона, можно просто творить, а воплотит инструмент.

Да, совсем недавно мебель и милые деревянные штучки делались руками. Мастер мог себе позволить изготавливать бюро полгода, потом получить за работу 5 рублей и быть счастливым. За рубль можно было корову купить, а это было состояние, это было круче Майбаха. Клиентов стояла очередь, потому что никто о массовом производстве и не знал вовсе, специалистов по именам знали.

Продолжаем фантазировать. Вы говорите, что сделаете стол-консоль за 6 месяцев, используя только ручной инструмент, и стоить она будет 5 миллионов. Заказчик тихо сползает по стенке, приходит в себя, и быстренько бежит туда, где положили овощ на мнение консерваторов, получает эту консоль условно завтра и условно за рубль.

столярная мастерская, чпу, ручная работа, изделия из дерева, профессия

Я пишу это, потому что у меня был подобный опыт. Месяц, буквально не вылезая из мастерской, резал изделие, в итоге заказчик так устал от ожидания, что после оплаты просто ушел со словами, что это было только 5% от планируемого заказа. С такой скоростью плодами моего творчества будут наслаждаться уже его внуки.

Хочу еще раз провести яркую аналогию, на тот раз это будут пленочные и цифровые фотоаппараты. Даже не уверен, что нужно тут что-то объяснять. Да, это век потребления, кто не успел, тот опоздал.

К сожалению...

P.S. Я иногда перебираю свои ученические стамески, вспоминаю моего наставника... и... вот как-то так...

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email