Привычные вещи: история молнии

Застежка-молния. История создания

Первая попытка изобрести застежку молнию относится к середине XIX века. Американский изобретатель швейной машинки Илайес Хоу пытался получить патент на свое новое изобретение — автоматическую застежку в 1851 году. Но особого интереса его изобретение не вызвало. 
В 1893 году новую версию застежки-молнии для обуви патентует американский инженер Уиткомб Джадсон. Застежка состоит из двух цепочек с крючками и петлями, которые соединяются замком, поэтому изобретение получает название clasp locker, застежка-замок. 

молния

Изобретение такой застежки связано с весьма трогательной историей. Друг  Уиткомба Джадсона пострадал, спасая девочку из горящего дома. Прыгая из окна второго этажа он повредил спину. И даже после лечения часть действий была для него заструднительна: например сложно было наклоняться, чтобы зашнуровать обувь. Вот он и попросил своего друга, имевшего к тому моменту уже 12 патентов на изобретения, как-то помочь с этой бедой. Джадсон предложил версию застежки с крючками и петлями и специальным замком, который позволял справиться с застежкой одной рукой.

В том же 1893 году Джадсон представляет свое изобретение на Всемирной Чикагской ярмарке. При поддержке бизнесмена Льюиса Уокера была основана компания по изготовлению и продаже таких застежек. Однако особым спросом они не пользовались, т.к. были очень дороги и сложны в эксплуатации: первые молнии снабжались двухстраничной инструкцией по пользованию.

В 1904 году Джадсон закрепил крючки и петли на полосках тесьмы, так что застежка могла пришиваться к обуви. Но это не улучшило положения компании, которая была на грани банкротства. Первым крупным заказом была покупка 20 застежек американской почтовой компанией.
В 1905 году компания была реорганизована, но спросом застежки молнии так и не пользовались. В 1906 году ведущим дизайнером компании становится американский инженер шведского происхождения — Гидеона Сандбэк.
Он усовершенствовал застежку и доработал ее до современного вида: закрепил крючки и петли на плотной тесьме. изменил форму звеньев, а также увеличил количество, а следовательно, уменьшил размер отдельных звеньев (с 4 на дюйм до 10 или 11). В 1913 году был представлен первый вариант "разделяющейся" застежки, следом за ним последовал второй . В 1917 году им был получен патент на изобретение "разделяющейся" застежки.

история изобретения

Сперва к новому изобретению фабриканты и потребители отнеслись с недоверием, т.к. старая система отличалась большой ненадежностью. Но новый вариант застежки молнии оправдал себя. В 1917 году, когда США присоединились к Первой Мировой войне, застежка-молния уже достаточно широко использовалась в изготовлении военной формы и амуниции. Они оценили ее удобство и стали использовать в одежде, вернувшись с фронта. Так молния стала набирать популярность и у гражданского населения.
В 1923 году Бертрам Рок, президент обувной компании “B.F. Goodrich”, дал застежке-молнии современное название -"zipper", производное от звука, с которым молния закрывается. Он снабдил молниями резиновые калоши, получившие название zipper boots. 

zipper

Примерно в это же время на застежку молнию обращает внимание Эмиль Морис Эрмес (Hermes). Путешествуя по миру, он занимался продвижением продукции дома Hermes, а также искал новое и высококачественное сырье для производства. В Канаде он обратил внимание на застежку-молнию, нашел ее изобретателя и выкупил патент. Кожаная куртка для игроков в гольф с застежкой молнией, выпущенная домом  Hermes, произвела фурор. Во Франции молния долгое время была известна под названием "застежки Эрмеса".

платья

Застежка молния быстро получает популярность у изготовителей детской одежды и в 1935 году появляется гениальный слоган «Ваши дети смогут одеваться сами!».
Молния широко используется в мужской одежде, но настоящий фурор производят брюки с застежкой-молнией, предложеные в 1937 году французским модельером Жаном Клодом. Даже герцог Виндзорский отдает предпочтение этой модели.
Но в женской одежде долгое время использование молнии кажется предосудительным. ведь она так легко и быстро расстегивается. Первые платья появляются в 1930-ых годах и чаще всего, это модели для дома.

аксессуары

вдохновение

Именно в 1930-ых годах были основаны современные ведущие компании по производству молний: швейцарская RIRI и японская YKK.

В 1950-ых молния становится символом сексуальности, после выхода на экран фильма "Дикарь" с Марлоном Брандо. 

поиск вдохновения

история моды

А с 1960-ых годов молния становится широко-распространенной и весьма популярной застежкой, встречающейся в каждом гардеробе.

история костюма

Сейчас молнии широко используются в моде: для декора и даже становятся основным материалом платьев или основой конструкции.

3.1 Phillip Lim SS RTW 2009

3.1 Phillip Lim SS RTW 2009

Ann Demeulemeester SS RTW 2010

Ann Demeulemeester SS RTW 2010

Ann Demeulemeester SS RTW 2010

Ann Demeulemeester SS RTW 2010

Ann Demeulemeester SS RTW 2010

Haider Ackermann 2010

Костюм Хелен Миррен из фильма "Буря". дизайнер Сэнди Пауэл, 2010

И многочисленные аксессуары из молний и с их использованием:

Patricia Kraemer's Zipper with Swarovski crystals. 2007 | 1st place winner Fire Mountain Gems

Jen Fisher

Очень популярны сочетания молнии и фетра:

Так все красиво, что хочется и самой попробовать тему с аксессуарами. А в одежде это уже испробовано. Желаю и всем вам творческого вдохновения!

Комментарии (12)

Представляете как бы мы жили без изобретения молнии? Ведь она у нас везде: в одежде, в сумках, в чехлах, в мебели. А армия! Одно дело по тревоге пуговицы на штанах застегивать и другое дело молнию застегнуть. Да что говорить, молния- настоящий положительный вклад в прогресс. Спасибо автору подборки!

Спасибо,познавательно!

ndemuazel (ndemuazel) 02.02.2015
Птичку обидели.... Идея застёжки-молнии не на пустом месте возникла: принцип сцепления заимствован у птичьего пера. Невооруженным глазом не видно, но если при хорошем увеличении рассмотреть, то молния застёгивается совершенно идентично сцеплению волосков на пере. Остальное - хвала инженерной находчивости и первенству в изобретении. Вот как раз подробностей, поданных в публикации я и не знала. По сему СПАСИБО за просвещение. А штучку-декор забрала в кладовку собранных идей, совершенно точно использую в декоре.

Да здравствуют изобретатели !!! Оказывается изобретено было в позапрошлом веке, а широкое распосранение у нас получило только в середине прошлого века. Аксессуары понравились ))))

Спасибо за познавательную статью. Такое молодое изобретение - молния! Как оказывается)) Удивительно,что наши бабушки еще не пользовались ими в молодости:)

Как современно выглядит Марлон Брандо крупным планом! Просто городской модник наших дней!

Ольга (ollaa) 01.02.2015

Спасибо, очень интересно!

Кто бы знал,что у этого удобного предмета такая длиннаяи почти трагическая история!

А вот то, что в женский гардероб она долго не попадала именно из-за своего удобства (ведь ее так легко и быстро расстегнуть!) улыбнуло.

Спасибо, что объяснили откуда молния взялась. Я даже анекдот вспомнил.

Девушка в обтягивающей мини-юбке пытается залезть в автобус, но никак не может закинуть ногу на подножку. Тогда она расстегивает сзади молнию на юбке и снова пытается. Облом. Расстегивает еще шире и тут мужик сзади берет и грубо подсаживает ее. Девушка с возмущением: — Мужчина, как вы смеете? — Ну после того как вы мне два раза расстегнули ширинку, я решил, что с этим надо что-то делать!

Спасибо! И меня аксессуары впечатлили и как раз молнии подходящие есть. Осталось время найти.
Спасибо огромное, за такой экскурс в историю! Честно говоря, никогда не задумывалась, откуда взялась такая удобная штука - молния. В современном мире невозможно представить себе многое, не только одежду, без ее использования.

А как тяжело приживалось! Особенно в дамском костюме. Всегда было интересно, как люди придумывают такие штуки с "пустого места"

Спасибо! Познавательно.{#}