Музей Берегиня в Гнидыне

Музей Берегиня в Гнидыне | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В прошлую субботу снова побывала на рукодельно-вышивальных занятиях в школе соседнего села, но о новых давно забытых украинских шовчиках в другой раз расскажу. На сегодня у меня для вас маленькая экскурсия в хату наших украинских предков.

В школе села Гнидын - соседнее с моим селом - есть музей "Берегиня". Это все три комнаты, декорированные под среднестатистическую украинскую хату. Упор сделан на быт именно местных, гниденских жителей, но общие черты украинского села - во всем просматриваются. речь идет, конечно же, не о современном селе, а прошлый-позапрошлый век))) Ну и еще раньше может быть.

О том, что подходим к музею, стало понятно уже по вышивкам в холле. Большинство датировано началом 20 века, но есть и конца 19го.

украина

Большинство представленных картин вышиты крестом - к этому времени это уже вошло в моду, но вот букет сирени вышит и стебельчатым, и тамбурным и узелковым шитьем.

А вот рушник, вышитый жительницей села еще в конце 19го века. Впрочем, почти все, о чем здесь расскажу - это работы и личные вещи сельчан. То есть конкретно гниденских сельчан, с местными узорами, кроем, модой...

народное творчество

На этом рушничке много дырок и много белых пятен - его и на несколько исследований отдавали, но не разгадали всех символов и рисунков. Хотя в большинстве сходятся к тому, что мотивы взяты у Брокарда - фирма к своему мылу прикладывала схемы вышивок крестом, и они заполонили не только Россию, но и Украину)))

В "сенях" на полу разбросана натуральная солома, в качестве светильников - керосинки (правда для пожарной безопасности снабженные обычными электролампами - все-таки школа, дети...). Здесь множество всякой утвари, которая в быту, конечно же, не была в таком количестве развешана и расставлена... Да и размеры музейного помещения не все позволяют воссоздать как положено.

этническая вышивка

Жернова вполне себе до сих пор действующие)

этно

А это кажется "матка" (могу путать - столько информации за час мне в голову сложили!) - такой себе примитивный ковер из соломы, для укрывания растений на зиму. Здесь он стоит свернутый в рулон в бочке:

село

На стенах видно женские тулупы с косынками-шалями. такие тулупы здесь назывались юпка. Женщины Гнидына по особенному "метили" свою принадлежность к селу - на юпках по краю был узор зигзаг нашит из бархатной ткани (дальше будет фото, где это хорошо видно)

шевченко

Маленькая прялка - вдовое меньше от стандартной. Говорят, просто разновидность - а может для обучения девочек, им-то на большой сложновато.

история

Далее - переходим в комнату...

Одна стена сплошь занята глечиками, горшками и кувшинами мастера, имя которого я успела до дома позабыть...

музей

Очень красивые и практичные вещи!

А вот эти горшки мне сначала показались склеенными из черепков, но при ближайшем рассмотрении я увидела проволоку - хорошая глина была здесь дефицитом, и посуду укрепляли такими сетками, типа армировали, и даже на кувшинчиках вокруг горлышка обвивали проволокой - чтоб меньше было вероятностей сколов и трещин.

берегиня

Слева от входа  - муляж печи - ставить натуральную на втором этаже здания было бы нарушением технических норм сегодняшнего дня))) Но где-то вот так раньше выглядела украинская печь с. Гнидын:

Справа от печи стол не стол, лежбище не лежбище, но приличных размеров место, где и спали, и рожали, и вышивали по вечерам... Прямо над этим местом всегда висела резная колыбель, пока хозяйка дома балы в детородном возрасте...

Ну и бытовыми мелочами там же занимались - например выкатывали специальной дощечкой льняные рушники, которые ни один утюг не брал)

В углу этой доски-кровати-стола обнаружилась подушечка, вышитая преимущественно тамбурным и гладьевыми швами. Кстати, обратите внимание - там изображена барышня-рукодельница!

Здесь же стоит гребень для кудели, у меня дома такой же есть, только без поставки. А я все думала - как же им пользуются?! Вот и ответ:

Манекены с одеждой, конечно же, не стояли посреди хаты, это просто экспозиционная вариация... Хозяйка-руководительница музея особое внимание обратила на кептарь - головной убор селянки:

А это наряды девушки (слева), и взрослой женщины (справа). Для нас, людей 21 века, отличий почти нет, но в те времена каждая линия кроя что-то означала... Кстати, на левом наряде хорошо видно местный символ - зигзаг на юпке.

А вот так домашние иконостасы украшались - так называемый красный угол:

Иконы все местного производства, опять же)) Подобный образом обрамлялись и фотографии семьи - если таковые были. В музее же собраны в одну раму фото сельчан из разных семей - люди сами приносили их  в музей. Думаю, такие фото-коллажи были не только здесь, потому что и у своей бабушки на Луганщине (а родом она вообще из Воронежа) я видела такие фото-подборки) ...Очень хорошо видно в третьем ряду снизу босоногих девочек. Да, вот так и жили - сверху полный парад и бусики, а снизу - голые ноженьки)

Похожий коллаж рядом - фотографии военных лет - здесь и проводы,  встречи с войны... И в общем-то не так уже и давно все это было - а наряды народные....

Так же часто на стенах висели картины писаные местными художниками  - один раритетный пример есть и в музее "Берегиня". Имя автора, увы, не сохранилось...

Далее - стена с рушниками, а снизу - скрыня (сундук). Там хранилась и одежда, и рушники, и прочее текстильное богатство семьи.

Здесь тоже много вышивок крестиком но есть и вот такая чудесная гладь!

Еще над печкой был брус, где сушили одежду. Сейчас там висят разные сорочки для показа. Обратите внимание на крайнюю правую сорочку - с черными розами. Именно такие черные розы вышивали в Гнидыне для мужских сорочек!

Последняя комната музея - это уже не фрагмент хаты, а коллекция личных антикварных вещей людей из разных городов и сел Украины. В течение последних 20 лет ученики школы привозили наряды и рушники из разных уголков страны) На карте обозначены места, где они побывали, и откуда появились многие вещи музея.

Тут есть вещи из Карпат, Подолья, Ивано-Франковщины и прочих мест... Просто полюбуйтесь на красоту и разнообразие видов и техник создания!

А это машинная вышивка! Здесь где-то была раньше фабрика ришелье.

Портреты Шевченко есть почти в каждом учебном классе наших школ - ну по крайней мере в селах - точно! В музее тоже есть его портрет, конечно же, вышитый)

А вот еще один портрет, который висит уже не в музее, а в холле на втором этаже - в виде ковра. В этом холле сделан мини-музей Шевченко. Здесь проводятся чтения его стихов, есть экспозиция детских рисунков, вышивок и других работ, так или иначе связанных с Кобзарем.

Отвлекусь и покажу, какого Шевченко я вышивала в класс дочке:

Вернемся ненадолго в музей - осталось совсем немного)))

...В последней комнате есть также немного личных вещей еще одного замечательного человека - Павла Чубинского. Историк, этнограф и автор тех самых стихов, которые стали гимном Украины. Он родился недалеко от меня - в селе Чубинка, сейчас это село Чубинское, рядом с Бориспольским аэропортом. Неудивительно, что и в Гнидын он заглядывал) В музее есть его чемодан - тяжелый, фанерный, обтянутый холстом... И если б не внешний вид - способный еще не одну поездку пережить. На века делалось)))

Есть там и его шкаф-сервант, но фото я забыла сделать, простите.

Зато напоследок могу показать какими вышитыми шторками обрамлялись двери всех комнат в доме. Помню и у моих бабушек такие висели - вот именно так - две узкие полосы по краям и ламбрекен вверху.

Спасибо, что дочитали до конца! Знаю, много очень, но не поделится не могла и растягивать на 10 рассказиков три маленьких комнаты - не хотелось)))

Комментарии (18)

Было интересно{#}

Спасибо! рада, что Вам понравилось)

Мариночка! Какая же ты молодец. Сама посмотрела и нам показала. Приятно смотреть как история живет рядом с нами, и то что музей находится в школе. Очень нравится рассматривать твои фотографии. Такое ощущение, как-будто побывала там сама. Спасибо за интересный фоторепортаж!

Спасибо) жаль не хватает времени подолгу в таких местах бывать, да и во все не наездишься...Творить некогда будет новую историю{#}

Очень интересно! Еще!!! А Ваш Шевченко бесподобен!

Благодарю!

Пока больше нечего рассказать, к сожалению. Но надеюсь, что это все же не последний музей в моей жизни)))

Радуга в доме 28.01.2015

Марина, спасибо большое за подробный интересный рассказ! Нашла много схожего с домом моей бабушки на Кировоградщине. А рушники.... Каждый можно подолгу разглядывать.

Спасибо, Леночка! Я в этом музее второй раз, и буду еще там - и оттуда не хочется уходить - только разглядывать, разглядывать и разглядывать эту красоту!

Марина, какая же Вы молодец, что всё сфотографировали и написали. Безумно интересно!

А ковер-матка какая! Хоть в наши дни используй!

Если позволите, маленькое уточнение. Фирма (даже скорее, империя) называлась Брокар - и выпускали парфюмерную продукцию, причем для разных социальных слоев - и для богатых, и для простого народа.

Именно им принадлежат одни из первых рекламных "листовок" в Российской империи. на одной стороне была рекалама их "продукта", а на другой - для привлечения внимания к рекламе - узоры для вышвки, причем как народные, так и жанровые сценки.

Еще раз спасибо - и хочется продолжения!

Все верно, Наталия, та самая фирма. Я описала просто местное произношение, и видимо, здесь (в селе) было в ходу именно мыло со схемами, а не весь спектр парфюмерии - ибо именно о нем упоминала моя экскурсовод)

Показать все