5 составов для травления меди. Часть 3

5 составов для травления меди. Часть 3 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте!

Вы все же заглянули? Ну чтож, я рада, что Вы оказались такими стойкими Хотя наверное изрядно утомились. Но не переживайте, награда за Ваш интерес и терпение-5 состав для травления меди! Невероятно, что этот способ так долго оставался в тени, но все же был придуман и протестирован радиолюбителем  Murlock, за что лично я ему очень благодарна!Теперь можно продолжить.

 5. Травление меди перекисью водорода в присутствие лимонной кислоты.

травление, медь, безопасное травление

 Рис. 5 1 - 20ти грамововая упаковка; 2 - россыпь лимонной кислоты; 3 - 15ти граммовая упаковка.

Анализ двух предыдущих методов (см. п.3 и п.4) неизбежно привел к выводу, что природа, используемой  совместно с перекисью водорода, кислоты имеет малосущественное значение, и будет оказывать влияние только на скорость травления меди. Это значит, что можно использовать любую походящую кислоту, которая не окисляется перекисью водорода, например (роюсь в кухонном шкафчике) лимонную, ну или уксусную – но отставим пока уксус из-за неприятного запаха.

Выбор лимонной кислоты вызван тем, что она: доступна, имеет достаточную силу и не пахнет. Более того, лимонная кислота образует прочнейший комплекс с медью, что исключает всякое влияние продуктов реакции на её скорость! А для ускорения процесса следует добавить не расходующийся хлорид натрия.

А сейчас - уравнения...

Суммарная реакция:

Cu+ H3Cit +H2O2 H[CuCit] +2H2O

электрохимия:

первая реакция

(14)  Cu +Cit3- [CuCit]-+2e   -0,083 В                                                                              

Cit – здесь означает остаток лимонной кислоты [(CH2)2C(OH)(COO)3]

Это значение  ОВП своим минусом показывает, что медь должна растворяется в лимонной кислоте с выделением водорода, уходя в комплекс.

вторая реакция

(15)  H2O2+2e+2H+  2H2O +1,67 В                                                                                 

Если сравнить с уравнением (12) то ОВП (рассчитанный по формуле)  - ниже, из-за того что при использовании лимонной кислоты кислотность раствора, снижается по сравнению с соляной (Снижение окислительного потенциала перекиси водорода вследствие не очень высокой силы лимонной кислоты.)

Однако движущая сила процесса, внимание: 1,775 В, что является абсолютным рекордом!

 Достоинства

  • Весьма высокая скорость травления.
  • Не оставляет грязных пятен
  • Процесс быстро протекает при комнатной температуре.
  • не требуется труднодоступных реактивов: 3% перекись продаётся в аптеке, лимонная кислота – в гастрономе, а соль можно найти на любой кухне
  • травильный раствор безопасен для тела и одежды
  • это самый дешевый метод травления меди!

Недостатки, куда же без них.

  •  Средний цитрат меди малорастворим и может выпасть в осадок в т.ч. на поверхность травления. Для предотвращения возникновения проблемы не следует экономить лимонную кислоту.

Рекомендуемый способ приготовления травильного раствора:

В 100 мл аптечной 3% перекиси водорода растворяется 30 г лимонной кислоты и 5 г поваренной соли. Этого раствора должно хватить для травления 100 см2 меди, толщиной 35мкм.

Соль при подготовке раствора  можно не жалеть. Так как она играет роль катализатора, то в процессе травления практически не расходуется. Перекись 3% не стоит разбавлять дополнительно т.к. при добавлении остальных ингредиентов её концентрация снижается.

Чем больше будет добавлено перекиси водорода (гидроперита) тем быстрее пойдёт процесс, но не переусердствуйте - раствор не хранится, т.е. повторно не используется, а значит и гидроперит будет просто перерасходован. Избыток перекиси легко определить по обильному «пузырению» во время травления.

Однако добавление лимонной кислоты и перекиси вполне допустимо, но рациональнее приготовить свежий раствор.

Вы можете использовать вместо лимонной и уксусную кислоту, но неприятный запах и меньшая скорость травления могут вас не устроить.  ОВП реакции с уксусной кислотой 1,35В – что в принципе не так уж и мало, например в сравнении с ХЖ.

Напомним для тех кто только начинает (от автора):

- для приготовления всех травильных растворов необходимо использовать пластиковую либо стеклянную посуду.

- подогрев растворов следует проводить на водяной бане или специально предназначенными приспособлениями.

- все растворы полученные после травления ядовиты из-за высокого содержания меди.

- соблюдайте технику безопасности при работе с сильными кислотами.

- утилизация отработанных растворов допустима путём выливания в общую канализацию.

- после травления изделие следует ополоснуть слабым раствором уксуса и  тёплой водой.

У меня дома завалялся кусочек тонкого медного листа и вот, что с ним случилось

травление меди часть 3, состав для травления, травля меди

часть 3, варианты травления, травление составы

Вот такой новый опыт в травлении меди))) Конечно если бы медный лист был толще, то и рельеф получился бы глубже. И к слову сказать, я использовала 5 метод с лимонной кислотой и перекисью водорода! По времени примерно 30 мин.

Выражаю благодарность радиолюбителю с ником Murlock, за уравнения химических реакций и их описания!

Надеюсь статья была Вам интересна Возможно кому то она принесет пользу. В любом случае, рада быть полезной!

Пробуйте! И у Вас обязательно получится

Если Вам интересно увидеть МК по травлению этим способом, пишите.

Комментарии (5)

Маркер edding 404 вытравливается вместе с остальной повехностью... Как быть?

С формулами конечно сложно разобраться, но в целом все понятно, В избранное конечно, а вдруг пригодится и мне столь полезная информация))

Ekaterina jewelry 28.01.2015

Пользуйтесь на здоровье!{#}

Я бы с удовольствием посмотрела на процесс травления. Спасибо за статьи!

Ekaterina jewelry 25.01.2015

Рада, что тема Вам интересна{#} Мк постараюсь подготовить на неделе. Следите за новостями и будьте в курсе!{#}