Немного из истории миниатюрных кукол

  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Куклы

С детства особую любовь испытывала к маленьким куклам, делала для них дома, шила одежду, лепила посуду.  Вот уже много лет прошло, а любовь к ним осталась прежней, потому что ни с чем не сравнить то чувство, когда кроха лежит в твоей ладони :)

Тут я попыталась собрать воедино то немногое, что есть из информации о миниатюрных куклах.

До наших дней сохранилось довольно много фигурок, изображающих человека. Некоторые выглядят примитивно, некоторые выполнены на высоком художественном уровне, но все они, по мнению ученых, относятся к предметам культа.

Самой же древней именно игровой считается кукла, найденная при раскопках древнеримского захоронения.

Миниатюрная куколка датируется серединой II столетия н. эры. Она искусно вырезана из слоновой кости, рост ее около 20 см, руки и ноги имеют шарнирное соединение, что придает телу подвижность. Вместе с куклой был найден сундучок, в котором лежали наряды, украшения и миниатюрное зеркальце.

миниатюра

кукольная миниатюра

***

В 17 веке зародилось искусство изготовления кукольных домов. Настоящее чудо! Мастера с ювелирной точностью воспроизводили интерьеры настоящих особняков. Естественно, что такие дома населяли жители, но упор все-таки делался на обстановку, а не на кукол, поэтому чаще всего их делали статичными, в несменяемой одежде.

фарфор

кукла

кукольный дом

***

В 18 веке началось развитие фабричного производства, что сказалось и на производстве игрушек. Появилась возможность использовать детали из металла, стекла и фарфора, а это в свою очередь привело к совершенствованию как внешнего вида, так и конструкции кукол. Игрушечные красавицы приобрели черты, впоследствии ставшие традиционными для фарфоровых кукол.

Также 18 столетие стало веком расцвета механики, появились куклы, которые могли танцевать, играть на музыкальных инструментах, петь. Правда, эти музыкальные автоматы больше предназначались для любования, чем для детской игры.

кукла меньше 20 см

***

Но любоваться — это одно, а играть — это другое :)

В середине 19 века стали очень популярны недорогие миниатюрные куклы, сделанные из фарфора, папье-маше или дерева. Так называемые Frozen Charlotte использовались, в зависимости от размера, как жители кукольных домов, рождественские амулеты или малыши для купания (особая технология производства позволяла держаться куклам на плаву). Делались такие куклы цельными.

***

И лишь в конце 19 века миниатюрная кукла стала самостоятельной игрушкой в том виде, в каком мы ее сейчас знаем.

Во Франции Фердинанд Састрак зарегистрировал патент на кукол ростом не более 20 см. По тем временам это было настоящее новшество! Кукла могла двигать головой, руками и ногами. В более дорогих вариантах у кукол были дополнительные шарниры в локтях и коленях.

В 1880 году французский детский журнал La Poupe Modell назвал этих кукол «карманными куклами» или Mignonette (в наше время так называют всех кукол-малюток с телом ребенка).

Миньонетты делались из неглазурованного фарфора, имели незакрывающиеся стеклянные глаза и белокурый парик из настоящего мохера. Первые куклы выпускались босыми, и лишь позже им стали рисовать чулки и обувь.

Куклы продавались в красивой коробке, где помимо куклы было еще ее богатое приданое. Роскошную одежду для них шили известные кутюрье. Вдобавок, были фирмы, которые специализировались на выпуске крошечных аксессуаров.

Позже в Германии стали делать кукол с композитными телами, что значительно их удешевило, и миньонетты быстро завоевали популярность.

Появился целый кукольный мир!

Детский французский журнал каждый месяц печатал чертежи комнат, мебели и карет, которые можно было сделать самостоятельно.

В образовательных целях выпускались также наборы, где кроме куколки были нитки, пуговицы, ленты и выкройки, чтобы дети могли сами сшить наряды своим куклам.

Выпуск этих миниатюрных кукол прекратился в 1917 году, но и по сей день они являются любимым предметом коллекционирования.

***

В начале 20 в. в игрушечной промышленности начали использовать целлулоид, и началась эра пластиковых кукол. Производство было более дешевым и простым, и целлулоидные игрушки массово покорили мир.

***

Материал и фотографии взяты из интернета.

Комментарии (34)

Интересная публикация! Несколько раз посмотрела, очень одежда нравится! Фотки классные!

Спасибо.Вспомнила,много лет лежит антикварная "расчлененка" ,все руки не доходили..

Не фанат пупсиков,но помню как одно время играли всем двором,даже мальчишки участвовали. Но увидев такую красотищу, сразу захотелось вновь поиграть. Особенно впечатлили наборы, хочу сделать несколько подобных, отличная идея для современных промышленников. СПАСИБО!

А это как раз та самая старая малышка. В обнимку с барашком... ))

Алла, спасибо. Какая симпатичная тема. Я тоже любила в детстве маленьких кукол - немецкие пупсы с ванночками... Это был восторг. : )

Сейчас, при вспыхнувшей любви к антикварным куколкам, подобралась маленькая коллекция малышек.

Иногда даже платьица шьются под настроение. Все, как положено - антикварные кружева и глубоко винтажные кусочки тканей.

Правда, не так много сшито нарядов для разных девушек. Очень уж мелки! Особенно одна есть - самая старенькая.

И как только я в детстве такие сложные костюмы для пупсов шила? И обметывала ведь все! : )))

Шикарная публикация!! Спасибо))))

Очень хочется попробовать сделать нечто подобное... Но пластика в качестве материала меня совсем не привлекает, а работать с фарфором - это ого-го сколько нужно опыта и прибамбасов....

Наборы со швейными машинками - какая вещь потрясающая! Я не фанат старинных кукол (да и вообще любых фабричных кукол {#}), но эти наборы сразили наповал!!

Спасибо за публикацию, очень интересно!

Спасибо за интересный рассказ и чудесные фото!{#}

Ох, спасибо! С удовольствием посмотрела публикацию! Вот до сих пор мучает вопрос, как правильно произносится: миньонетта или мигнонетта? Я больше склоняюсь к первому варианту, но чаще слышу произношение второго варианта))

Конечно же, нужно говорить "миньонетта")))) Во фр.языке буквосочение gn даёт звук, похожий на русское "нь"))

Показать еще