Хендмейд, или Сам себе начальник
- Рубрика: Хендмейд как бизнес
- Виды творчества: Разные виды творчества

Вы решили стать известным мастером и бросить работу? Замечательно, но не торопитесь, ручная работа, как и любой бизнес, требует материальных затрат. С чего же начать?
1. Самое главное, взять себя в руки и подойти к делу серьезно (для меня стимулом к этому стала болезнь и невозможность нормальной работы в связи с ней). Серьезно я занялась ручной работой прошлой зимой, и хотя занимаюсь ей уже около 7 лет, до этого относилась не серьезно, и зачастую мои закупки в 2-3 раза превышали прибыль.
2. Решите для себя, чем вы будете заниматься (я в итоге отмела работу с украшениями. Хотя у меня дома до сих пор ассортимент небольшого магазинчика для изготовления бижутерии. Это говорит о том, что я не планировала закупки!
3. Определите свою целевую аудиторию (с этим у меня изначально тоже был промах), не стремитесь сразу охватить как можно больше, выберите узкий профиль, тогда ваш покупатель будет знать, какие работы в каком стиле он может у вас найти. (целевая аудитория: возраст, пол, товар, мотивация к покупке, каналы сбыта и прочая. Если вы это читаете, значит у вас есть интернет и будет не лишним поискать и почитать инфу по определению целевой аудитории.)
4. Итак, вы знаете, что вы будете делать и для кого?
Спешу расстроить, не знаете. Кроме того, что вы будете создавать, что-то, вам придется заниматься кучей побочных вещей, которые отнимают много времени(это не считая работы и домашних обязанностей которых никто не отменял.)
Если вы умеете четко планировать день, это замечательно, если нет, также советую поискать информацию по планированию. Но сейчас не об этом. Кроме того, что вы мастер, вы продавец, бухгалтер, снабженец, фотограф, курьер, вы еще тот самый начальник, который должен давать себе пенделя и контролировать сроки.
5. Бухгалтерия.
Изучайте способы расчета стоимости работ и выберите для себя адекватный, их много. Например вы берете стоимость работы в час и плюсуете стоимость материалов? Замечательно. Но, это должен быть адекватный расчет. А то можно делать работу неделю, а если считать фактически (убрать обеды, походы по магазинам и тд)выйдет, день.
Существует куча удобных программ для составления таблиц (лично мне милее записи на бумаге, которые я дублирую на компе.)
Я распечатываю пустые формы таблиц и заполняю, на каждый месяц новые отдельные бумаги. Раньше у меня была тетрадь в начале которой были таблицы продаж, в конце закупок.
Мои таблицы (это не значит, что они вам подходят, такие я вывела для себя):
Продажи — дата, название работы, количество, цена, цена расходников, описание (перечисление материалов), пометки(например, продано на выставке или где еще, если были скидки — то на какую сумму, заказ или готовая работа), дорожные расходы.
Заказы — дата, количество, формат, материалы(у меня отдельные графы: бумага, кожа, вставка, закладка, замок), предоплата(да нет), описание(подробное описание заказа), сроки(дата сдачи).
Закупки (лучше сразу ограничить лимит закупок в месяц определенной суммой, это сложно, я часто не укладываюсь) — наименование, количество, цена за штуку(если куплена нитка бус, то цена 1 вычисляется делением цены на количество бусин), место покупки(часто потом, срочно нужно докупить и не помнишь, где брал), дорожные расходы.
ПО ЗАКУПКАМ нужно иметь дополнительный блокнот, который возишь с собой и записываешь сразу, обычно если не пишешь сразу потом можно забыть.)
Расходы (это дополнительная таблица) — выставки, визитки, оплата магазинов(для меня это ярмарка мастеров), и прочие расходы относящиеся к вашему делу, но не учтенные в других таблицах.
Сводная таблица (сюда вносим общие суммы за месяц, вычтя из прихода все остальные графы, вы узнаете, заработали ли, хоть что-то или ушли в минус) — приход(продажи + заказы), материалы(те что ушли на изготовление проданных работ), закупки, расходы.
6. Продавец: Определите ресурсы на которых вы будете выставлять свои работы, ведите и обновляйте регулярно. Подробно описывайте свои работы, не забудьте указать размеры и цену. Многие делают ошибку не указывая цену. Человек может пройти мимо, постеснявшись спросить. Определите, берете ли вы заказы или только продаете готовое. Разберитесь со способами оплаты (наложенный платеж, почтовый перевод, наличные, перевод на карту). Пропишите условия возврата. Как бы это было неприятно, но человек имеет право отказаться от вашего шедевра.
7. Курьер (доставка). Четко сформулируйте и изучите способы доставки, которые будете использовать.(почта, личная встреча, курьер, самовывоз...)
8. Снабженец. Много времени отнимает поиск и закупка материалов, лучше также вести отдельный документ, с адресами и ссылками на магазины, будет замечательно, если вы составите для себя краткое описание, что там можно найти (у меня есть блокнот с наклеенными визитками с дополнениями и пометками).
9. Начальник. Распределите время.
А. время на поиск материалов, а не отвлекайтесь на это все время.
Б. время для проверки почты и переписки с заказчиками.
В. время для обновления дневников, страничек, магазинов.
Г. время для фотографирования работ и обработки фотографий.
Д. время для исполнения своих задумок и заказов.
Е. время для ведения документации(лучше вносить все изменения сразу).
З. время для работы по дому и семейных дел ( Самое главное время!!! Если не уделять этому внимания начнутся семейные проблемы и ваш душевный покой рухнет. А променять любимого мужа, на любимое хобби — не равноценный обмен ).
10. Фотограф.
Изучайте фотографию. Если вы выставляете свои работы, через интернет, то ваш покупатель может оценить ваши работы только визуально, он не может их пощупать. Делайте подробные фото. Не перебарщивайте с обработкой, многие наводят красоту фотошопом, а потом недоумевают, почему возникают возвраты. Лучше не прятать косяки, а стараться их не делать. Нет предела совершенству.
Все правильно, Света! Я полностью с Вами согласна!
У меня пока везде творческий беспорядок
, поэтому я вечно ничего не успеваю
Наталья, я пока тоже не все успеваю, но очень стараюсь. Очень помогают таблицы со сроками. И планы на день и неделю. Удачи вам.
Прочитала на одном дыхании, спасибо!
Рада, что пригодилось.
Спасибо, Светлана! Полезная статья. Хочется пожелать удачи всем тем (в том числе и себе
), кто решился, решается отправиться в самостоятельное хэндмейдное плавание. Уверена, что серьезный, рациональный, ответственный подход к делу и вера в свои способности и силы принесут желаемую отдачу, моральную, материальную и благодарных заказчиков и покупателей.
Спасибо!Есть над чем подумать...:-)
Полезные советы, - спасибо!
Отличная статья! Я пока обдумываю вопрос по поводу уйти с основной работы! Сейчас в декретном, но ведь когда-то он закончится и надо будет решиться.....
решать нужно до того, как он закончится и пробовать серьезно заняться тоже. Тогда узнаете реальный ли это для вас доход или нет.
я пробую изо всех сил! Пока все получается! Просто страшно жеш что-то менять кардинально!
Спасибо, Светлана, информация полезная. Обязательно нужно себя организовывать. Иначе очень много времени тратится на что-то, вроде и работаешь, а успеваешь мало.
А у меня все как-то наоборот идет- чего в голову взбрело, то и делаю- никаких ни планов, ни рассчетов. Цены не просчитываю, материал и фурнитуру покупаю спонтанно, учета так и в помине нет. Единственное что совпало- так это пункт 10, и то, все говорят, что вживую работы лучше, может потому, что их потискать и пощупать можно?
Время на, то, что поделать идеи навеянные вдохновеньем, я тоже выкраиваю.
Цены на изделие, я считаю только по полной готовности. Но время когда я не высчитывала прошло, раньше занималась украшениями и часто тоже не все учитывала, казалось бы, что там пара бусинок. А потом решила посчитать и выяснила, что работаю себе в минус.
Залежи спонтанно купленных материалов и сейчас в шкафах, тысяч на 30 или больше. Твердо поняла, что нужно думать, когда покупаешь, то что глянулось, не факт, что оно уйдет в работу в ближайшие пару лет..
Согласна с Вами. Главное-чтоб с удовольствием и радостью. Планов,сроков,подсчетов хватат на основной работе.
Спасибо, было очень интересно читать!
Благодарю Светлана за статью!
Много уже читала про организацию хедмейда, с некоторыми пунктами уже определилась. Ваша статья заполнила пробелы в моих организационных планах.
Удачи Вам!!!
Спасибо. Ну это тоже, не все, что можно и нужно принимать в расчет. Каждый пунктик можно раскрыть детальнее. Плюс пунктик МАСТЕР, я вообще не описывала, думаю, каждый и так знает, что кроме того, что создавать, нужно изучать новое.
Я вообще предпочитаю ни чего не планировать, как та птичка- куда хочу, туда лечу. Всю жизнь жить по строгому плану... , а теперь решила, что живу как масть пойдет. Правда, иногда хочется установить график отдыха. На официальной работе предусмотрены выходные и отпуск, а в хендмейде отдых- это работа.
Согласна, но я стараюсь выходные посвящать семье, семья это святое.
Нужно. Информативно. Актуально.
Светлана, я все прочла на одном дыхании (мечтая о том, чтобы создание украшений стало моей основной работой). Вот только с таблицами, расчетами, ведением документации у меня проблемы... мне так нууууудно этим заниматься...
Мне тоже нудно, но нужно.
Мне проще их на бумаге заполнять. Советую попробовать сделать пустые формы распечатать, и файлик с ними держать под рукой на рабочем месте. Когда они под рукой, как то проще, чем лезть в документы и искать нужный.
Спасибо, прислушаюсь!
Статья интересная. Даже дочитала до конца, хотя обычно такой объём текста меня пугает.
спасибо
прочла с большим интересом и нашла много полезного для себя
спасибо за статью
Всем спасибо за ответы, рада, что пригодилось.
Спасибо! Замечательная статья!
Очень интересная статья. Особенна она хороша несвойственной творчеству четкостью и реалистичностью. Спасибр большое! А ещё, для меня, очень важен последний пункт, про время для семьи. Поскольку основное время съедает основная работа и хобби, получается что ГЛАВНЫМ людям не так уж много моего внимания перепадает... мдя... Задумалась.
Да, я об этом задумалась, только когда пошло негативное отношеник к моему творчеству. И пересмотрела важность разных вещей. Начала пользоваться услугами курьера, это экономит кучу времени. И выходные сделала выходными(очень сложно), за то посвещаю семье. Главное не забывать учитывать, то, что это выходные, когда называешь сроки выполнения заказов.
очень хорошая статья!!!!
всё отлично и правильно изложено!
спасибо огромное! Полезная информация!
Спасибо за статью! Очень информативно. Да, надо себя как-то дисциплинировать :)
Многие думают, что у работающего дома куча времени. Но это не так. Особенно важно приучить семью не отвлекать - я работаю. А то что я сейчас перед вами не означает, что я могу отвлекаться каждые 5 минут.