"Чара очаровала": необыкновенный чароит

Маленькая история о необыкновенной реке под названием Чара, пустыне в Восточной Сибири  и красивейшем минерале.

В Восточной Сибири протекает небольшая река Чара — приток Олемны. Зарождается река на южном склоне хребта Удокан, протекает по Чарской котловине, пересекая Кодар. 

чароит

натуральные камни 

драгоценные камни

изделия ручной работы

чара

Нереально — как будто север и юг сошлись вместе. Пустыня в Сибири — вот это новость. Да, в Чарской котловине существует песчаный массив размером 10 км на 5 км. Но это еще не все.

Именно на берегу этой студеной бурной реки в 1978 году был обнаружен красивейший минерал под названием чароит. И это месторождение на сегодняшний день остается единственным вырабатываемым в мире.

Изначально камень приняли за разновидность змеевиков, однако после анализа структуры камня, выяснилось, что это абсолютно новый минерал, аналогов которому в мире нет.

Лирики говорят, что в этом сиреневом камне действительно есть нечто чарующее, он манит подобно водам глубоководной реки Чары.

Иногда после обработки обнаруживаются длинные тонкие жилки медового или темно-зеленого цвета в составе камня, которые выходят из одного центра, образуя красивую структуру. Встречаются образцы с эффектом «кошачьего глаза». А благодаря приятному сиреневому оттенку некоторые называют его «непрозрачным двойником аметиста».

Цвет чароита может варьироваться от светло-сиреневого до густо-фиолетового. При полировке камень получает шелковый блеск, присущий уральскому малахиту.

Чароит считается символом домашнего очага. Если в вашем доме хранится фигурка из чароита, она всегда будет охранять мир и покой в семье.

А обладатель украшений из чароита всегда будет в окружении любимых и любящих людей.

Тем не менее, чароит не завоевал всемирной популярности. Широкому распространению чароита мешает установленный Правительством Республики Саха-Якутии лимит на добычу камня в размере 100 тонн в год — это вынужденная мера, защищающая от быстрого иссякания месторождения. Статистики подсчитали, что на одного жителя Земли приходится не более 0,0016 г чароита. Именно поэтому чароит год от года неудержимо растет в цене и становится все более редок. 

Спасибо за внимание.

Комментарии (32)

Красивый камень, но страшновато! А места просто неземные! И, интересно, как будто в пустыне, растет прострел! Красота!

ну не знаю....
каменоь конечно красивый...
Я жила недалеко от тех мест...вездев основном повышенная радиация.
Так что камешки могут иизлучать. Может ,какподелки еще и ничего, а как личную вещь, которую носишь..оч сомневаюсь

Диана (miniDi) 19.01.2015

Сибирская пустыня...надо посетить) спасибо за познавательную статью (для меня в сфере путешествий), а чароит - удивительный минерал купила на ЯМ себе маленький кабошон из натурального чароита, счастья полные штаныimage )) Даже боюсь представить, сколько стоят поделки в иркутском магазине (что на фото в комментариях)!

Юлия 19.01.2015
Там еще была какая-то детективная история с регистрацией чароита в Международном геологическом обществе (не помню точно, как оно называется): сначала его не зарегистрировали за Россией в классификаторе. Но наши геологи-геммологи все-таки смогли несколько лет спустя доказать, что этот минерал был впервые открыт в России - сложный анализ камня и проч. И в итоге, все-таки - Россия. Красив необыкновенно. Но Россия - не единственная страна где добывают чароит, просто другие месторождения много-много меньше нашего. Можно посмотреть в Интернете ("история открытия чароита" - статья Веры Роговой - геолога).

Вот она какая Сибирь... {#}

Изумительные пейзажи, какие-то даже инопланетные... и очень красивый камень!

СоничкинА 17.01.2015
Семь лет жила в Чаре ! Это действительно удивитедьное место. Горячие источники, пустыня, Кодарское ущелье... Спасибо зп приятные минуты воспоминания!

Красиво! А нам в Иркутском магазинчике не разрешили фотографировать, там такая ваза большая стоит, загляденье!

Спасибо за публикацию! Очень познавательно!{#}

Спасибо огромное за публикацию. У меня лежит уже три кабошона чароита в хомячьих запасах, и хочу еще купить. Это действительно невероятный камень. И спасибо Марине, за предостережение. Теперь буду внимательнее выбирать. Хотя я думаю, если покупать официально, то камни проходят проверку.

Господи, да вы наисчастливейший человек, Наталья! Увидеть неповторимые пейзажи, которые завораживают душу, это величайшее наслаждение жизни! Разве не в этом заключается частичка счастья? Не устаю удивляться великолепию и многогранности красоты нашей Земли!!! Сколько потаенных мест она скрывает! И как талантливы люди, которые неутомимы в своих исканиях! Я желаю Вам всяческих благ, творческих успехов и признаний! Ваша статья потрясающе хороша и важна! Оставляю ее в избранных, а Вас, как мастера добавлю в свой круг!

СПАСИБО!!!

С уважением, Светлана.

Nataly Mont 17.01.2015

Светлана, спасибо за теплые слова и поддержку, меня иногда называют чуть ненормальной-мол не сидится мне дома. А нас жизнь наградила такой страной- что аж дух захватывает.

марина (fueibr) 17.01.2015

Есть одно но - чароиты могут быть радиоактивными.

"Наличие радиоактивного тория в чароититах отрицательно сказывается на качестве ювелирно-поделочного материала. Последнее необходимо иметь в виду при изготовлении из него ювелирных украшений, а также изделий сувенирного характера. Об этом редко встречающемся минерале особо следует помнить камнерезам-любителям, которые большей частью имеют дело с первоначально не проверенным на радиоактивность сырьем. В этом случае необходима хотя бы его визуальная проверка на предмет выяснения присутствия в чароитите желтого, различных оттенков, минерала в виде коротких призматических зерен размером от 1 мм, редко до 1—2 см. Вокруг подобных обособлений обычно наблюдается светло-коричневая кайма, свидетельствующая о радиоактивном распаде. Простую проверку на радиоактивность предлагает К.А.Лазебник, одна из исследователей месторождения. Обычная фотопленка, завернутая в черную бумагу, приводится в соприкосновение с ровной поверхностью образца (выдержать в течение недели). После проявления экспонированной пленки на ней появляются черные пятна в случае присутствия в породе радиоактивного элемента. Использовать такой чароитит для изделий, входящих в контакт с человеческим организмом, не рекомендуется."

More beauty (Nataly S) 17.01.2015

Великолепный камень! Спасибо за статью!

Спасибо за публикацию! И особенно за фотографии природного ландшафта.

Моя мама очень любит этот камень. Не раз делала украшения из него специально для нее. Он и правда очень красив этот камень.

На одну из ярмарок в Петербурге приезжали люди из иркутся, привозили поделки и украшения из чароита. Стоили баснословных денег. Мама готова была даже у них что-то купить, я остановила. Камень безусловно красив, но его использование чудовищно. Бусы были нанизаны на самую дешевую, еще и не в тон нитку, фурнитура самая ужасная китайская, так еще и приделана кое-как. То же было со шкатулками: замки и соединительные механизмы ужасные, пластинки из камня приклеены на фанеру, а внутри к этой фанере обычная красная бархатная бумага. Так мы были разочарованы. image

Nataly Mont 17.01.2015

Где-то попадался аннонс, что в Иркутске начали строить чароитовую комнату- интресно было бы посмотреть- наверное чудо. А про Чарские пески уже 2 год вынашиваю идею поехать в это удивительное место.

Благодарю за красивые фотографии! Камень удивительный! Тоже не смогла удержаться от его приобретения в одной из поездок в Иркутск, очаровал ...и энергетика у него просто потрясающая! image

Очаровательно!!!{#}

Меня тоже очаровало!!!{#}

И я хочу Чароит...{#} Ну хотя бы свои 0, 0016 г...{#} !!!

Красивейшие места есть в нашей стране, просто оЧаровательные )))))) Замечательный камень, встречаются насыщенные, щелковисто, переливистые очень красивые ! Спасибо за публикацию ))))

Спасибо за очень интересную публикацию! Камень этот тоже очень нравится! А в Сибири нашей еще ох как много интересного и чудесного!

Для меня открытие и чароит и пустыня в Сибири и красота неописуемая!

Спасибо !

Наталья, спасибо большое! Очень интересно, познавательно и красиво!!!!

{#} Так у меня оказывается подвеска не аметист, а чароит! Вот здорово! {#}

Очень понравилась публикация и фотографии! Спасибо большое!

Спасибо за публикацию!! Узнала много нового. Красивые фотографии природы и изделий из чароита...в избранное...буду любоваться.

спасибо за публикацию! мой любимый камень) всегда со мной) {#}

Nataly Mont 16.01.2015

Очень рада что публикация оказалась интересной и полезной. То же обожаю этот камень, но вот найти отменного качества пока не удавалось.

Он действительно красив!

В прошлом году была в Иркутске,купила украшения с этим камнем.Нравится - безумно!{#} Это единственное фото,что я успела сделать с чароитом в одной лавочке. Там были и украшения ручной работы с бисером,роспись на камне-глаза разбегаются.... и фигурки.Они меня особенно порадовали,потому что это были не изрядно поднадоевшие слоники(хоть я их очень люблю),лягушки и т.п ,а фигурки медведей,белочек,нерпы,Бабра (зверь такой.Он на гербе Иркутска)

Лора Чайка 16.01.2015

Какое красивое место!!! Фотографии- просто фантастические!!! Спасибо, приятно было прогуляться! Я первый раз увидела колье из чароита необыкновенной красоты где-то, наверно, в году 1986-87...будучи в гостях в Киеве, на выставке в Лавре... В описании к к колье была и информация о том, что это за камень и откуда... С тех пор -просто заболела чароитом...Все присматривала в магазинах колечко- сережки....Но все было такое.....простое...(по сравнению с тем колье!). И только открыв для себя в прошлом году этот сайт- наконец нашла, то, что хотелось приобрести! И столько!!!!! Все {#}б скупила!! Столько красивых работ- не знала, что выбрать! Даже коллекцию собрала{#}

Татьяна ❀ Rimel 16.01.2015

Спасибо за интересную публикацию!

Как хорошо, что через меня прошло количество этого красивейшего камня, которое больше 0,0016 г

{#}

Спасибо за экскурсию )) Очень красиво!

КЛЯЧКА (smuzi) 16.01.2015

Во Франции аэропорт Шарля де Голля все стены отделаны нашим чароитом. В советские времена всё раздавали направо и налево,а ведь кроме как в России его нигде не добывают! Вот так-то!

Все для хобби! 16.01.2015

Очень красивый камень! Не помню, чтобы о нем слышала раньше{#}, спасибо, что познакомили с таким прекрасным местом и потрясающей красоты камнем! Очень понравилась шкатулка {#}