Рождение куклы. Часть II: формовка

В этой части цикла статей я расскажу о втором этапе в работе над фарфоровыми куклами - формовке.

 

Часть II: формовка

Когда модель закончена, загрунтована и отвечает всем требованиям, можно приступить к следующему этапу: снятию форм. 

Формовка – один из самых грязных, физически тяжелых и травмоопасных этапов в создании куклы. Распороть руку инструментом или острым краем формы проще простого. Поэтому нужно быть очень аккуратной, следить за порядком на рабочем месте и соблюдать все технологии и правила безопасности. Я же расскажу о снятии форм на примере самых маленьких и простых деталей – коленных шарниров.


Первым делом нужно определиться с тем, где будут проходить швы. Швы – это места стыков частей формы. Их нужно сделать очень аккуратными и постараться свести к минимуму. Делается это с помощью двух простых правил: нужно делать максимально аккуратные стыки и минимальное количество частей форм. Некоторые детали, например, грудь или голова, имеют сложную форму, и нужно делать больше, чем две части формы. Для большинства деталей хватает и двух частей, но нужно очень и очень точно определить место прохождения шва, иначе деталь просто застрянет в одной из частей формы, и при попытке вынуть ее оттуда сломается либо форма, либо деталь. 

Итак, с местом прохождения шва я определилась. Коленные шарниры имеют достаточно простую форму, и это не представляет большой сложности.


Дальше нужно создать опалубку вокруг деталей. Это что-то вроде комнаты, в «полу» которой детали утоплены до линии шва. «Пол» делается из мягкого материала, в котором легко утопить детали и который легко снять (например, пластилина или глины), а «стены» - из плотного, но свободно гнущегося материала, который выдержит тяжесть незастывшей формы (например, картона или жести).

После создания опалубки выступающая часть модели смазывается разделительным составом, и можно приступать к непосредственному изготовлению формы.

Обычно формы делаются из гипса. Я предпочитаю использовать алебастр. Это материал, по всем свойствам схожий с гипсом, но обладающий большей пористостью и немного иными свойствами при работе, а также окрашенный в серый цвет. Мне удобнее работать с ним. На готовой кукле выбор материала для формовки никак не сказывается.
Порошок гипса или алебастра разводится водой до нужной консистенции. Затем я аккуратно наношу кисточкой первый слой материала на модель и прилегающие к ней области – это нужно для того, чтобы материал полностью повторил форму модели, и на ее поверхность (особенно в зоне прилегания к опалубке) не образовалось пузырей. После я вливаю в опалубку остальной материал. Я погружаю кисточку в еще жидкую форму и прохожусь по поверхности модели, чтобы выгнать все пузырьки, которые могли возникнуть на поверхности. Но это еще не все: теперь нужно аккуратно потрясти будущую форму, чтобы все пузырьки поднялись повыше, и чтобы полностью исключить возможность их появления на поверхности формы.

Теперь форме нужно высохнуть. Маленькие формы сохнут несколько часов, большие могут сохнуть и несколько дней. Когда форма подсохла, я снимаю опалубку, выравниваю поверхность формы и срезаю углы (которые могут быть очень острыми), и с помощью специального зубоврачебного инструмента вырезаю замки (небольшие углубления, благодаря которым части формы не будут смещаться относительно друг друга) и литники (воронкообразные углубления, прилегающие к модели, по которым в форму будет заливаться жидкий фарфор).


Затем «стены» опалубки возвращаются на место, готовая часть формы и модель вновь смазываются разделяющим составом и вновь повторяются все этапы заливки и обработки формы. Готовая форма сушится, раскрывается и из нее извлекается модель. Таким образом, в гипсовом слепке мы получили отверстие, во всех деталях повторяющее форму модели.


Когда форма становится абсолютно сухой, она готова к следующему этапу: отливке фарфора.

 

Продолжение следует.

Комментарии (4)

Спасибо большое за мастер-класс. С пузырьками я так намучилась, поэтому ваш опыт так меня порадовал!

Спасибо за информацию. А если мастер модель из пластилина - в чем её утапливать? Я никак не могу придумать как с нее снять форму{#}

Делайте аналогично, только более осторожно, чтобы не испортить мастер-модель из пластилина.

Спасибо большое за мк!Сижу перевариваю)))оч круто!