Встречаются две отличные друг от друга, но существующие параллельно теории. С одной стороны, принято считать, что люди еще на самой заре человечества начали с удовольствием и интересом себя украшать и продолжают делать это по сей день. С другой стороны, по неизвестной мне причине многие мои современники считают, что древность выглядела серо и уныло, в равной степени буднично и печально выглядели и люди, и их быт (в том числе вещи, которые их окружали). Хочется в данной статье дать развитие первой идее и, хотя бы частично, разрушить вторую. Издавна люди пытались произведениями рук своих изменить, дополнить природу, а то и противопоставить ей свои творения. По этой причине чем лучше, качественнее, сложнее было изделие, тем больше восторгов оно вызывало в древних и не очень древних сообществах. В наши дни, когда мы видим грубо сколоченный табурет, он у нас ассоциируется или с чем-то некачественным — раз, или с чем-то природным — два. В зависимости от вида этого табурета, можно либо соотнести его с каким-либо экологическим стилем, либо с довольно грубой работой. Таким образом, обнаруживается большая лояльность к «природным» объектам, нежели 100-200 лет назад. К чему я все это рассказываю? А к тому, что стеклоделие, зародившись в Египте и Шумере и распространившись потом на территории Средней Азии и Средиземноморья, стало одним из наиболее показательных видов производства, иллюстрирующих многоцветие и яркость вещей, окружающих древнего человека, а также сложность производственных процессов и высокий уровень развития технологии изготовления и обработки стекла. Известно, что из стекла могли изготавливаться в разное время различные виды изделий: емкости и инструменты для других видов ремесла, посуда, светильники, детали мозаики, витражи, туалетные принадлежности, украшения, детали декора… Список может быть очень длинным, если перечислять все подробно. Среди украшений хотелось бы выделить стеклянные перстни, поскольку они одновременно могут считаться массовым материалом среди археологических находок, а также поражают внезапным разнообразием форм и цветов и длительностью существования как вида украшений. Не буду вдаваться в историю стеклоделия более глубоко, но замечу, что распространение стеклянных перстней измеряется в десятках тысяч километров и охватывает территорию Европы и Азии практически полностью. Находки подобных вещей на других континентах мне неизвестны, но я, вероятно, мало занималась этим вопросом. Определенный интерес могут вызвать перстни и кольца египетского производства, представленные в музеях Европы. Это музеи Берлина (например, Neues Museum, в котором присутствуют в основном кольца замкнутые полукруглого сечения синие и голубые из кобальтовых и медесодержащих стекол), музеи Парижа (например, очень интересные колечки из Лувра), а также коллекции большинства музеев, посвященных истории Древнего мира или истории стекла. Все представленные изображения не дадут полной картины изготовления перстней, но наиболее любопытные примеры таких изделий на них представлены.
Эти артефакты относятся к эпохе Нового царства (1550–1069 гг. до н. э.), Лувр, Париж. 11–13. Стеклянные кольца, Инв. №№ AF 10875, AF 10874, AF 12667.
Ну и еще, чтобы порадовать вас замечательными египетскими изделиями, покажу чудесный косметический сосуд. Это, конечно, не перстни. Но представление об уровне развития стеклоделия получить можно.
Сосуд в форме рыбы из Ахетатона (Эль-Амарны)
Другой эпохой в истории стеклоделия следует назвать античность, когда производство перстней получило новое и довольно интересное развитие. Приведу несколько примеров из музея стекла в Мурано, Италия.
Кольца — из глухого непрозрачного черного стекла, на заднем плане кольцо из цветного стекла: оправа выполнена из витого бело-зеленого стекла, вставка — из изумрудно-зеленого стекла. I—II вв. н. э. Перстни изготовлены способом навивки на основу.
Кольца — оправа выполнена из витого цветного стекла, вставка — из красного стекла, имитирует гранат. На заднем плане кольцо белого непрозрачного стекла. I—II вв. н. э. Они также изготовлены методом навивки на основу, но для их изготовления заранее выполнена основа, включающая в себя нити золота. Вероятно, такие перстни были более дешевой, хоть и достаточно трудоемкой заменой перстням из золота и драгоценных камней. Переходя к эпохе Средневековья, хотелось бы показать вам аналогичный перстень, датируемый уже не античным периодом, но в целом сохраняющий черты перстней, показанных ранее. Это археологическая находка из города Дрохичин в Польше, датируемая XII—XIII вв.
Сложно предположить, почему такой тип перстней сохранялся в течение настолько длительного срока, но факт остается фактом - они были очень популярны.
Современные копии подобных перстенй изготовлены с соблюдением аутентичной технологии, исключение составляют лишь золотые нити, которыми в древности декорировали заготовку.
Напомню, что интерес к стеклянным перстням то появлялся, то угасал, менялись и технологии производства, и техника изготовления данных изделий. Одним из пиков популярности таких украшений следует назвать промежуток X—XIII вв., когда они были распространены от Ирландии до Урала, от Сирии и Византии до Скандинавских стран. В некоторых странах перстни производились, в некоторых являлись ввозным украшением, возможно даже предметом роскоши, атрибутом городской культуры. Наиболее характерными формами были гладкие полукруглые в сечении кольца и перстни со щитком овальной формы. Такие экземпляры найдены в Швеции в Сигтуне (Уппсала) и Висбю (Готланд). Они датируются XI—XII веками.
На территории Древней Руси самые ранние кольца найдены в д. Гнездово на территории Смоленской области. Они изготовлены из марганцевого стекла и датируются X веком.
В XI—XIII веках перстни приобрели совершенно разнообразные формы и декор, что отражено в таблице из сборника «Древняя Русь. Быт и культура» под ред. Б.А. Рыбакова и на иллюстрации с кольцами и перстнями из Древнего Новгорода. Вообще, стеклянные перстни были распространены среди населения древнерусских городов, они практически не встречаются на территории сельских памятников, то есть у крестьянского населения.
Вот так могли выглядеть перстни и кольца, найденные археологами во Владимире и в Суздале. Оригиналы могли быть изготовлены методами навивки или литья в форму.
И на территории Украины так же найдены довольно любопытные экземпляры необычных форм:
После монголо-татарского нашествия традиции древнерусского стеклоделия претерпели изменения и во многом были нарушены. Также угасли и традиции изготовления перстней из стекла. Возможно, они существовали и в более позднее время, но не так ярко и широко. Если вы можете поделиться такой информацией — буду благодарна.
В наши дни формы и техники изготовления перстней могут быть разнообразны. Традиция преобразовалась, но она развивается и удивляет нас гранями сияющего, лучистого стекла.
В качестве иллюстраций в статье используются фотографии работ Леси Ткачук и Павла Кормана (мастерская PoleGlass, Киев, Украина).
С уважением, Журавлёва Ольга.