11 января. Страшный вечер

Сегодня последний день каникул - для многих страшный день , хихикс, и так уж получилось, что и в народном календаре 11 января назвают Страшным вечером.

В этот день, ближе к ночи, начинала особенно неистовствовать нечисть. На дворе собирали колья с Красной горки (см. запись в блоге от 10 января), а знахарка приносила угли из печи.

Старики же из своих постелей натрясали соломы. Зажигали костер - и в огне сгорали все болезни, тоска и беды.

страшный вечер, народный календарь

Об этом дне в народе рассказывали великое множество страшных историй. Вот одна из них, записанная в XIX веке:

«В прежние времена такие истории случались, что только подумаешь, так кожу обдирает.

- Ты, дядя Василий, поди, много знаешь страшного-то? Расскажи, пожалуйста.

— Какое много, но кое-что знаю.

— Расскажи, Василий Александрович.

— Ну, ладно, расскажу вот я про своего родителя, как он у меня Святки проводил да с лешим шушукался. Дело было в Святки на пятой день Рождества Христова.

Он же был мельник, вот и вздумал запустить мельницу на Васильев день, крестьянам муки помолоть. Оделся в шубу и пошел. У нас в тот вечер была посиделка, ребята ему и кричат: мол, не ходи, дядя Александр, смотри, леший шапкой по голове помажет.

русский календарь, леший

Как это они сказали, он и говорит: «Я лешему сама рога переломаю». А мать моя услышала с печи и закричала: «Перекрестись, прежде чем на мельницу входить, Лександр, нешто забыл, ведь Святки теперь, мало ли что может наблазниться?»

Отец же был немножко выпивши, изругал нас всех трусами и пошел на мельницу. Идет себе и в ус не дует, не верит, что может его леший поблазнить.

Выходит за деревню, подходит к баньке на краю деревни и только хотел пройти мимо, как вдруг двери в бане как хлопнет, так что вся баня-то и запрыгала. Он и подумал, что это, наверно, банника леший донимает, и решил его выручить.

Подошел к бане и хотел было отпереть задвижку, но не тут-то было. Никак дверь не подается, хоть ногой он толкал, потом плечом в дверь уперся. Дверь трещит, но не отворяется — и все тут. Вдруг отец слышит, что леший-то стонет, и думает: «Погоди, я тебя уважу», - и давай опять плечами дверь поддевать. Опять слышит: леший хрипит от натуги, но поддается, дверь не отпускает. Отец плюнул и пошел дальше, только на прощание сказал: «Ужо, леший, я по шее-то тебе накостыляю».

Приходит на мельницу, вынул из-под колес и машин подставки и сел покурить, как ни в чем не бывало. Вдруг слышит, что под мельницей кто-то свистеть, да так резко, как рожок нашего пастуха Ваньки.

Свистит это он, леший, а отец усмехается: «Свисти, я ведь не испугаюсь». Посвистал, посвистал да и замолчал. А затем как набрал воздуха в легкие да как дунет в машины мельницы, решил их крутить вместо воды. А машины-то, машины как замахают, так что страшно стало.

Ну и полез отец с мельницы-то долой, чтобы не придавило колесом-то мельничным. Вспомнил наконец отец мой, что от лешего можно «отговориться», и давай читать заклятье на лешего: «На море, на океане, на острове Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, на том камне, Алатыре, стоит крест, крестом крест человек родился, крест водрузился, а сатана связался, Бог прославился. Замыкаю свой заговор семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью цепями, бросаю ключи в Океан море, под бел горюч камень Алатырь. Кто мудреней меня взыщется, кто перетаскает песок из всего моря, тот освободит лешего».

Только заговор отец проговорил, леший заскрежетал зубами и давай опять пыхать в себя воздух. А отец за это время успел-таки запереть мельницу. «Ну, теперь. - думает, - леший, я с тобой хоть в рукопашную пойду». Только это подумал, как вдруг леший подбежал да как схватит у него с башки шапку - и нет его.

Приходит отец домой, а жена спрашивает, где шапка-то. «Леший унес». Все захохотали и умолкли.

Отец себе лег на печку, да и думает: «Как это я прозевал, когда леший шапку у меня стащил». Встал утром да и налаживается в Вологду ехать, купить себе новую шапку. У него опять мать моя спрашивает, куда он шапку девал. «Да леший унес, я ведь говорил тебе». Все стали расспрашивать, как это такая оказия случилась. Ну он им и рассказал.

Отец решил, что не придется ему больше носить шапку. Думал, если леший унес, так не отдаст никогда. Но не тут-то было. Поехал он в мясное заговенье к теще барана доедать по старому обычаю, подъезжает к Бревновскому забору, глянь, а на заборе шапка его висит.

святки

— Неужто это правда, дядя Василий?

— А что мне врать-то? Ведь не деньги брать».

Комментарии (14)

Марина, красота!!!

За городом - очень красиво. Природа вообще - моя страсть.

Мы все лето живем на даче, и, хотя это всего 35 километров от Москвы, много заброшенных участов - и КРАСОТЕНЬ, потму что мало народа!

Поутру открываешь дверь дома, а из полупустой бочки с дождевой водой торчит беличий хвост. Это белка пришла на водопой. Еще выглянет оттуда и довольно сердито начинает стрекотать-ругаться - чего это ты, мол, вышла и не даешь мне вволю напиться!

Последняя фотграфия - просто необычкновенная, для рожественской открытки. А первые две - Поленов:).

Марина, надо делать выставку фотографий!!! Они абсолютно профессиоанльны - или почаще выкладывать в блоге!!!

...Значит правильно мы вчера весь вечер сидели дома, и даже ворота были закрыты! Ну их эти страхи - я после перезда из города их первые годы натерпелась...незнакомые звуки, шорохи, всякая живность в открытые двери заползает-забегает...

Марина, я, как городский человек, на даче начинаю чувствовать себя неуютно уже ранней осенью - все разъезжаются, кругом звенящая тишина, всяки шорози (да-да, согласна!). В общем, я трусиха - в загородном доме даже в Норвегии у друзей чувствую себя как-то "не так":).

А зимой от морозов еще и деревья трещат и скрипят - УЗЯС:)!

Зато как здесь бывает красиво, в селе-то! Даже в Страшную ночь))) /фото не этого года, увы.../

Светлана 11.01.2015

А я шуганула всю нечисть! Хлеба напекла и под нашу развесёлую песню скачу по дому!{#}

http://youtu.be/RMfBX01pWY8

Смысл песни в том, что парень жалуется, что очень рано женился и жена попалась сварливая, пилит его и день и ночь. Он предлагает деньги , чтобы смерть забрала его сварливую жену и просит чертей тихонечко нести его жену, чтобы она не ожила и не вернулась обратно домой!

Светлана, и правильно:) - так и надо со всякой нечистью:)!

А мы ёлку зажгли.....и сразу весело и уютно стало.....вспоминаю вечер, когда я жила в Норильске...училась в 10 классе... пошли мы с подругами в театр... это было в конце зимних каникул (возможно, что и 11 января)....после спектакля стали одеваться.....я получила в гардеробе вещи, но в портфеле (он был чёрный)......оказался только один валенок ( тоже чёрный)...второй валенок исчез!!!!!!..... мы ждали, пока все оденутся...искали везде...нам помогали работники театра.....и все не только заглядывали в мой портфель, но ещё и руками там шарили....хотели нащупать валенок..... ну что ж, по морозу в туфлях не пойдешь - вызвали такси....но этот один свой валенок я всё же взяла с собой ....дома поставила его в родин ряд с остальной обувью.....а через два дня стала собираться в бассейн.....открываю портфель, чтобы положить полотенце, мыло......а в портфеле второй валенок!!!!!!!.... ...мы до сих пор вспоминаем с подругами этот случай.... сейчас думаю: ну точно нечистая сила подшутила ......!!!!!!!!!

Светлана, добрый вечер!

Конечно, это театральный домовой постарался. В таких случаях надо говорить "Домой-доой,поиграл - и отдай!" Помогает! Я так всегда ищу пропавшие вещи.

А, я пойду, свечи зажигать. Со свечой, уютно и не страшно. А, на огонёк, заглянут, только добрые люди!{#}

Правильно, особенно если свечи из Иерусалима:).

Показать еще