Мода кризиса. Уроки истории

Мода кризиса. Уроки истории | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В октябре 1929г. разразился банковский кризис на Уолл-стрит, ставший началом экономического кризиса в Европе: обесценились деньги, выросла безработица — все это немедленно отразилось на моде. Распространились темные платья с белыми воротничкам, сразу после краха на нью-йоркской бирже значительно удлинились юбки. Новые вещи были дороги, и модный удлиненный силуэт получали, удлиняя старые платья за счет клиньев, оборок и вставок. Кроме того, простые платья легко было трансформировать за счет аксессуаров. В середине десятилетия юбки стали еще длиннее. Ширина плеч постепенно становилась все больше: если в начале десятилетия достаточно было сборок и  рукавов-крылышек, то к концу их уже расширяли искусственно и дополняли стегаными накладками-подплечниками. Танцы были по-прежнему популярны, но это были уже те танцы, которые можно было исполнять в длинных юбках: танго, факстрот, свинг. Все платья «на выход» шились непременно с большим декольте (особенно на спине). Были очень популярны всевозможные болеро и жакетки, и вырез на спине в вечернем платье днем мог прикрывать короткий жакет. Пальто, как правило, были с рукавами-реглан, зрительно расширявшими плечи, с поясом и глубокими карманами. В мужской моде было популярно использование фраков на Западе и френчей в России — отчасти из-за Сталина, задававшего тон «верхушке», отчасти из-за повального дефицита. Кроме того, у мужчин стали популярны брюки-гольф с манжетами под коленом. В детской моде — и у мальчиков, и у девочек ценились непременные длинные носочки с босоножками, всевозможные матроски, пилотки и белые панамки.

Общее впечатление о моде 1930-х годов складывается из разнообразных клише: с одной стороны, шика голливудских див, с другой — сюрреалистичных и смелых моделей Скьапарелли , с третьей — общей моды на спортивный стиль — светлые брюки и юбки в сочетании с белыми футболками. Показная роскошь «десятилетия джаза» ушла в прошлое — мода тридцатых была более практичной, сдержанной и рациональной.

Основной силуэт можно вкратце характеризовать как высокий и стройный,  с небольшим высоким бюстом, рукавчиками-фонариками и отложными воротничками, юбкой из тонкой ткани, плотно сидящей на бедрах и прямо стекающей ниже коленей. Для такого эффекта юбки кроились по косой, что позволяло подчеркнуть красоту тела, не обнажая его. Популярны были геометрические рисунки  ткани — клетки и полоски, которые подчеркивали линии кроя по косой.  Был очень моден белый цвет. В СССР вся женская одежда шилась из ситца (другой ткани просто не было), мало того, все рисунки на тему цветов и прочих русских мотивов были принудительно заменены на индустриальные — с изображениями тракторов, сеялок, заводов и т.д. Несмотря на это, очень были популярны платья в горошек, а также в мелкий цветочек на темном фоне.

Брови должны были быть обязательно в виде «тоненькой-тоненькой ниточки, удивленно приподнятой». Из причесок самой модной была выполненная из волнистых волос, с косым пробором. Либо прическа «пикабу» (игра в прятки) голливудской актрисы Вероники Лейк — когда длинные волосы свободно падают до плеч, а  один локон закрывает глаз (вспомните «Кто подставил Кролика Роджера?» и стиль его очаровательной супруги).  Непременно светлая мода на блондинок с киноэкранов  вошла в жизнь: почти все знаменитые актрисы того времени были именно блондинками с голубыми глазами. Именно тогда появилось выражение «Ничто так не красит женщину, как перекись водорода». Светлые волны на улице непременно дополнялись остромодной  береткой, соломенной шляпкой с маленькими полями или фетровой с элегантной отделкой. Из обуви были модны белые парусиновые  туфли, застегивающиеся на пуговку. Каблук- рюмочка сменился на более практичную пирамидальную форму, а обрезанный носок 1920-х — на закругленный. Кроме того, были очень популярны туфли на танкетке или даже платформе — довольно грубой.

Именно тогда стали создавать ансамбли благодаря аксессуарам: за счет цветового единства шляпки, сумочки, перчаток и обуви. Уважающая себя модница не вышла бы на улицу без чулок цвета загара и с сумочкой, не совпадающей по тону с туфлями несмотря на повальный дефицит. В то голодное время аксессуары были единственно доступным способом следовать моде, своеобразной отдушиной  стильных девушек. Особенно были популярны шляпки и сумки-конверты, которые носили под мышкой. Зимой модницы носили меховые шапки-кубанки. В моде различные меховые аксессуары — такие как горжетки и муфты, причем в качестве меха зачастую использовался (и рекламировался в советских модных журналах) мех кошки, крота или суслика, ибо модными хотели быть все, а денег не было ни у кого.В шляпке, с перчатками и плоской сумочкой-конвертом дама выглядела элегантно одетой. У кого не было средств украсить себя дорогими нарядами, дополняли имеющийся наряд модными аксессуарами — шляпкой и перчатками. Перчатки были непременным аксессуаром в гардеробе дамы 30-х годов, их надевали даже к летнему платью с коротким рукавом.

С середины тридцатых годов в СССР нарастают тенденции изоляционизма, и западная мода не проникает больше в страну. Мода становится чуть устаревшей, она пытается, пусть и неуклюже, следовать западной, но уже с опозданием лет на пять. Во всем мире в 1930-х годах была очень популярна бижутерия, но в СССР ее просто не было, а все золото, даже обручальные кольца, у населения было изъято, поэтому иметь даже простые часики считалось немыслимым, неприличным шиком. В конце десятилетия стали модны славянские и прибалтийские мотивы, так как в Россию стали проникать через границу прибалтийские журналы мод. Кроме того, в СССР катастрофически не хватало ткани и некоторые модели, популярные в мировой моде, просто не прижились, так как требовали большого расхода материала.

Однако во второй половине 1930-х гг. благодаря Скьяп распространилась «цветная мода» — вместо белого в моду вошел ее фирменный ярко-розовый  и нетрадиционные сочетания ярких цветов. Эльза в своих моделях соединяла пурпурный и оливковый, бирюзовый и виноградный, к черному платью предлагала чулки красного цвета и т.д.

Все это позволяет говорить о том, что она значительно опередила свое время — многое из придуманного Эльзой Скьяпарелли в то десятилетие вошло в массовую моду  только спустя 40 - 50 лет.

Габриель Шанель ее ненавидела, они были ярыми соперницами, переманивали друг у друга моделей, клиенток, злословили. Вражда этих светских львиц занимала  европейское общество на протяжении всех 1930-х. Шанель пыталась работать с Голливудом, но сочла это ненужным для себя, Скьапарелли же в Голливуде добилась ошеломительного успеха, мало того, переманила многих клиенток у Шанель в Париже. В конце концов, конкуренция с Эльзой побудила и Габриель к созданию экстравагантных моделей — в конце десятилетия она поразила всех платьями из золотого ламэ, похожими на золотые слитки и «цыганскими» платьями с цветами и оборками национальных цветов Франции.

И уже с 1934 года мода, как бы предчувствуя приближение катастрофы, отреагировала изменениями в линиях одежды.

Время тревожное, всем становилась понятно, что это последние мирные дни перед великой катастрофой. И всё же, период 30-х годов можно назвать периодом наибольшего вкуса, временем новой элегантности. Как и в военное время, женщины вынуждены были взять на себя новые обязанности, в условиях разразившегося кризиса у них зачастую не было средств на приобретение одежды. Этими факторами было обусловлено и развитие моды десятилетия, основными тенденциями которой стали строгость, растущая роль аксессуаров и стремление создавать одежду для сильной и самостоятельной женщины.

мода

модные тенденции

модная одежда

модный аксессуар

стиль

кризис

мода кризиса

мода 1930

экономический кризис

ярмарка мастеров

ярмарка

эконом

стильный аксессуар

Комментарии (19)
Милые вещицы 15.08.2017

Даже на чёрно-белых фото и фильмах видно красоту и флёр.Такую одежду носила бы с удовольствием.

На первом фото девушки из более позднего времени: у двоих на голове "бабетта", это пришло в конце 50-х, начале 60-х. Да и платья тоже, с типичными для того времени юбками.

Спасибо за экскурс! Очень интересно!

Praguetime 09.01.2015

Как говаривала моя бабушка:

"Кризис - это.... для кого-то суп пожиже, а для кого-то жемчуг помельче!"

В данном случае - просто шикарный КРИЗИС!

Познавательно! Спасибо!

Какой красивый кризис!!{#}

Женщина и в кризисные времена - не теряет тягу к красоте, напротив, ее это подталкивает, стимулирует к созданию более женственных, более привлекательных вещей . И делают они это из ничего - как сказала Коко Шанель - женщина из ничего может сделать три вещи - салат, скандал и шляпку. )))))
Magista (magista) 09.01.2015

Очень даже симпатичная мода! Спасибо за публикацию! {#}

Как же женственно! Ах эти шляпки... {#}

Показать еще