Моя ностальгическая ёлочка

Моя ностальгическая ёлочка | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Поздравляю всех с праздником! Самым семейным и самым долгожданным.

В нашем доме культ живой, большой, под потолок елки.

В этом году получилась такая ретро ностальгическая.

Верхушка и игрушки  - семейные реликвии. Они как и морозик Луцкого завода (у него даже бирка жива с ценой 2руб.42коп.) хранятся в доме бережно пятый десяток лет. Совершенно трогательные - ватные и картонные, некоторые немного отреставрировать пришлось. Примерно этого же возраста и самодельные чуды, нашего с братом авторства. Умильно рыдаем каждый раз, извлекая из упаковки: часы-ходики из спичечного коробка, бородатого из яичной скорлупы мужика в ушанке, у коей утеряны уже оба уха и прочие гениальные детские творения 60-70гг.

Ещё лет 20 у меня традиция делать маленькие сувениры-символы года для друзей и коллег, при новогодних застольях сажаю их в рюмки гостям на память. Часть их оставляю для коллекции, тоже живут на елке. Ну и обязательно хотя бы 1 новую игрушку вешаем каждый год, делаю, покупаю или дарят.

Эту елку наряжали с большим смыслом и грустью. Первая елка без папы. В память о последней его прошлогодней, которую он установил и украсил с нами этими самыми игрушками, незадолго до смерти... Вообще, культ идеальной живой елки родители неизменно соблюдали всю жизнь. Теперь пытаюсь не утратить, продлить ощущение волшебства, которое они создавали, бесценное воспоминание и такая пронзительная краска...

старые новогодние игрушки

 Морозику нашему 50 лет, бирка на подставке гласит:ВОЛЫНСКИЙ ОБЛМЕСТПРОМ,ЛУЦКИЙ ЗАВОД КУЛЬБЫТИЗДЕЛИЙ г.Луцк,Волынской области,Артикул ВКО-08502136 ТУ166,размер 500мм, Сорт-1,Розничная цена 2руб42коп.

 ретро елка

Звезда-верхушка "слепая" на один лучик,но всё еще кремлёвски в строю.

Люблю очень, как елка "дышит" махонькими цветными огнями гирлянды.

Бережно хранимые старые игрушки, здесь не все , конечно.

Белочка и грибок на прищепке:

 новый год

Груша из серии ватных, ягоды и фрукты:

 Это НЕЧТО обычно вызывает бурную истерику. Создано лет 40 назад из яичной скорлупы.Подразумевается ушанка, но залихватские уши утрачены:

Зайка был невероятного белого матового стекла с поролоновыми ушами,лапами и шарфом. Сохранил лишь изначальную роспись морды,остальное пришлось придумывать заново, в утешение награждён ватной морковкой.

 Два любимых мишки с гармошками, белый и бурый, на прищепках:

 Мухоморы. Нижний, на тонкой ноге всегда был самой любимой игрушкой.

И хотя утратил почти половину головы, трепетно сохраняется и водружается в заключительный момент украшения елки на самое видное место.

Зову его Портосом, тк хвастать тылами не может, зато прекрасен всем остальным.

Давно мучаюсь мыслью,как продлить его жизнь,но пока не нашла решения чем восполнить потери в боях,

если есть у кого идеи, буду весьма благодарна за советы!

Попугай с пакетом ваты, в этом году подновил краски, что видно на фото ниже:

Шедевра из коробки спичек и деталей какой-то почившей игрушки, датируется примерно 77 годом. Маятник болтается, стрелки на спичке вертятся.

Настенька, всегда сажалась рядом с фонариком электрогирлянды, чтоб не сильно мёрзла:

Дирижопель СССР, очень модная игруха, сохранила родную волосатую зеленую проволочку, которой цеплялась за елку.  Ещё был космонавт Гагарин, но он улетел в космос и увы, не обещал вернуться...

Здесь в кадре тонкие витые стеклянные сосульки, были разных цветов, очень хрупкие создания, осталось пять нежно лелеянных штук. В глубине замечательная розово-зеленая сова, в этом году тоже обновила цвет глаз и носа.

Здесь же видны плоды рукотворчесва разных лет:

свин из винной пробки 2007 года,

ангелы из ватных дисков и сетки-упаковки заморских груш,

ну и упомянутый аксакал вся ёлки на первом плане.

Картонный птиц, почему-то в доме именуемый  Кукухом

склеен заново и снабжен новой петелькой.Наверно самый старый житель ёлки.

На заднем плане - юла и морковка.

домики:

месяц-шишка старались цеплять повыше:

Серия пенопластовых игрушек отличалась стойкостью, замечательной службой на самых травмоопасных тонких и нижних ветках. Аки терминаторы пережила нападки домашних любимцев и прочие вандализЬмы. За неприхотливость и преданность сему красавцу дарован новый нос. Для благородной задачи использован тайно умыкнутый мамин лак для ногтей, модного в 70-80гг оттенка «морковка». Товарищ гордо несет на боку клеймо цены в 15 коп. которая, безусловно с годами, трудовыми заслугами и пр - возросла в разы)))))

Ниже видна ранняя и не удачная попытка (весьма достойный в своем стремлении к красоте порыв) добавить  фломастером татуаж губ данной красавице:

Поздняя смена имиджа, уже акрилом. Если бы не достаточное количество энтих барышень в коллекции, наверно не решилась изменить так смело и радикально исходный вариант росписи:

Этого птицуна я купила подростком, отстояв огромную очередь в Детском Мире. Копеек с школьного завтрака хватало только на него одного. Помню, как меня чуть не раздавила напиравшая толпа  очереди о прилавок с его чудо-собратьями (невероятно яркие желтые,голубые,зеленые,оранжевые). Выбрать мучительно трудно было . Гордость и радость от победной добычи остались навсегда))))) Фото не передает цвет, в натуре очень яркий:

 Фонарики, именуемые прожекторами, любимые игрушки папы. Здорово смотрелись, отражали свет гирлянды и люстры, у нас были разной формы, размера и цвета.

жалко, этот несет уж на боку "возрастные пятна" на эмали, пока не знаю как и стоит ли с этим бороться: 

Тут хочу пропеть оду снежку:

Два клубочка тканевого пушистого раритета бережно стирались, сушились, начесывались, водружались на елку в самом конце. Эта миссия обычно всегда возлагалась на маму. У нее были свои хитрости и наработки по укладке красоты.

Грибов несколько видов на прищепке, уже сильно нуждаются в красках:

как и розовый снеговичок, смело в лицо смотрящий годам, лифтинг и омолаживающие маски тоже давно заслужвает:

Оставшийся в этом году одиноким(-ой) большой розовый шарик , тончайшего стекла, с зеркальным брюхом (о смерти синего брата смотрите в комментах)((((((((((((:

Нежнейшие хрупкие,зеркальные, ребристые вертушки, разной формы, эта как лимончик. У нас остались лишь розовые. Фото не передаёт всю прелесть:

Шар зеленый ГДР:

Большой удачей в те годы было достать ГДРовские игрушки.

У нас сохранилась большая, в 2 яруса коробка немецких шаров с заморским Сантой на крышке. Куруть неописуемая. Замечательное качество. До сих пор выглядят как новые. Размер от большого к маленькому, десяток цветов. Была и стеклянная вехушка. Но больше всего меня тогда сразила упаковка специальных крючков-креплений, потому что все остальные игрушки обычно вешались на проволочки (у нас были такие зеленые "волосатые" ) и нитки.

Фурниура у шаров очень добротная, здорово и бережно держит стекло.

Фото ниже не моё, но наши похожи:

Производитель: ФЕБ Тюрингер Глазшмук Лауша/Тюр (ГДР) Материал: стекло Дата изготовления: 1974 г.

Когда буду разбирать елку, сфотографирую свою коробку, интересно есть ли бирка с ценой. Знаю, дорогое и редкое удовольствие, не все могли себе позволить.

   Герои из ваты и картона наоборот, тогда самые доступные, очень наивные и трогательные теперь:

Бодрая морковка с выцветшим жатым бумажным хвостом  и невнятный желтый фрукт, случайно завалялись на дне фанерного ящика, поскольку за немодностью долго были не востребованы.

Сейчас, в 2000-х - реально умиляют! Вынуты из нижних слоев мезозоя пожелтевшей ваты, склеены заново, вернулись в строй. Лиса из серии "Колобок" и золотая рыбка ниже(не в фокусе) - это картон.

Но были похожие на чеканку из тонкой, крашеной жести. Дома подобные игрушки не любили, как и красОты из стекляруса и рубки. Посему в арсенале их нет.

 Отдельная тема - гирлянды. Сейчас на елке современная, с малюсенькими огнями, люблю, как елка "дышит" цветными брызгами.

Раньше был целый ритуал по распутыванию, ревизии, пайке, замене прищепок и перегоревших лампочек.

Наши были такими,фото не мое, с сайта ChristmasHeaven:

С 60-х г.г. в СССР начинается широкое производство елочных гирлянд. Помимо обычных круглых крашеных лампочек появляются гирлянды лампочек с удлиненной колбой в виде свечек, раскрашенных в разные цвета, и вкрученных в патрончики на прищепках (всего 18 шт.). Позднее такая гирлянда известна под названием «Капелька».

Сохранились сами лампочки,красивого стекла, всё собираюсь переделать их в игрушки.

Электрогирлянда «Польский фонарик», СССР, «МЭЛЗ», 1970-е г.г.,  лампочки в ней граненые и отлиты из цветного стекла, а не покрашены. Имитация витражной пайки по-прежнему присутствует. Цоколь у лампочек стандартный (Е10), вворачивались они в высокие патрончики на прищепках, в каждой из гирлянд – по 15 лампочек-фонариков.

Воронежский завод электровакуумных приборов, совместно с Усманской воспитательно-трудовой колонией для несовершеннолетних с начала 70-х годов ставит на поток производство 2 видов гирлянд с колпачками из разноцветной пластмассы: «Елочные фонарики» и «Лесная сказка» с абажурчиками в виде разноцветных шишек

Больше я любила такую:

Конечно, это не все елочные обитатели.

У каждой игрушки своя история.

Многие из них помнят события до моего рождения и тех друзей, кто приходил в наш дом, делил с нами радость и тепло самого большого праздника.

Многие стали хрупкой и прекрасной памятью о конкретных близких и любимых людях.

А сама елочка теперь... немножко машина времени.

Она - возможность вернуться в детство, когда эта самая елка появлялась вдруг в доме, такая огромная, невероятная, волшебная.

И возвращаются звуки и запах и вкус праздника.

И подарки  под ней и ожидание чуда и вера, что все будет хорошо...

Вера в то, что самые главные люди  - с тобой рядом. 

И так будет всегда...

Комментарии (18)

Спасибо большое за ностальгическую елочку!!! Приятно до слез!!! Столько милых воспоминаний! С каждой игрушкой связана какая-то особая история, которая хранится в сердце и не дает стареть!

Сосульки у нас еще остались! Только я их не сфотографировала... Все фотографии делала перед Новым годом. Наряжали с внучкой елочку и сразу же - фотографировали. Хотелось все запечатлеть... Теперь постараюсь сделать это, когда будем осторожно и бережно снимать игрушки и складывать их в коробку. У каждой из них - гнездышко из мягкого наполнителя. Вата уже давно пришла в негодность, да и наполнитель намного мягче и лучше.

Elfwing 13.01.2016

Олечка, свои сосульки покажите потом? У меня прям пунктик на них{#}

Вот и Наталью уговорила наморозить мне новых: Спасибо за праздничное настроение!

Потому, что других из стекла не встречала до этих пор. Но четыре полые витые и очень длинные, подмосковной фабрики, купила таки в этом году, там же по ссылке возможно разглядеть.

Я храню старичков каждого в отдельном мешочке ( коробочке если уж сильно ценный и хрупкий кто), чтоб не стирать-царапать краску.

Вы, наверное, чудесный человек image У Вас в доме живет сказка! А новогодние елки, которых так жалко видеть после праздника у мусорных баков, пускают молодые иголочки :0 ))

Спасибо за волшебную историю! Рада знакомству!

Elfwing 16.08.2015

Наташенька, здорово, что заглянули! Рада Вам)))))))))

Теперь понимаете, куда хочется приложить Ваш талант и ручки{#}

Надеюсь, наш прожект родится и здесь смогу похвастать и Вашими работами!!!

Замётано! image image image

Elfwing 22.01.2015

Удивительно, повезло найти похожую.

И нам почти удалось повторить последнюю папину ёлку прошлого года.

Игрушки с той красавицы складывались в спешке, не обычно и в одну коробку. И в этот раз решили одеть их, те самые, которые выбрал тогда он, уже чувствуя, что уходит...

Вот сравните:

Elfwing 13.01.2015

здорово, когда и за окном красотища...

Elfwing 11.01.2015

Здравствуйте,Ирина!

Рада вам. К тому и стремилась.

Хотелось поделиться с другими, раз такая красота в этом году получилась.

Не у всех есть возможность дома живую елку ставить, да годами игрушки сберегать.

Наше семейство счастливое в этом смысле)))

Нагаева Ирина 11.01.2015

Спасибо за елочку - до слез порадовала)))

С Рождеством! Какая же прелестная у Вас елочка:-. А многие игрушки - просто редкостьimage .

Немецкий набор с игрушками у нас был - а теперь осталось уже меньше половины. Конечно, игрушки бьются - но такова уж их судьба.

Спасибо за чудесную публикацию и с Праздниками!!!

Ой,спасибо!!!!То же очень люблю игрушки из детства!!!Немецкие шары тоже есть.Помню мама принесла полкоробки:разные по цвету и размеру,с сотрудницей напополам коробку купили.А вот то,что вы назвали месяцем,мы всегда называли шишкой,дедушка-шишка,он и сейчас есть,на прищепке-снегурка-любимица,да прыжок в детство!!!!И сосульки и фонарики,шишки,есть очень ободранные,но лежат на дне ящика-посылочного,Като выбрасывать жалко,ватой переложены.Да,в детстве помимо флажков,от стены до стены вешали ниточку,а от неё верт.ниточки и нанизывали кусочки ватки-снежок и мален,кусочки ватки на ёлку,да давно уже так не делали.Чудо украшать ёлочку и вспоминать истории с игрушками!!!Спасибо Вам!!!!!!!
Elfwing 10.01.2015

Здравствуйте, Танечка!

Молодец мама с подругой, на пару такая добыча! Раньше так и было, ведь дорого и не просто достать было импортные игрухи. Потому покупались в складчину и заказывались на привоз из всех хлебных командировок.А немецкие в ту пору считались самыми крутыми из доступных. Правда дикие очереди за этим добром выстраивались, когда в магазинах их "выбрасывали". Часами люди толкались за хрупким чудом, часто продавали "по штуке в руки", вот вспомнились эти новогодние столпотворения у прилавков игрушек.

Месяц и правда похож и на деда и на шишку

Шишек разных тоже много есть. Разбавлены пластиковым новоделом (на фото красные и синие с белым напылением на заднем плане),

но стекло любимее

Тут впереди любимая тонкая сосулька

сине-зеленая единственная, остальные розовые, с синим и желтым цветом вверху:

Elfwing 10.01.2015

Вы не могли бы похвастать своими сосульками, ели не сложно! У нас есть еще толстые и витые, но таких как на верхних фото больше не встречала нигде.

О дааааа..... флажки, бумажные цепи, фонарики, хлопушки, дождик на потолке на кусочках мокрой ваты (только это в саду и школе, дома потолок бдительно охранялся взрослыми).

Наш папа ревностно сражался за право завершающего штриха в убранстве ёлки в виде клочков ваты на ветках. Мы горячо спорили о «современности» этого шага, щас забавно и трогательно вспоминать …

Деревянный посылочный ящик с слежавшейся ватой, желтой газетой допотопного года, вперемешку с иголками старой хвои и осколками битых героев на дне - и есть самое правильное хранение новогодних сокровищ!

Я начала подновлять сильные потертости акрилом слегка. Возможно, не права и нужно подобрать другие прозрачные лаки, краски (может витражные) для того, чтоб освежить облезлые игрухи, не убив изначальную красоту.

Вот жду советов на сей счет!

Хочу придумать, как решить беду всех старых стеклянных игрух - сколы в месте соприкосновения колбы с металлической фурнитурой. Пока для прочности просто промазываю столярным ПВА, он не дает желтизны.Но этого недостаточно, где есть уже потери стекла - судьба раритетов весьма тревожна.

Спасибо, что заглянули! С праздником!

Желаю непременно поскорей достать ощущения детства со дна заветного посылочного ящика, там в глубине спят самые сокровенные и щемящие, нежные воспоминания!

Elfwing 10.01.2015

Добро пожаловать, Наташа! Приятно,что в гости зашли)))))).

Вот всех гостей тут бы еще пирогами-мандаринками накормить, для полной гармонии и атмосферы. Конфетки под елкой есть уже)))

Вам тоже повезло, немецкие игрушки это был ценный улов!

С праздником!

Очень красиво! Спасибо!

У нас сейчас ёлка в новых игрушках, а старые где-то в кладовке в чемодане хранятся. Когда деть был совсем крохой - только пластмассовые вешали, сейчас уже и можно бы, но пока чего-то и руки не доходят, и решительности не хватает... Вспоминаю как не со зла сама колотила беспощадно игрушки...

Вот сосулек у нас не было никогда. Видела вчера в Ашане набор стеклянных серебряно-золотых сосулек, вроде бы производства Украины, подивилась. Сейчас узанала, что это не новшество, а старые традиции image

Из скорлупы мы в детстве делали игрушки, но что-то даже в подростковом возрасте я таких в чемодане не находила, наверное к ним было иное отношение, чем к стеклянным, выбрасывали скорее всего. 40 лет игрушке из скорлупы это вообще для меня шок!

Elfwing 05.01.2015

Здравствуйте, Катенька! Спасибо, что пришли под мою елочку в гости)))

Игрушки бьются, увы... Почти каждый год потери. Наверно поэтому есть примета добавить хоть 1 новую каждый раз.

Вот в этом году почил в бозе, буквально самоубился, спрыгнув беспричинно из рук на пол один из самых любимых шаров. И я как ослик Иа по нему в кручине. Любимый цвет, любимый размер...Их оставалось 2 шт. такого тонкого стекла, с одним зеркальным внутренним боком, с нежной белой веткой на другом, прозрачном. Розовый остался, а сине-фиолетовый скончался...

Розовый брат (хотя согласно цвета скорее - сестра) - скорбит((((:

А таким был красавцем, большим и очень тонким, замечательно ловил и отражал лучики своим зеркальным нутром:

Странно, что из орехов, бархатной и жатой бумаги делали очень много поделок, но выжил именно душман в шапке из яичной скорлупы)))

В детстве бились безжалостно блёклые игрушки, помню не любила стеклянные бусы-рубку, вечно они путались и раздражали, их презентовали с "гуманитарной" ёлкой опекаемой бабушке-соседке, которой мы часто дарили ёлку на праздник. Битое игрушковое стекло пускалось в ход и служило опасной обсыпкой, которую сажая на клей, использовали для поделок и поздравительных стенгазет в школе. К процессу привлекались взрослые, дабы не порезаться.Выходила крысотааааааааа))))

Сосульки-вертушки я очень люблю, но за все годы ничего подобного нашим старым в продаже мне не встречалось, купила бы с удовольствием.

Тут одна любимая попала в кадр:

На переднем плане сова. Подверглась реставрации в этом году.Нос и глазки нужно еще покрыть лаком,чтоб блестели.

А такой была до макияжа, без одного глаза, аки Билли Бонс:

Ей в компанию есть такого же размера и цвета шишка:

Лора Чайка 04.01.2015

Очень трогательно.... Тоже стараюсь сохранить старые игрушки..И хотя новые такие красивые, яркие, блестящие- на домашнюю елку не покупаю- только для украшения интерьера. На елке - игрушки моего детства и моих детей...Все хочу повторить украшение из шаров- мандаринов и конфет.... Да елку уже не ставлю такую большую, как нам ставили- до потолка, как у Вас до сих пор....Спасибо вам за теплые воспоминания! С НОВЫМ ГОДОМ! И все будет чудесно!

Elfwing 04.01.2015

С праздником вас!

В детстве все ёлки большие)))

Вкусные ёлки самые исконные и правильные. Деткам самое оно)))

Но мне повезло, всегда родители ставили большую парадную, с взрослыми игрушками. Но счастье было полным, когда сооружалась ещё живая, в мой рост, маленькая, моя персональная ёлочка в детской. Её наряжала только я, крохотными особыми игрушками и поделками, отсюда нежная любовь к "дизайнерским" необычным хулиганским ёлкам.

В последствии эта страсть пригодилась в взрослой жизни, когда приходилось создавать праздник "из всякого сора")))

Сейчас вспомнила, что в прошлые годы сложно было достать хорошую, правильной формы елочку. Иной раз составляли из нескольких тощих красавиц. Родители были большие мастера по этой части, догадаться о том, что перед вами конструктор было невозможно.

Из оставшегося материала и "лепились" детская елка и елка "подшефной"одинокой бабушке-соседке. Весь процесс собирания этого чуда занимал 2 дня, неспешно с спорами и удовольствием.

Елки ставились в воду, долго оставались живыми, могли реально выстаивать до марта.

И часто прорастали, давали яркие резиновые нежные веточки.