Статья про авторские права

Поскольку в сообществе нередко поднимается тема авторских прав, я думаю статья будет интересна не только мне. Обращаю ваше внимание, что во-первых, автор статьи не я, но я разделяю мнение автора. Во-вторых, я не юрист. Вполне возможно, что с 2009 года в законе произошли какие-то изменения, может кто-то больше меня разбирающийся в этом вопросе сможет дополнить.

Это статья из журнала "Кукольный мастер" 2009г, автор статьи Алика Калайда. В ней рассмотрены самые элементарные сведения и заблуждения об авторском праве:

"Закон об авторском праве имеет множество сложных и разветвленных подразделов. Некоторые вопросы решить может только суд. Но это вовсе не означает, что в нем нет ясных, однозначных и понятных правил, которые должны знать все и которые нужно выполнять. Вот об этих-то правилах и хочется поговорить. Неграмотность в области авторских прав в среде тех, кто является ее субъектами – художников, прикладников, писателей – иногда просто потрясает.

В данном случае мы разберем узкую сферу приложения авторских прав – Чужое изображение и Куклы. Как быть, если вам понравилась чужая кукла, чужая картина, чужая иллюстрация и вы хотите повторить их ?

Мнения по этому вопросу размахиваются от «Даже в учебных целях – это плагиат» - до « Да это же им бесплатная реклама, пусть спасибо скажут!». Что же говорит по этому поводу закон, что принято в развитых порядочных сообществах художников?

Автор любого оригинального произведения при создании его имеет исключительные права на это произведение.

Его права делятся на личные неимущественные и имущественные права.

В личные права входит, например, право на имя – его произведение не может публиковаться, показываться или выставляться под чужим именем или анонимно. Только автор может решать – показывать ли его произведение, ставить ли свое имя, выпускать под псевдонимом или показывать анонимно. У него есть так же право не показывать созданное там, где он не хочет. Запомнили? Не посторонний вы, не человек, которому понравилось произведение, а его автор. По российскому закону право автора на имя под произведением не заканчивается никогда, и автором может быть только физическое лицо.

Имущественные права охватывают всякие реальные события с произведением – его показ, его копирование, его продажу и так далее. Имущественные права автор может продать какой-то организации или другому лицу ( например издательству). Но в любом случае у произведения есть обладатель прав, и только он может решать, что можно, а что нельзя делать с произведением.

Можно ли его публиковать, копировать, переделывать, воссоздавать в другой области искусства, продавать или сдавать в аренду, создавать инструкции по изготовлению и так далее.

Можете ли вы выставить чужое произведение под своим именем? – Нет.

Можете ли вы выставить копию, переделку, воспроизведение чужого дизайна, чужого рисунка, чужой куклы под своим именем? – Нет, если автор не дал вам отчетливо выраженного согласия и не договорился об условиях, на которых вы это можете.

В художественной и рукодельной среде существует множество заблуждений относительно разрешенного и запрещенного в области авторских прав. Нам будет легче разобраться, если мы обратимся к ним.

Заблуждение #1. Если вещь опубликована в интернете – это означает разрешение ею пользоваться по своему усмотрению.

Ошибочно. Публикация ( в книге, в журнале, в интернете) никак не означает потери автором прав на свою работу, права по-прежнему принадлежат автору и по-прежнему только он решает, можно ли ее копировать, переделывать и выставлять под своим именем. Если оригинальное произведение или иллюстрация вам понравились – единственный способ повторить это или как-то использовать – написать автору и спросить его разрешения.

Заблуждение #2 Если человек хотел бы, чтобы его работу не повторяли – он должен был бы написать о запрете на это. Раз запрет не заявлен, то можно.

Ошибочно, Отсутствие запрета по закону не является разрешением вам использовать результаты авторской деятельности. По умолчанию – нельзя. Вот если автор напишет, что можно – всем, или лично вам – тогда можно. Знак копирайта © не является обязательным в настоящее время, поэтому отсутствие его не значит, что работу использовать можно.

Заблуждение №3. Если я купил куклу, журнал, книгу с иллюстрациями – я могу пользоваться дизайном и образами по своему усмотрению.

Ошибочно. Вы приобрели только предмет, только экземпляр оригинальной работы. Права на имя и права на решение об оригинальном произведении по-прежнему принадлежать автору. Но сам предмет вы можете перепродать или подарить, на это не нужно разрешения автора. То есть вы можете подарить книгу с рисунками или перепродать коллекционную куклу. Но копировать рисунки или кукол и выдавать их за свои факт покупки вам не разрешает.

Заблуждение №4. Мне часто приходилось с ним встречаться. С очень авторитетным видом люди повторяют: Если переделать 10 процентов в работе – ее можно считать своей и выставлять под своим именем.

Ошибочно. В законе нет и не было никаких упоминаний о процентах. До тех пор, пока работу можно положить бок о бок с оригиналом и увидеть неоспоримое сходство – это плагиат. Одной переменой цвета на бантике вы не делаете работу ни своей, ни оригинальной. Более того, как мы уже видели по закону изменять и переделывать свое произведение может только автор.

Заблуждение №5. Если чья-то работа опубликована с мастер-классом в журнале – вы имеете полное право делать ее на продажу, выставлять на выставках и давать по ней уроки.

Ошибочно. Практически во всех западных крафтовых журналах в том или ином виде на странице со сведениями о журнале написано: уроки и мастер-классы предусмотрены только для личного пользования, вы можете сделать работу лично для себя – и все. Ни торговать, ни официально выставлять ее нельзя. Заявления – ну если человек сам рассказал, как это делать, он дал нам разрешение делать, что угодно с этой работой – ошибочны. Мастерклассом автор дал вам право сделать это в личное пользование, научиться, приобрести личные умения. А уж для творческих целей сделать что-то свое, оригинальное, сочиненное вами.

Заблуждение № 6 Если я сделал это своими вот этими руками из своих тряпочек-деревяшек-бумаги –я и автор.

Ошибочно. Если вы повторили чужой дизайн, чужой мастер-класс, чужой рисунок – ваш физический труд по исполнению делает вас автором не более, чем китайского работника, штампующего на заводе вещь по придуманному французским дизайнером образцу. Вы либо просто учитесь - если повторяете для себя, либо плагиатор - если выставляете это под своим именем.

Заблуждение № 7. Если я сделал это в другой технике – то это не плагиат. Например, автор отливал из фарфора, я вылепил барельеф, или автор рисовал иллюстрацию, я сделал куклу.

Ошибочно. Нет, вы не имеете права. Право на созданный образ принадлежит именно этому автору, и закон говорит, что только он может решать вопрос создания копий, переделок, вариаций и работы по мотивам. Без его письменного разрешения вы не можете делать вариации его работ.

Заблуждение № 8. Фанфики – это не плагиат, это разрешено. Если я беру чужой образ, но с любовью делаю с ним что-то новое – это можно.

Ошибочно. Фанфики официально тоже противозаконны. Вы не можете писать роман с героями, придуманными другим человеком, вы не можете рисовать иллюстрации с персонажем, придуманным другим художником, и вы не можете делать кукол, придуманных другим дизайнером, как бы вам они не нравились. На практике обладатели копирайтов часто смотрят сквозь пальцы на фанфики или даже поощряют их под своим крылом. Но только потому и тогда, когда это выгодно им – приносит большую славу, большие тиражи. Заметьте, что главный в решении этого вопроса – обладатель копирайта. Не плагиатчик решает, имеет ли он право использовать чужой образ – а только и всецело обладатель авторских прав. Когда Александра Рипли написала и издала продолжение «Унесенных ветром» она сделала это с официального разрешения правообладателей.

Заблуждение № 9. Если я подпишу, кем вдохновлялся, я могу брать любой образ и выставлять работу под своим именем.

Ошибочно. Упоминать источник вдохновения очень правильно ( и я напишу про случаи, когда это нормально), но одним упоминанием того, у кого вы позаимствовали дизайн, дела не поправить. Вы по-прежнему плагиатчик, и это по-прежнему противозаконно, если чужая работа явно узнается и вы при этом не получили разрешения автора использовать ее. Отдельного упоминания заслуживает ошибочное понимание терминов закона.

Заблуждение №10 Самое распространенное. На идеи не существует копирайта, поэтому я могу копировать идею этой работы целиком или по частям. При этом говорящие ошибочно понимают «идею», как полный продуманный дизайн, определенный узнаваемый внешний вид, оригинальность образа. В законе же под «идеей» понимается самая общая мысль, самое общее описание создаваемой работы.

Если вы слово в слово спишете «Анну Каренину» - это будет плагиат. Даже если вы замените имя на Кару Анненину. Но при этом идея романа в принципе о разных семейных судьбах или романа о женщине, имеющий мужа и возлюбленного – не может быть зарезервирована ни за кем и никому не запрещается написать свой собственный роман на эту тему. На идею такого романа нет копирайта.

Так, например, и мысль сделать куклу-лыжницу – это идея, и она не защищена копирайтом. Я могу сделать свою лыжницу, вы можете свою. Оттого, что я сделала лыжницу – вы не потеряли право сделать куклу-лыжницу свою. Но копирайт распространяется на конкретное воплощение куклы, конкретный внешний образ, конкретную форму, в которой эта идея воплощена. И если вы повторили образ и конкретную форму – вы повторили не идею, а совершили плагиат. В любом и общем случае, как бы вам ни хотелось позаимствовать чужой образ автора-современника и выставить его публично, у вас нет ни малейших прав решать самостоятельно, в каких условиях это можно сделать. Правильный ответ – ни в каких. Можно ли вам это сделать, может решить только автор.

Если вам хочется что-то «позаимствовать», обратитесь к автору – и вы из первых рук узнаете, против ли он абсолютно или дает вам разрешение на каких-то условиях.

Очень часто в дискуссиях я слышала восклицания – я добрый человек, я люблю делиться, я бы был согласен! Увы, на девяносто процентов эти добрые люди не имеют ничего такого, что бы у них можно было позаимствовать, и их доброта ничего не стоит. Но даже если и есть что, и человек не страдает финансово или репутацией при заимствованиях - решать он может только и исключительно про себя! Нельзя свое отношение переносить на другого – если мне не жалко, значит я могу таскать у других!

По умолчанию – брать чужого нельзя. Всегда и всех нужно спрашивать. Отнеситесь к этому как к коврику под чужой дверью – оттого, что он лежит свободно и оттого, что вам вашего личного коврика не жалко, это не означает, что вы можете спокойно прийти, свернуть чужой коврик и положить себе в авоську.

Что же, неужели нельзя совсем ничего, нельзя попробовать полюбившееся, нельзя использовать любое изображение? Все не так страшно. Кое-что можно. Первое и главное. Без спроса у автора и без его разрешения вы можете делать копии в личное пользование. Если вы хотите попробовать понравившийся вам образ, пропорции, композицию – делайте на здоровье. До тех пор, пока вы учитесь, пока вещь эта не выходит на публику и вы не обманываете никого об авторстве оригинального исполнения – для себя вы можете копировать кого угодно.

Выставлять же куклу в галерее, продавать, делать тиражи, печатать в журналах и книгах повтор чужой работы вы не можете. По крайней мере без разрешения лично автора. (А теперь представьте автора, которому вы пишете – я тут сделал вашу куклу и выставил под своим именем на продажу в галерею, вы согласны?)

Ну а если вам приглянулась Мона Лиза? Если вы хотите сделать куклу по ее образу? Кого спрашивать? Леонардо давно не отвечает на письма. Вот тут вступает в силу другая особенность авторских прав, и эта новость вас может обрадовать.

Авторские имущественные права ( для простоты будем считать, что художник их никому не передавал при жизни) сохраняются за автором на протяжении всей жизни и 70 лет после его смерти за его наследниками. Такой срок существует в законах многих стран, в том числе и в России. После этого произведения переходят в общественное достояние. И это означает, что вы можете сделать куклу по рисунку, иллюстрации, картине другого автора, без разрешения и без уплаты ему гонорара, если автор умер ранее 1939 г.

Но и в этом случае право на имя остается за ним – и вы должны непременно указать « выполнено по рисунку ( картине, статуе) такого-то».

Как же быть в том случае, если вы вдохновились кем-то, находитесь под впечатлением и обаянием чьего-то образа? То, что вам что-то сильно понравилось, говорит о том, что вам близко это, созвучно с вашей душой, вашим вкусом, вашим стилем. Поиграйте с этим в одиночестве, покопируйте, поразбирайте работу в учебних целях. А когда захотите сделать свою работу, вдохновленную чужой – спросите себя, что главное, что произвело на вас впечатление? Опишите это самыми общими словами. Что персонажи очень реалистичны? Что на всем лежит оттенок обшарпанности, старения, распада? Что пропорции искажены так, что кукла очень выразительная? Что главное в ней – удивительный наряд? Что кукла находится в пространстве-сцене со множеством аксессуаров?

Возьмите эту главную понравившуюся вам черту- и сделайте свой дизайн, свою фигурку, свои пропорции, свою композицию. Не забудьте при публикации рассказать, кто на вас подействовал, что вас вдохновляло.

Каждый ваш правильный шаг и поступок в области авторского права будет служить построению такого художественного общества, где идеи будут процветать, новые поиски не будут скрываться, авторы будут охотнее делиться информацией, зная, что она попадет в бережные и уважительные руки, а вознаграждения – и славой и финансово будут доставаться тем, кто это заработал.

Где найти информацию о законах по авторскому праву: С 01.01.2008 г авторские права освещаются в части четвертой Гражданского Кодекса РФ"

Комментарии (160)
Yanke-Yanke 16.09.2016

Тильды, мишки Тедди, даже создание Чебурашки, Бабы Яги, нарушение авторских прав?

Мы с ним разговаривали год назад.

но у меня тогда был токсикоз и мне было не до этого. Они говорят что делают не они а другие люди и телефон их мне он недаст, и что еу без раздницы где их покупать, тем более что они ему их предлогаю на 5р. дешевле.

Я предлогала у меня купить право на их изготовление, на что он мне ответил что ничего они мне не заплатят.

Мне многие говорят что трудно будет свое авторство доказать. А адвокат которая обещает доказать просит 25000. А там докажет или нет деньги я потеряю.

Сначала я решила несвязываться, а сейчас мне кажется что скоро я останусь без работы{#}

ColorDotSilk 06.04.2013

Честно, очень вам сочувствую, но что-то посоветовать с юридической точки зрения не могу, так не юрист и сама не сталкивалась с таким масштабным воровством. По-человечески, мне кажется, что негодяев нужно наказывать. Хотя бы громко рассказывать о фактах воровства. Если на Ярмарке выставлены копии ваших работ, то имеет смысл жаловаться администрации.

Если адвокат обещает результат, то может стоит попробовать побороться за свои права. А на новые работы точно стоит регистрировать авторское право.

мои магниты подделывать начали год назат.

Есть ли смысл что-то предпринять?

И что-то делать?

ColorDotSilk 06.04.2013

Я бы для начала написала плагиаторам и попробовала мирно решить.

MonkeyMike 03.08.2012

А вот у меня так было: валяю я тапочки, ну пока руку набивала, додумывалась сама до некоторых элементов и приемов - долго думала, вычисляла, эксперементировала - в итоге получалось то, что хотела, а потом попала на МК одного известного (в узких кругах) мастера, и выяснилось, что он этот элемент тоже так делает, или делает другим путем, но получает тот же эффект. И этот эффект его фирменная фишка! И че вот делать))))) Мастер этот на виду, на слуху - не попрешь. А с продажи снимать теперь все тапки из-за этого тоже как то.... Ну с тильдами - да, тут наверное проще - слишком узнаваемый стиль. А какие-нибудь примочки технологические - как тут докажешь - ты это придумал, или до тебя 100 лет назад это придумано. Может человек и рад бы думать что это именно его фишка - а вдруг и вправду до него давно придуманно, просто забыто....

ColorDotSilk 03.08.2012

По моему мнения, я надеюсь правильному, все, что касается технических вещей: приемы, схемы вязания, плетения, манера надожения краски на холст, какие-то базовые вещи, даже технические тонкости - это то, до чего в принципе может додуматься любой в процессе общения с материалом. Некоторые вещи естественным образом рождаются, как говорится "материал диктует". И эти приемы не могут рассматриваться как плагиат (закон вроде тоже об этом говорит). Этому учат на курсах и мастер-классах. Другое дело такие понятия, как стиль, образ, манера исполнения. Такие вещи особенно заметны в рисовании, скульптуре, куклоделании. Десять мастеров сделают куклу в одной и той же технике, не подглядывая друг у друга и в каких-то источниках, из головы, из души, и у всех получатся разные образы. Хотя вполне вероятно, что со схожими техническими приемами, которые каждый использует по-своему. А вот если десять человек сделают куклу в стиле Марины Бычковой, хоть даже используют для этого, кто керамику, кто пластик, то это будет узнаваемый чужой стиль и плагиат.

Я согласна, что часто сложно разделить понятие стиля, манеры исполнения, и техники. Часто и техника является авторской. Но ИМХО опять же, если вы самостоятельно додумались до какого-то технического приема, то это не плагиат и может быть использовано вами с чистой совестью.

жаль нельзя давать ссылки на посторонние форумы.

есть отличный форум юристов. Ищете путь. Форум закония. Юридическая консультация. Гражданское право. Интеллектуальная собственность. И читаете все подряд, может прояснится что-что в голове.

Там кстати есть прикольный вопрос про прическу лауреата премий как объект авторских прав.

Можете задать там свой вопрос. Грамотные люди отвечают.

от блуждения по юридическим форумам у обычных людей может не то,что проясниться что-то, скорее-помутиться{#} Потратите время и очень сильно запутаетесь! Это как мне (юристу) окунуться на форум вязальщиц в технике фриволите-ну, чтобы что-то прояснилось. В каждом деле-куча нюансов, по авторским правам экспертизу всегда проводят-если речь идёт о визуальных совпадениях, например, а то и не одну экспертизу. По результатам экспертизы суд выносит решение.

Идея вообще не является объектом авторского права))))

объектом является нечто материальное. И вот его можно защитить, если хочется.

Можно приведу пример на авторе ЯМ??? просто она единственная в чьем профиле/блоге я видела указание на авторскую разработку.

Анечка Лепаловская. Обалденно красивые куклехи))) Я в куклах профан, но понимаю что это вроде как вальдорфская видоизмененная кукла. Как Анна пишет - сама разработала некорорые улучшения и имеются свои секреты. Куклы пользуются спросом.
пример. Щас ушлый делец, купит куклу, разберет ее по запчастям, поймет в чем соль ее и начнет выпускать ее в промышленных масштабах в 3 раза дешевле. Причем запатентует все это. (не знаю как у Анны дела с патентом на куклу, но предположим что его нет).

Анна, видя сие безобразие, естесственно начинает отстаивать свои права, ведь она первая придумала куклеху.

Но делец на то и ушлый товарищ что заранее благоразумно обо всем позаботился.

В данной ситуации именно Анна, как ни странно, будет доказывать свое авторство, ей придется в суде предоставлять доказательства, что она первая придумала образ и некие секретики.

Так вот, дорогие мои, авторы. Есть как минимум два способа, позволяющих в суде доказать свое "первородство"

Нарисовали эскиз, написали картину, придумали секрет (запечатлели его описание на бумаге) и пр... в общем есть что охранять

1 - запечатываете эскиз (фото, написанный секрет) в конверт, и отправляете сами себе, на свой адрес заказным письмом. Письмо храните в запечатанном виде, со всеми штампами и описями вложений как зеницу ока.

2 - несете нотариусу и сдаете на хранение.

P.S. Анечка, если Вам не нравится упоминание Вашего имени - я уберу его.

Показать еще