Бауска: курляндская мода XVII века

Торжественно завожу новый тег - бабушкин сундук, по которому будут доступны все записи, имеющие какое-либо отношение к истории костюма.
Сразу оговорюсь: я не претендую на какую-либо энциклопедичность и вполне могу совершать ошибки, хотя стараюсь все перепроверять по тридцать три раза =)
И так уж вышло, что у меня давно дожидаются своего часа фотографии одной небольшой, но очень милой выставки из славного латвийского городка Бауска. Оговорюсь сразу: по большей части это не оригиналы, это достаточно неплохая реконструкция местной мастерской. Местами топорненько, конечно (ну, например совсем провальные моменты вроде "меха" и потайной молнии на платье), но вряд ли они ожидали, что кто-то будет облизывать эти костюмы со всех сторон настолько придирчиво, правда? бабушкин сундук " />
Вашему вниманию - экспозиция, посвященная придворной моде XVI-XVII веков. Обратите внимание, что речь идет о Курляндском герцогстве, на тот момент признававшего себя частью Великого княжества Литовского и пришедшей ему на смену Речи Посполитой. То есть по сути это центральноевропейская мода, слегка задержавшаяся во времени. В целом она достаточно сходна с придворной модой Севера Европы, к примеру, Фландрии того же периода: они обе испытывают мощнейшее влияние Испании, которое в странах Западной Европы уже постепенно сходит на нет.
Но меньше слов, больше картинок =)

история костюма

Знакомьтесь, основатели династии Курляндских герцогов, Готхард и Анна Кетлеры. 
реконструкция

Одеяния их воспроизведены относительно точно, во всяком случае момент узнавания присутствует.
На герцоге, в порядке раздевания бабушкин сундук " /> :
- Плащ, отороченный мехом;
- Колет - плотно сидящая, набитая ватой куртка с воротником-стойкой;
- Камиза (нижняя рубашка) с брыжжевым воротником-gorguera и такими же манжетами. Воротник такого типа еще в шутку прозвали "головой на блюде" =)
- Брагетт - короткие штаны. В зависимости от региона и периода, их могли набивать ватой и укорачивать, так что в итоге получалось нечто абсолютно шарообразное. Обратите внимание на гульфик, имитирующий сами-понимаете-что. Забавный факт - существовали определенные размерные нормы для гульфиков, и делать их больше, дабы подчеркнуть свое мужское достоинство, считалось неприличным.
- Кальсас - штаны-чулки, надевавшиеся под брагетт. Они разъемные вверху и пристегиваются ремешками к куртке.

история моды
image
image

Чтобы сразу закрыть тему мужского костюма, покажу и второй представленный. По сути здесь все то же самое, так что подробно останавливаться не буду.

image
image

Супругу герцога мы также будем раздевать. Обратите внимание, что на портрете весь костюм Анны гораздо шире, чем на реконструкции. Почему реконструкторы сделали именно так, сказать сложно. Но что есть, то есть. Итак, на ней:
- Марлот - распашное платье с короткими рукавами, до пола. Кстати, чем ниже положение женщины в обществе, тем короче марлот.
- Вестидо - верхнее платье. Оно состоит из каркасного лифа с заниженной талией и юбки, которая по идее должна быть раза в 4 шире. Рукава чаще всего прикреплялись к лифу шнуровкой.
- Камиза, от которой опять-таки видны только воротник и манжеты.
Если говорить честно, то под всем этим должен быть еще вердугос - нижняя юбка с кольцами, прообраз кринолина, и баскинья - юбка из тафты, которая надевалась под верхнее платье, т.к. в нем часто были разрезы.

image
image
image

Поехали дальше.
Еще один женский костюм. Обратите внимание на воротник - такая форма больше свойственна для Италии, хотя все остальное все еще веет Испанией.
Также интересна форма юбки. Для создания такого эффекта сверху на вестидо надевался валик, крепившийся в районе бедер. Чуть позже покажу наглядно. 
Здесь видна та самая вердугос, нижняя юбка из тафты - вон она, красная. 
Также стоит присмотреться к плечам: они оканчиваются небольшими валиками, под которыми и прячется шнуровка рукавов.

image
image
image
image
image

Подробно останавливаться на еще одном женском костюме не буду, тут все как всегда, разве что только реконструкторы перестарались с фатином. Обратите внимание на сложную конструкцию вестидо: на лифе есть фактически 2 вида рукавов - привычные нам узкие, съемные на шнуровке, и широкие рукава-крылья, покрывающие нижние узкие. Такая конструкция называется a la jubon.

image
image
image
image

И обещанное исподнее: камиза, вестидо и валик.

image
image

Такие дела =) Всем терпеливым - спасибо, что дочитали =)

Комментарии (10)
Марина 02.01.2015

Спасибо очень интересно!

Ирловин 03.01.2015

Рада, что понравилось =)

Olga Kalashnikova (koza) 02.01.2015

...и весьма стильно, должна Вам заметить!...и где-то даже применимо...в деталях! Спасибо, Ирловин, интересная публикация!)

Ирловин 03.01.2015

Спасибо!

Детали - это самое интересное! Сама обожаю их рассматривать. столько вдохновения можно почерпнуть =)

Спасибо, интересная экспозиция. Э... немного смутил гульфик, думала, мне померещилось... и как мужчины не стеснялись так ходить.. {#} Хотя с огромным пришитым "задом" тоже как-то не очень... {#}

Очень понравилась отделка черного платья (с воротником) Интересно - их так крахмалили, или была другая хитрость?

Ирловин 03.01.2015

Когда я первый раз встретилась с таким гульфиком, тоже долго раздумывала, правда это или чья-то шутка) Оказалось, правда.

Насчет воротников - были разные методы. Могли крахмалить, а могли делать и на каркасах - деревянных, костяных или металлических.

Елена 03.01.2015

мне кажется это удобная одежда.

Ирловин 03.01.2015

Насчет удобства ничего сказать не могу, все-таки слишком много слоев одежды + плотно набитые куртки, которые конечно не корсеты, но тоже очень стесняют движения. Зато наверняка не холодно ;)

Natalia Naumenkova 12.01.2015

Все совершенно верно, и про гульфик тоже) Я являюсь соорганизатором студии исторического и ирландского танца, там есть направление танценв 16го века. Могу сказать на личном опыте - это неудобно :) У меня есть реконструкция платья эпохи Тюдоров (Англия, 16 век), сшитая по полностью историчной выкройке из тяжелой ткани - весит оно 5,5 кг. :))) Корсет утягивает довольно сильно, согнуться в нем невозможно :) И в таком танцевали довольно прыгательные танцы, ту же гальярду, например :)

Ирловин 12.01.2015

Ну, 5,5 - это еще по-божески)) У меня есть сшитое под 1880-е прогулочное зимнее, там комплектик на все 8 тянет)