История рождественской елки в России

Во многих семьях принято хранить и передавать по наследству коробки с елочными игрушками (есть старые-престарые игрушки и в нашей семье). Сейчас, смотря на украшенную елку, самое время рассказать детям об истории рождественской елки и о том, как на елочные украшения влияли исторические события.

елка

Появилась елка на Руси при Петре Первом, но далеко не сразу вошла в жизнь русского народа и далеко не сразу стала неотъемлемой частью рождественских и новогодних празднеств, а «приживалась» в нашей стране медленно и весьма болезненно.

Рождественская елка во время своего «врастания» корнями в русскую почву должна была пережить и минуты восторга, и мгновения ненависти, и годы забвения, и периоды полного равнодушия. 20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр Великий издает указ, в коем предписывает вести летосчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

рождественская елка

После смерти Петра елку совсем забыли, и вернули ее «к жизни» лишь в начале XIX века немцы, обосновавшиеся в Петербурге и продолжавшие и в далекой снежной России соблюдать обычаи своей родной Германии.

история елки

Германия считается первой страной, где была введена рождественская елка — специально для детей. «И вдруг на рубеже 1840-х годов последовал взрыв. «Елочный ажиотаж», охвативший в это время Петербург, нуждается в объяснении. Думается, что мода на «немецкое нововведение», которое из домов петербургской знати распространялось по менее состоятельным домам, подкреплялось модой на немецкую литературу и прежде всего — на Гофмана, «елочные» тексты которого пользовались большой популярностью. «Щелкунчик» и «Повелитель блох», выходившие к Рождеству отдельными изданиями, представляя детям специальное праздничное чтение, попутно способствовали распространению в российских домах обычая рождественской елки, а иллюстрации к ним помогали закреплению ее зрительного образа», - писала . душечкина, наш известный историк "рождественской" культуры.

елка в россии

Первая «публичная» елка была устроена в Петербурге в 1852 году в Екатерингофском вокзале.

Постепенно елка совершенно завоевала Россию, став к концу 19 века обычным явлением и непременным атрибутом Рождества.

история рождества

 “Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”.

С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века

«В настоящее время обычай зажигать на святках елку для детей все более и более распространяется по России, — писал в 1898 году известный педагог Е. Швидченко. — Редкая школа по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для своих детей елки. Все уже так привыкли к этому обычаю, что без елки святки — не святки, рождественские праздники — не в праздники. И сколько радостей она приносит детям, сколько восторгов, сколько разговоров. Уже одни только приготовления к елке... способны занять детей на несколько недель и доставить им громадное удовольствие.

рождественская история

Общее внимание, любопытство и радость усиливаются, когда елка привезена и ее начинают украшать, убирать. Посмотрите, с каким восторгом один ребенок клеит самый простой мешочек для конфет и пряников, другой подчищает и заправляет свечи, третий связывает свечи, четвертый вешает на ветки игрушки, пятый сортирует и укладывает под елкой подарки...

А в самый день «елочного праздника» — кто опишет восторги детей? Как искрятся их глазенки, каким румянцем горят их личики, с каким воодушевлением они поют песни, как они пожирают глазами елку! Елка для них в это время — не кусок дерева, нет! — это красавица, которая так же живет и радуется, как они, она живет вместе с ними и они с ней... Словом, рождественская елка имеет для детей огромное значение. Она дает им столько удовольствий, что трудно выразить».

новогодняя елка

 Никто не знает наверняка, где и как зародился обычай устраивать рождественскую елку. Тем не менее несомненно, что пришел он из глубокой древности и связан с языческими верованиями в то, что у каждого предмета — в том числе и у деревьев — есть душа. Следы почитания деревьев находят в древних религиях англичан, скандинавов, итальянцев, французов, чехов, на Кавказе, в Аравии, Монголии и других местах. Часто деревьям приносили жертвы, украшали их, навешивая на ветви кусочки материи, ленты, мясо, хлеб, другие украшения — в частности зажженные свечи. В окрестностях Киева, начиная с 1506 года и вплоть до 1917 года, существовал праздник «женитьбы свечки», когда вечером 1 сентября (первый день Нового года в допетровское время) на базаре устанавливают елку, увешивают ее фруктами, овощами, цветными бумажками и восковыми свечами и устраивают вокруг песни и пляски до утра. Вокруг ели на Руси совершался и обряд венчания, запечатлевшийся в русской пословице: «Венчали вокруг ели, а черти пели».

Таковы «языческие» корни праздника. Но есть у обычая устраивать рождественскую елку и корни «христианские».

 Merry Christmas from Russia

В религиозных легендах часто встречается образ чудесного деревца как символ христианизации всего мира. 

Елка — эта символ райского дерева, древа жизни, которого люди «некогда лишились, но которое возвращается нам родившимся Спасителем, невидимым Солнцем правды (Рождество), дарующему всему жизнь через ежегодное нарождение и действие видимого солнца (Новый год)». 

Начиная с XVI века ель стали ставить в Германии, Голландии и Англии, украшая ее ветви исключительно съедобными "игрушками". Яблоки — как воспоминание о райских плодах, росших на древе познания. Пресные вафли — вместо просвирок, символизировавшие тело Христово. Ну и конечно, пастила, имбирные пряники и орехи, которые золотили настоящим сусальным золотом. Собственно, настоящие елочные игрушки появились лишь в конце XVIII столетия. В те годы были очень модны украшения из еловых шишек, покрытые золотым напылением, посеребренные звездочки из соломы и небольшие фигурки ангелов из чеканной латуни.

 Старинная тренога для елки

Верхушку елки украшают звездой — в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к пещере, где родился Иисус. Среди зеленых лап притаились фигурки поющих ангелов, славящих Бога, и пастухов с овечками, пришедшими поклониться Младенцу. Об этом же радостном событии напо-минают и позванивающие серебряные и золотые колокольчики, подобные тем, что надевались палестинскими пастухами своим стадам. Не случайно украшена елка и горящими свечами и фонариками. Их прообразами были огни костров и яркие звезды, светившие для вифлеемских пастырей в Светлую ночь.

новогодние игрушки

С 1850-х годов в Европе и в России вошли в моду стеклянные украшения. Их появление на праздничном дереве – вынужденная мера, когда стеклянные игрушки были призваны заменить не уродившиеся не сколько лет подряд орехи и яблоки.

Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным производителем и экспортером ёлочных украшений из разных материалов.

 Русские торговцы раз в год непременно выезжали в Германию и закупали игрушки на продажу. В России тоже стали открываться кустарные мастерские по производству игрушек, а в конц19 века в Клину и Петербурге открылись первые "елочные" фабрики", однако немецкие стеклянные игрушки быи более высокого качества и ценились очень высоко - дороже отечественных.

Постепеноо в семьях стала приживаться традция самостоятельно мастерить рождественские игрушки. Накануне праздника мать и бабушка вместе с детьми проводили вечера за изготовлением картонных зверей, ангелов и снежинок. Считалось, что процесс хранил в себе воспитательный смысл.

 Рождество в русском доме начала 20 века. Музей. Вотчина Деда Мороза, Великий Устюг

Такой обычай сначала прижился в дворянских семьях, затем перешел в среднее сословие, но общенародной елка стала уже только в СССР, превратившись из рождественской в новогоднюю.

 Елена Хмелева. Новый год

Комментарии (24)
Elfwing 07.01.2015

Спасибо, красота же невероятная!

Мнеочень жаль, что остались лишь рассказы о довоенных роскошных игрушках семьи, рукодельных в том числе.

Бабушки были большие рукодельницы и затейницы, а их ёлки, судя по всему - настоящие произведения искусства.

Бережно храню елочный "арсенал" совецкой эпохи. Почтенный возраст никак не отразился на волшебном свойстве хрупких и родных созданиях, живущих на ветках. Магия праздника неизменно вырывается наружу, лишь откроешь крышку старого деревянного ящика...Моя ностальгическая ретро ёлочка

С праздником!

Доброе утро! С Рождеством и начавшимися Святками!

К сожалению, игрушки бьются - и у нас тоже, но я стараюсь где только можно выискивать красивые старые - и подкупать. В интернете сейчас чего только не найдешьimage .

Так что наши ретро-елочки могут еще долго радовать нас своей винтажной, а скоро уже и антикварной красотой.

Такую симпатичную ОВЕЧКУ мне подарила подруга в 2003 году...она очень добрая... желает всем СЧАСТЬЯ....

(извините за навязчивость...зато научилась фотографии отправлять)...

Ой, а овечка-то уже со стажем - а выглядит как младенец, который только 5 дней тому назад родилсяimage . У меня на елке висит дракончик 2000 годаimage .

А вообще есть чудесная книга про елочные игрушки - она нацчная и написана довольн сухо. но очень интереснаяimage :

Toy-world - магазин детских игрушек - История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку : Новое литературное обозрение (Н

Пупсику уже 50 лет, а зайчика я сама купила в 5 классе...

Этот ГНОМ сделан из ваты (в правой руке у него мешок, дегжит его за спиной)...тоже ему уже 50 лет ...или больше...

Светлана, гному точно больше 50 лет - ватные игрушки делали в конце 40-х - в начале 50-х. Так что ему никак не меньше 65!!!

Это звездочет ....я его купила сама, когда училась в 1-3 классе....

эти игрушки куплены до моего рождения (кроме верхушки)...

А у меня есть такая Снегурочка - только не "пришепка", а на веревочке. Я ее купила на антикварной ярмаркеimage .

Да, Наталия, у нас, на похоронах перед процессией тихонько едет машина, с неё кидают ветки на дорогу, по этим веткам проносят усопшего....

Сейчас пытаюсь загрузить фотографии с изображением старых игрушек...пока не получается...но надеюсь на успех...

Светлана, про этот обычай я знаю - но он относительно поздний. Я думала, что есть еще более древний, чем сама елка.

Старые игрушки - прелесть что такоеimage !

Ну вот...и эту историю прочитала.... СПАСИБО!!!... Я недавно показывала детям на классном часе видеосюжет - историю Новогоднего праздника....там говорилось, что традиция устанавливать ёлку долго приживалась в России(около100 лет), потому что ...была другая традиция - на похоронах кидать на дорогу...еловые ветки... У нас дома тоже есть старые игрушки... я их очень люблю... мама многие из них покупала ещё до моего рождения (а мне 55 лет)....сейчас жалею, что раньше не заворачивала каждую игрушку в бумагу, когда убирала на хранение... теперь у многих краска в некоторых местах стёрлась...

Светлана, вот про традицию кидать лапы никогда не слышала и нигде не встречала - удивительно...

А игрушки надо обязательно хранить, я, если где-т вижу, еще и докупаю старенькие, потому что, естественно, как не стараешься быть аккуратной, но игрушки бьются .

Наталия, спасибо!!! {#}С огромным удовольствием погрузилась в историю "завоевания" праздничной елочкой наших душ и умов!!{#}

Алла, рада, что понравилось - сейчас самое время вспоминить, как праздновали раньше, и порадовать себяimage ! С праздниками!

Наталия, и Вас с праздниками!! Всего самого хорошего!!

Спасибо! Взаимно!

Какая прелесть... Особенно понравилось вот это

Юля, да, а Вы поняли, что это - игрушки-мыло? Броккар обожал такие штучкиimage - часть выпускалось в виде мыла, а часть - в виде настоящих игрушек. Кстати, "Новая Заря", как теперь называается Броккар, тоже несколько лет назад делал очень красивые "винтажные" серии таких новогоодних саше и прочих безделюшекimage .

Нет, не поняла... Какая шикарная идея... И сама коробочка и игрушки... Надо будет потом попросить подругу декупажницу, чтобы сделала мне подобную коробочку) С мандаринками тоже что-нибудь придумаем{#}

Да, Юль, идея гениальная. Я знаю, что у Броккара были и другие подобные - надо пошукатьimage в Сети.

Я посмотрю потом внимательно {#} А пока нашла вот что:

Брокар был автором замечательных духов «Персидская сирень», «Дивный ландыш», «Душистый горошек» и др., которые пользовались огромным спросом у дам. В качестве новогоднего подарка духи вкладывались в коробочку в виде сумочки, обтянутой розовым атласом; по бокам она оклеена ажурной золотой тесемкой с бахромой, на боковине – тисненая женская головка. Есть также в этой коллекции коробочка в виде муфточки с белой тисненой розочкой.

Юля, я вообще очень люблю Броккар - в частности из-а рекламы духов с узорами для вышивкиimage .

Это очень известная игрушка-подвеска-сумочка (она же подвеска-игрушка на елку) - только, конечно, не новогодняя. а рождественскаяimage - тогда праздновали все-таки больше Рождествоimage .