Вне всяких сомнений, стеклянные бусы играют очень важную роль в жизни человечества! В подтверждение своих слов напомню, что остров Манхэттен, с которого зародился Нью-Йорк, был куплен у индейцев Питером Минуитом 4 мая 1626 года за кучку тряпья, огненную воду и бусы! Всего на сумму в 24 доллара! Ну, это было в Америке, а что же было с бусами у нас?
Питер Минуит покупает будущий Нью-Йорк за бусы.
Очевидно, что первые бусы на Русь привезли купцы еще, когда славяне жили отдельными племенами. В то время монета еще прочно не вошла в оборот, торговля была, в основном, меновой, и бусы были отличным платежным средством. Арабский путешественник и писатель Ахмед ибн Аббас ибн Фадлан посетил в начале 10 века город Булгар на Волге в качестве посла. Там он встретил и описал древних купцов русов, вот что он пишет:
Древнерусские бусы.
«Самое лучшее из украшений у них (русов) это зеленые бусы… Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают, как ожерелья, для своих жен».
Свидетельства популярности стеклянных бус на Руси часто находят археологи. Бусины хорошо сохраняются в земле. Многообразие древних бус поражает. Об их типах и видах написано много научных работ. Есть простые одноцветные бусины, рубчатые, бусины с многослойными глазками, поперечные и продольные полосатые, с волнистыми разноцветными линиями, похожие на цветы бусины в технике миллифиори, удивительные мозаичные бусы со сложными наборными рисунками. Известно, что наши предки придавали бусам особое значение. Рожденные в огне, они отгоняли злых духов, привлекали к владелице удачу в делах. Еще в 19 веке верили, что глазчатые бусины защищают от сглаза, бусины с цветными крапинками оберегают от краснухи и кори, волнистые линии на бусинах отгоняют змей и делают их укус менее ядовитым. В быту наших предков тысячелетней давности было мало ярких устойчивых красок, поэтому нетускнеющее стекло высоко ценилось и передавались по наследству. Яркие, пестрые ожерелья дарили радость своим хозяйкам и всем домочадцам. Бусы были предметом гордости и зависти на праздниках, желанным подарком. Особенно в тех областях, где долгая зима делала мир на полгода черно белым.
Бусы из Лядинского могильника.
Бусины, дошедшие до нас из безмолвного прошлого, таят в себе много загадок и нераскрытых секретов. К примеру — секрет своего создания. Современные люди, привыкшие находить все, что им нужно на прилавке магазина, редко знают как, что сделано. Признаюсь, и я, до одного случая, не знал, как делаются бусы. А случай этот приключился на фестивале древнерусской истории и культуры Городецкое Гульбище. Я работал тогда в оргкомитете и занимался организацией ремесленной площадки. На Гульбище я и познакомился с человеком известным по имени Кеша Сухов. Кеша весьма обаятельный мастер с шутками и прибаутками попросил меня поставить его мастер-класс в расписании на вечер. Я был немного недоволен, т.к. вечером быстро темнело, и мастер-класс было бы плохо видно гостям фестиваля. Дальше я закрутился и только в сумерках вспомнил, что мне надо навестить Кешу и посмотреть, как у него идут дела. Я подошел к месту и понял что пропал… На небольшом постаменте творилось какое-то священнодействие. Кучка зрителей столпилась тесной группой, и крайние тянули шеи. На их лицах играли отблески пламени, а из центра круга периодически вылетал столп искр, и мелькала Кешина шапочка.
Магия в жерле горна.
Кеша колдует, «Городецкое Гульбище 2009.
Протиснувшись к центру, я увидел, что Кеша колдовал с какими-то палочками над багряно-алым жерлом небольшого горшка, закопанного в песок, из которого струился столб огня и искр. Зрелище захватывало само по себе. С удивительной ловкостью Кеша манипулировал ножиком и какой-то спицей. Он быстро плавил стеклянную палочку в маленьком вулкане, подхватывал стекло на спицу, наматывал его, затем еще раз расплавлял стеклянный шарик до свечения, предавал ему форму ножом, наносил орнамент стеклом другого цвета. Так я впервые увидел горновое производство бус! И с тех пор стал живо интересоваться стеклоделием. А Кеша стал моим вдохновителем и первым учителем, за что ему огромное спасибо!
Меня как историка и реконструктора прежде всего интересовало производство исторических бусин. А вот моя жена Юля пошла на курсы современного лэмпворка. Лэмпворк – наследник древнего стеклодельного ремесла, современная техника изготовления бусин в огне лампы-горелки. От Юли я перенял основные приемы работы, и с их помощью постепенно стал делать бусы сам. Вместе мы набирались опыта, набивали руку, смотрели на работы мастеров и пытались разгадать, как они сделаны. Многое старались повторить. Эта необычайно увлекательно! Похоже на маленький детектив, когда ты, следуя за замыслом мастера, разматываешь клубок приемов и техник.
Браслет работы Melanie Moertel.
Украшение работы Angela Brackrogge.
Ну а что же было в нашей стране между горновым средневековым производством бус и современным лэмпворком? – спросите вы. Лэмпворк пришел в Россию из-за рубежа совсем недавно. Он сменил своего предшественника – камушный промысел. Да, да – камушный, от слова «камушек». Камушками называли в 19 веке небольшие разноцветные бусины из плавленого стекла. Дело это было развито в селениях Костино и Прокошево Дмитровского уезда. Там изготавливали мелкую бижутерию, стеклянные пуговицы, глаза для кукол, четки и т.п. Продукцию развозили в удаленные губернии империи и даже в Бухару! А попал этот промысел к нам опять-таки из-за границы. Дмитровские крестьяне обучились этому промыслу у пленного солдата-иностранца, по крайне мере, так гласит местное предание.
А вот кто из вас знает, в чем состоит «пустяшное дело»?! Ну, или хотя бы, что такое – пустяки? А между тем пустяки по началу, были очень похожи на камушки. Делались они только немного по-разному. Пустяки – выдували. Ведь пустяками или пустяшками, пустышками назывались дутые, полые внутри бусины. Раскрашенные краской изнутри. Пустяшный промысел был развит в Клину, где в 1848 году был построен завод, производящий изделия из стекла и хрусталя. В том числе делали и бусы. Когда в 1861 году царь отменил крепостное право, множество крестьян занялись кустарным производством бус у себя прямо в избах. Тогда тысяча нанизанных на конский волос бус стоила 30 копеек. Для сравнения, 400 граммов хлеба – 10 копеек. Со временем пустяшная технология, превратился в производство елочных шаров и других украшений. Если вы видели старинные стеклянные бусы на новогодней елке у бабушки, то вы видели настоящие пустяшные бусы. В Клину сейчас работает замечательный музей ёлочных украшений «Клинское подворье». Обязательно загляните туда при случае – дело-то пустяшное!