Рождественский календарь. Последнее воскресенье адвента. 21 декабря. Рубанок для сыра и "вонючка":)

Сегодня - последнее воскресенье адвента, в этом день зажигается самая главная свеча - свеча Надежды (прочитать легенду о рождественском венке можно в блоге в окошке от 30 ноября).

Но поговорим мы сегодня о норвежских сырах - многие готовили еще в викингские времена. И они всегда подаются на рождественский стол, а иногда в рождественские дни делается отдельный "сырный стол".

норвежский сыр

Норвежцы настолько любят свои сыры, что даже изобрели так называемый «сырный рубанок» - ostehvel, специальный нож для сыра в виде лопаточки с поперечной прорезью.

норвежская культура

Почему «рубанок»? Да потому, что придумал его плотник Тур Бьёрклюнд из Лиллехаммера в 1925 году. Плотника ужасно раздражало, что люди кромсают куски сыра, как им придет в голову. Он, эстет по натуре, стремился к красоте и порядку, правильным формам и аккуратности, а потому, внимательно разглядев свой плотницкий инструмент, и придумал специальный рубанок, которым стало легко строгать сыр.

Однако далеко не все сограждане обрадовались новому изобретению. Бедняки, в чьих домах всегда царила нужда, с энтузиазмом покупали новый нож, который резал тонюсенькие кусочки сыра. А вот владельцы сыроварен и молочных заводов пришли в негодование: они боялись, что продажи сыра упадут и даже «спонсировали» акцию протеста под лозунгом «Выбрось сырный рубанок!». Однако вскоре они поняли, что продажи сыра не уменьшаются и стали сами выпускать такие ножи.

культура норвегии

Подлые иностранцы - о ужас! - прознали о норвежском «ноу-хау» - и стали копировать ostehovel, не спрашивая разрешения у его создателя. За период с 1925 по 1928 год Бьёрклюнду, который внимательно следил за «продвижением на рынке» своего ножа, удалось собрать более 100 различных его подделок.

норвегия

Сейчас завод Бьёрклюнда - один из крупнейших в мире по производству кухонной утвари, а норвежские ножи для сыра продаются почти во всех странах Европы и по праву считаются лучшими в мире. Он производит даже специальные ножи для людей, больных артритов – ручка у них повернута под большим углом.

норвежская кухня

Сырные рубанки можно купить не только в обычных «хозяйственных» отделах магазинов, но и в дорогих ювелирных. Они делаются с разными ручками, иногда в виде викингского «заплетенного зверя» или головы тролля, иногда просто из красиво отполированного олова, иногда из красивого дерева. Удержаться купить такой нож невозможно – у меня уже собралась целая коллекция. Кстати, это прекрасный подарок друзья – потому что, как показывает мой собственный опыт, многие россияне считают такой нож французским изобретением и узнать историю «рубанка» для них всегда интересно!

рождественский календарь

Норвежцы производят и самые обычные сорта сыра, и свои собственные, истинно «норвежские». Это и овечий сыр, и твердый ярлсбергский сыр (Jarlsbergost), и специальный мягкий плавленый сыр.

Но иностранца собьет с ног - в прямом и переносном смысле - лишь один сорт - так называемый «старый» сыр (gammelost). Именно он для меня, большого любителя сыров, стал одним из немногих «проколом».

Возвращаясь домой, я всегда стараюсь привезти что-нибудь вкусное маме. И вот в один из «разов» я решила купить очень дорогой «Старый сыр». Довольно скромная коробочка, в которой, как оказалось позже, скрывалась еще одна – герметичная, не возбудила во мне никаких подозрений.

адвент

Какое счастье, что я везла его маме, а не какому-нибудь дальнему знакомому! Когда мы дома, в предвкушении «вкусного» сюрприза, распаковали этот древний сыр. который, как я выяснила позднее, производится по рецепту викингов, нас ждало серьезное испытание. Сыр оказался  действительно старым - полусгнившим, если называть вещи своими именами, и я невольно подумала, что и сделан он действительно был еще викингами (потому и цена такая высокая!). На вид он коричневый и слегка «вспученный», а о его вкусе ничего не могу вам сказать –  мы «сломались»!

традиции празднования

Однако когда я попыталась съязвить по поводу этого сыра в разговоре со своей норвежской подругой, она посмотрела на меня в полном недоумении и с возмущением сказала: «Как ты могла выбросить «старый сыр»! Да мы все, норвежцы, выросли на нем! На нем, и на «коричневом сыре»!»

Так что мой вам совет – если вы не экстремал и не «законченный» гурман, то и близко не подходите к этому викингскому сыру, а еще не вздумайте хоть одним дурным словом об этом национальном достоянии оскорбить норвежца! Надо сказать, что, несмотря на явную любовь к нему хозяев, я никогда не видела его на столе в гостях или на приемах – видимо, любовь к сыру его «соотечественников» тоже имеет свои границы!

Однако другой истинно норвежский сыр – «коричневый» (brunost) – дейcтвительно нравится многих гостям Норвегии. Я бы сравнила его с нашим родным шоколадным маслом – он довольно сладкий. Все норвежские дети получают бутерброд с коричневым сыром на завтрак, а их родители непременно берут его в составе «тормозка» на работу, помазав сверху клубничным джемом. Сочетание сладкого джема со сладким сыром необычное, но многим иностранцам оно нравится, а уж о норвежцах и говорить нечего.

norwegian brown cheese

И еще одна удивительная деталь из истории норвежской кулинарии. Многие сорта сыра действительно придуманы самими норвежцами, а многие – заимствованы ими у швейцарцев!

Yum! Norvegia, a golden Gouda-style cheese, is the best-selling cheese in Norway by Tine. Considered the

В 1830-е годы швейцарские сыроделы прибыли в Норвегию, чтобы научить норвежских молочников делать их швейцарский пикантный, сладкий, дырчатый сыр. С тех пор многие сыры Норвегии удивительно похожи на классические швейцарские сорта!

Chestnut Stained Cheese Box with Norwegian Rosemaling on Etsy, $89.00

Старинный бочонок для хранения сыра

Комментарии (29)
Светлана 24.12.2014

Ой, я всё пропустила в дороге! Наталия, примите мои поздравления!!!

А я очень удивилась ещё пару лет назад, узнав, что многие люди не знают про рубанок для сыра.. Принимали гостей из Питера и они во все глаза смотрели, как я им сыры нарезала..{#} Пришлось купить всем в подарок "ентот волшебный агрегат" и позже везти ещё несколько по их заказу для друзей. Ох, счастливые былииии!{#}

Светлана, за поздравления спасибо!!!

Самое удивительное, что в советские времена в Ленинграде был замечательный завод каких-то там инструментов, который делал очень удобные "рубаночки".

А нож - действительно "супер" подарок и по сей день, особенно с рассказом о его истории .

Вы уже дома, в Таллинне? С приближающимся Рождеством!

Светлана 24.12.2014

Да, уже один день на родине, в Нарве!{#}

УРА!!!!

Наталия, рада вас видеть!Как раз сегодня (вернее, уже вчера) вспоминала и скучала прочитав очередную публикацию на ям "ни о чем". И тут в блогах вы! Мои поздравления с днем Рождения! Сказочная публикация! Рубаночек надо будет завести. У меня только нож ? В общем ,конструкция в виде рогатки с натянутой струной шедевр времен СССР

Марина, мы уже давно развлекаемся рождественским календарем:). Присоединяйтесь!

За поздравления спасибо!

В СССР много чего "заимствовали" - в том числе и бижутерию, особенно ту, кторая не попадала в наши "Галантереи", а делалась огранниченными партиями по западным образцам:).

Рубанок - ВЕЩЬ! А тот нож, о котором Вы говорите, есть и в Норвегии - это одна из упрощенных разновидностей рубаночка:).

Наталия, здравствуйте!!!! Как всегда... с интересом прочитала Вашу публикацию....Как всегда... нашла в ней то, чего никогда не знала....знала, что есть нож для сыра, а вот про рубанок и не слыхивала...У нас, в Кежемском районе, местные жители (макчоны) тоже любят рыбу с душком...мы прожили здесь более 20 лет, но так и не привыкли...

Наталия, я, конечно, тоже поздравляю Вас с Днём рождения... теперь понимаю, почему Рождество - Ваш любимый праздник!!!!.... Господь любит Вас... поэтому Вы будете жить долго и радовать нас общением с Вами...

Светлана, спасибо огромное! Такие трогательные слова - я, право, не заслужила, но мне все равно невероятно приятно:). С-П-А-С-И-Б-О!!!

Подумалось : а если к полусгнившему норвежскому сыру да тухлой шведской селёдочки...{#} Хотя я бы попробовала и того, и другого...
Был у меня один знакомый, которому привезли в подарок большую такую головку сыра с синей плесенью...Он посмотрел...и выбросил !!!{#}

Сыр с плесенью я обожаю - даже с очень "вонюченькой", но вот "гаммельуст" - это не просто испытание, а настоящий ужас даже не для слабонервных любителей:).

А тухлятинка - на разная. швекая селедочка - ням-ням, а вот фрашированную баранью (ягнячью) голову я тоже попробовать не смогла:).

Показать еще