Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Такой древний камуфляж

Такой древний камуфляж

Виды творчества:   Дизайн и декор интерьера
Шитье > Кройка и шитье

Не секрет, что стиль милитари сегодня в тренде. Но то, что для обычный людей — следование моде, для военных — один из способов сохранить жизнь.

Путь от естественных пятен грязи и зацепившихся за одежду и снаряжение веток и листиков, до компьютерных паттернов шел долго и начался отнюдь не вчера. Добывая пищу, люди ещё в доисторическую эпоху пользовались во время охоты различными видами маскировки. Об этом нам рассказывают наскальные рисунки, на которых, среди прочих сюжетов, изображены, например, охотники с оленьими головами. Охота-охотой, но изготовление маскирующей одежды и средств ландшафтной маскировки в промышленных масштабах связано, прежде всего, с войнами. Это было обусловлено изменившейся к концу XIX века методикой ведения боевых действий. Производство новых видов оружия и воздушная война поставили военных перед фактом: маскировка не только поможет сохранить жизни солдат и офицеров, но и может быть использована в отвлекающих маневрах. С того времени маскировка не только меняется, сообразуясь с развитием военной техники и изменениями условий, в которых нужно маскироваться, но сумела стать трендом, повлиявшим даже на мир моды.

камуфляж

Когда именно произошло рождение известной нам камуфляжной одежды до сих пор ведутся споры. Некоторые считают, что ее история началась в Первую мировую войну, но это неверно. Впервые защитная окраска одежды была применена отрядами буров, которые очень успешно вели снайперскую и диверсионную войну против англичан и оставались при этом незамеченными. Буры были одеты в форму, имитирующую своей расцветкой ландшафт, на котором разворачивались военные действия и использовали для маскировки ветки, грязь, песок и траву. Англичане были не готовы к партизанской войне. Привыкшие к линейной тактике ведения действий, они терпели большие потери от слаженных вылазок бурских партизан. Главное, что вынесли британцы из той неоднозначной войны — это саму идею камуфляжа. Ветеран Бурской войны майор Фредерик Рассел Бёрнхем в Первую мировую войну возглавил первый в истории снайперский отряд Lovat Scouts. Особая маскирующая расцветка формы отличала Lovat Scouts от прочих подразделений.

Маскировка техники.

Как известно, эффект отражения радиоволн открыл А. С. Попов в 1897 году. Но технически использовать удивительный эффект для «дальнего видения» никому не удавалось: волны рассеивались, и на объект локации их попадало меньше одной миллиардной части. Практические работы в области радиолокации начались в 1930-х годах. Работы велись практически параллельно в СССР, Германии, Англии и Франции. Естественно, что разработки держались в секрете, а в первой трети XX века камуфляж играл очень важную роль для… кораблей. В начале Первой Мировой войны английские, американские и французские суда неожиданно оказались совершенно беззащитными перед немецкими подводными лодками, которые с большим успехом уничтожали корабли союзников. Вследствие этого задача маскировки кораблей в море встала в полный рост, вот только это оказалось нереальной задачей: привычный к тому моменту камуфляж — не работал в постоянно меняющемся море. Какое бы не было сочетание цветов, скрывавшее корабль в одной ситуации, оно становилось прекрасно видным в других.

И тогда британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, служивший накануне Первой мировой войны в подводном флоте и знавший о наличествующей проблеме не понаслышке, придумал «Ослепляющий камуфляж» (англ. Dazzle camouflage).

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в маскирующие цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно — «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

мода

Дизайн разработанного окраса напоминал картины художников кубистов, изображавших огромное количество разноцветных геометрических фигур, хаотично перемешанных и наслоенных друг на друга. Как показала практика, такая “боевая раскраска” крайне усложняет визуальное восприятие корабля, выявление его очертаний, не дает возможность противнику отличить правый борт от левого, чтобы точно определить направление движения.

Работало это так: немецкие подводники, вынужденные находить противника визуально, видели в перископ нечто, что трудно было однозначно идентифицировать. Ослепляющий камуфляж мешал определить не только курс и скорость потенциальной цели, но и затруднял понимание того, что это вообще за объект, не давал представления о его истинных размерах и форме.

Для разработки дизайна этого вида маскировки были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём зачастую рисунки на разных бортах сильно отличались, но в ходе войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.

ослепляющий камуфляж

Первопроходцем применения на практике нового вида камуфляжа стал британский лайнер HMS Alsatian. В 1917 году это судно вышло в открытое море. До этого корабля использование необычного метода окраски многократно тестировалось на небольших деревянных моделях и результат был весьма многообещающим.

Большинство узоров и линий лайнера были нарисованы студентками Королевской академии художеств Лондона, кроме того в проекте, кроме художников-живописцев задействовали скульпторов, декораторов и других творческих людей, которые и создали самые разнообразные образцы расцветок, используя для этого не только черно-белые тона, но и другие.

Дополняли окрас так называемой поддельной волной под форштевнем, которая создавала оптический эффект увеличения скорости корабля. Ложную волну рисовали под кормой, таким образом, вызывая у командиров подлодок иллюзию удаления судна, которое в реальности приближается.

милитари

Испытания прошли весьма успешно и «ослепляющий камуфляж» был взят на вооружение не только британским флотом, но и флотом США, России и Франции. Необычную раскраску, кроме военных кораблей, использовали также и на торговых судах.

Флотские ветераны с насмешкой отнеслись к подобной раскраске, сравнивая ее с внешностью портовых девок, но моряки, участвовавшие в боевых действиях, быстро оценили все преимущества данного вида камуфляжа, поскольку атаки немецких подлодок все чаще проваливались..

Во время Второй мировой войны «ослепляющий камуфляж» пытались активно использовать американцы, но, после введения в действие радиолокационных средств обнаружения целей, Dazzle камуфляж потерял свою актуальность и американцы перекрасили свои корабли в привычный туманно-серый цвет.

Сегодня действующие военные корабли, выкрашенные в стиле Dazzle, можно увидеть только в музеях и на старых фото, тем не менее, инструкции по составлению и использованию этого вида маскировки были рассекречены в Британии лишь совсем недавно — в 2011 году. В США и России подобные документы пока еще не переданы широкой публике.

промдизайн

Но такая богатая идея не была забыта. Например, в Австрии Dazzle камуфляж используется для дорожных камер, фиксирующих скорость. Да и дизайнеры модной одежды и интерьеров о нем не забывают, оформляя помещения и используя принты в этом стиле для повседневной одежды, зонтов, ремнях и других аксессуаров.

история

dazzle

происхождение камуфляжа

история моды

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email