Обновление пароля

 >  >  >  > Советские Венеры Александра Самохвалова

Советские Венеры Александра Самохвалова

Виды творчества:   Живопись и рисование > Живопись

Решилась признаться в своём тайном пристрастии к соцреализму, хотя это направление сегодня совсем не модно, ну да что ж делать, склонность души не всегда поддаётся коррекции и моде.

И речь в публикации пойдет о художнике Александре Самохвалове.

Несколько лет назад, случайно наткнувшись на репродукции работ Самохвалова в альбоме по живописи советского периода (эх, такой альбом был начала 80-х годов издания, откопала в магазине Старая книга и подарила любителю старых книг и искусства!), я чрезвычайно заинтересовалась работами художника Александра Самохвалова. Поразили они меня своей красотой, некоторым гротеском и пафосом с отсылкой к античному искусству, когда героями изображений становились боги Греции и Рима.

Самая любимая работа — "Метростроевка", именно она и поразила меня и привела восхищенный и любопытствующий взор ко всему творчеству художника:

Метростроевка со сверлом, 1937 год.

самохвалов

 Вот она же, но в другой гамме.

живопись

Видела я эту работу на репродукциях то в красноватых оттенках, то в зеленых, и так мне необходимо узнать, какая же она на самом деле?! Если кто видел, отзовитесь, успокойте моё любопытство. :)

И вот сейчас идет выставка картин А.Самохвалова в Русском музее, в Петербурге, и было у меня намечено попасть на эту выставку непременно в новогодние праздники, чтобы воочию и с разинутым ртом насладиться творениями художника. К сожалению, не все, что было запланировано, удалось реализовать, но еще не теряю надежды успеть до закрытия выставку эту посетить. Последняя выставка работ этого мастера проходила в Русском музее аж сорок лет назад!

Чтобы не сильно утомлять дорогих читателей, напишу совсем краткую справку о художнике (из интернета):

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)

замышляндия

"Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью" — так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести "Мой творческий путь". И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.

Александр Самохвалов родился 8 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей. Мать Самохвалова Елена Фёдоровна занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие в «школьном революционном движении». В последующем закончил реальное училище в Бежецке.

Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918). В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

Творчество Самохвалова стилистически близко к сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта»  — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач." (с)

Девушка в футболке, 1932 г.

на Международной выставке в Париже в 1937г. была удостоена золотой медали.

соцреализм

Занимался книгой и книжной графикой с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника ("Наш город", 1927; "Ночные страхи", 1927; "Водолазная база", 1928; "Мстительный Худжар", 1929, и др.).

С иллюстрациями Александра Самохвалова познакомилась впервые, пока готовила эту публикацию, они меня совершенно очаровали:

Иллюстрация к книге "Наш город".

пейзажи самохвалова

Иллюстрация к поэме Гоголя "Мертвые души".

портреты

На охоте. Вариант иллюстрации к книге Пришвина "Ярик"

иллюстрации самохвалова

Иллюстрация к повести "История одного города", 1933 г.

 К роману "Анна Каренина".

Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. 

Эскиз костюма Огудаловой к спектаклю "Бесприданница".

В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Это было время построения социализма с прицелом на коммунизм, менялось всё, в том числе души людей. В сознание и душу сеялось что-то хорошее, а что-то хорошее выбрасывалось... Приходила новая мораль, образ жизни, мода, которые чутко уловил художник и отобразил нового человека в своем творчестве. Мы видим женщин на рабочем месте, в спорте, на отдыхе, что-то безвозвратно потерявших в своем облике и всё же остающихся женщинами с женской грацией и красотой даже в мужской работе, с неведомой женской тайной и обаянием.

Кондукторша, 1928 г.

Делегатки, 1939 год.

 Метростроевка.

Метростроевка у бетоньерки.

Девушка с ядром.

Спартаковка.

После бани.

Девушка в шляпе.

Портрет лётчика, 1933 год.

Ткацкий цех.

Ремонт паровоза, 1931 год.

Вот такое было время, когда наши бабушки были молодые!

Часть справочного текста, относящегося к биографии Александра Самохвалова, и фото картин взяты из интернета, часть текста — авторская.

Надеюсь, вам тоже что-то пришлось по душе в творчестве художника. Спасибо за ваше внимание, друзья!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email