"Сиреневый камень": интересное о чароите

Чароит — уникальный минерал пироксеновой группы подкласса цепочечных силикатов и одноимённая горная порода. Содержит примеси редкоземельных элементов. Твёрдость по шкале Мооса 5—5,5; плотность 2,5—2,6 г/см.

Благодаря изумительной сиреневато-фиолетовой окраске разнообразных оттенков чароититов — главной породы, слагающей месторождение, оно получило название «Сиреневый камень».

 чароит

Ценность самоцвета определяется основными характеристиками: кра­сотой, стойкостью, редкостью.

Говоря о самоцветах вообще, можно сказать:

- красота обусловлена обликом камня в обработанном виде, блеском, различными оптическими свойствами, цветом, прозрачностью, если мине­рал прозрачный (существует выражение — «камень чистой воды»), рисун­ком, если не прозрачный;

- стойкость камня зависит от его твердости, устойчивости против влаги, химических веществ, механической прочности, вязкости, постоянства окраски и прозрачности;

- редкость определяется тем, что большинство самоцветов характеризует­ся малой распространенностью на нашей планете, количество месторожде­ний их крайне ограничено, поэтому почти все прозрачные самоцветы (кроме прозрачных алмазов) получены искусственно, в настоящее время ос­воен их промышленный синтез.

сиреневый

Если с этих позиций рассмотреть чароит, то:

О красоте в заключении экспертной комиссии камнеобрабатывающих предприятий упоминается: камень хорошо обрабатывается и приятно выглядит в …изделиях, плоских и кабошонированных (выпуклых) вставках для бро­шей, колец, кулонов. Лучшая форма огранки — кабошон.

Основное качество — это высокие декоративные свойства, обусловленные, с одной стороны, разнообразными оттенками фиолетовой окраски и рисунками, и с другой — отличной по­лировкой, в результате чего он приобретает зеркальный блеск. Особенно хороши кабошоны. На выпуклой поверхности отдельные волокна минерала неповторимо прекрасны, благодаря атласному, шелковистому, участка­ми перламутровому отливу. Из-за разнонаправленного расположения в пространстве отдельных пучков волокон на кабошонированной поверхности созда­ется впечатление объемности, глубины.

Неповторимые и своеобразные узоры обусловлены радиально-лучистым, звездчатым, параллельным расположением волокон. Включения кварца, полевых шпатов, зеленых иголок эгирина придают камню своеобразие, чароит как бы струится, обтекает их.

камень

натуральные камни

Механическая высокая прочность является характерной чертой чароита. Стойкость окраски лазурита арабы в древности проверяли огнем. «Лишь тот ляджвар (по названию месторождения на Памире-Ляджвардаринское) настоящий, что неделю пробудет в огне и не изменит евоего цвета». Чароит при высоких температурах (около 1000° С) сплавляли в стеклян­ный шарик, окраска которого оставалась сиреневой.

натуральный камень

И наконец, по третьему пункту — на сегодня известно единственное в мире месторожде­ние — Мурунские гольцы. Оно находится на стыке Якутии и Иркутской области, на водоразделе реки Чара и реки Токко. Пограничное положение этого уникального объекта иногда приводит к тому, что люди, мало знакомые с географией региона, утверждают, что таких месторождений два, соответственно по одному в Якутии и в Иркутской облас­ти. В действительности же это одно месторождение всего площадь в 10 км2.

интересно

Возраст пород составляет 107 млн лет. Теорий происхождения чароитовых пород много, но во многом до сих пор не ясно…

Условия образования его необычны, он связан с породами, для которых характерно высокое содержание калия, такие породы сами по себе на земном шаре встречаются редко.

Месторождение уникально еще и тем, что в мире не найдены не только промышленные месторождения таких пород, но не обнаружены и залежи, содержащие единичные зерна чароита.

Учитывая все вышеназванное, понятно почему цена на чароит растёт из года в год. Он становится всё более редок.

Правительством Республики Саха-Якутии установлен лимит на добычу камня в размере 100 тонн в год — это вынужденная мера, защищающая от иссякания месторождения.

На сегодняшний день средняя цена за килограмм необработанного чароита составляет в среднем около 100 долларов в зависимости от качества сырья.

интересное

Интересное о Чароите:

Впервые глыбы с фиолетовыми минералами нашёл геолог В. Г. Дитмар в 1948 году. Само месторождение было найдено в 1973-м году Ю. А. Алексеевым и Ю. Г. Роговым. Название нового минерала утверждено в 1977 году.

интересные факты

Местные жители - якуты и эвенки - это место почти не посещали, или бывали то периодически - во время зимней охоты на соболя. Во всяком случае им этот камень был не известен, поскольку в отличие от других самоцветов чароит не образует окатанной и отшлифованной гальки. Его валуны, лежащие на поверхности, покрыты малопривлекательной белёсой коркой продуктов выветривания, отчего они неотличимы от многих других пород. И только при специальной механической обработке открываются его эстетические качества.

С наименованием камня связана примечательная история (из статьи «Истории открытия чароита и других минералов» Веры Роговой, размещенной 07 Ноября 2010):

«Долго обсуждала в лаборатории с товарищами по работе, как лучше его назвать, предлагались десятки разнообразных географических названий, ближайших гор, рек, озер.

Ассоциация названия реки Чары и слова «чарующий» взяли верх...  

Посоветовалась со своими минералогами, всем название чараит понравилось. Единственное замечание было, что река Чара находится далековато, в 30 км от месторождения. Но ведь, случается, минералоги называют минерал в честь своей страны, хотя место находки его на другом континенте и в другой стране.  

И сейчас меня многие спрашивают, имела ли я в виду слова «очарованье», «чарующий», когда называла минерал. Да, имела. Так мы его и обсуждали на работе, как чарующий камень с реки Чары.

камни для украшений

На очередном съезде Всесоюзного минералогического общества, кото­рый проходил в Ленинграде, где мне вручали дипломы за открытые нами три минерала, мы беседовали с председателем Советской комиссии по но­вым минералам профессором В. А. Франк-Каменецким. Я рассказала ему об обстоятельствах…  

В. А. Франк-Каменецкий отправил в Токио председателю Международ­ной комиссии по новым минералам А. Като приоритетную заявку об откры­тии нового минерала — чарАита. В ответном письме А. Като согласился, что минерал, очевидно, новый. Замечаний к минералу нет, а в названии он рекомендует заменить букву «а» на букву «о», так как название чарАит на анг­лийском языке созвучно с названием другого минерала — чералита.

Я согла­силась переменить в названии букву «а» на букву «о». Таким образом, минерал стал называться не чарАит, а чарОит.

Впоследствии это привело к тому, что во многих иностранных справочниках было указано, что чароит найден на реке Чаро.

Данные об элементарной ячейке минерала были уже получены, и мы готовили описание минерала, чтобы представить его на окончательное утвер­ждение Советской и Международной комиссиям.

В это время Международ­ная комиссия по новым минералам отправила на рассмотрение в Комиссии всех стран, в том числе и в Советскую, новый минерал мореландит, откры­тый американским минералогом П. Данном, было сообщено, что минерал из Якутии, его химический состав минерала полностью соответствовал чарои­ту! Других данных по минералу сделано не было.

камни

В. А. Франк-Каменецкий написал в Токио протест председателю Международной комиссии А. Като, и сообщил, что этот минерал найден в Советском Союзе давно, описан более полно и приоритетная заявка в Международную комиссию отправлена год назад.

В своём ответе А. Като сообщил, что произошла неумышленная ошиб­ка по его вине, он забыл о приоритетной заявке, просит его извинить и об­ратился к Комиссиям по новым минералам не рассматривать мореландит как новый минерал, а голосовать за чароит.

Комиссии по новым минералам всех стран проголосовали за чароит. Окончательное утверждение минерала и его названия произошло 22 июня 1977 года. Результаты голосования сразу же стали известны П. Данну, и он отправил 24 июня 1977 года поздравление с открытием нового минерала и выслал данные о его составе для того, чтобы я могла сравнить свои и его анализы. Сообщил также, что он хотел дать ему название мореландит в честь одного из своих коллег в институте Смитсона в Вашингтоне.

Для того, чтобы назвать минерал чьим-то именем, минералог обязан про­сить разрешение. В связи с тем, что открытие не состоялось, П. Данн попал в неловкое положение, из которого с честью вышел: он назвал другой свой новый минерал — арсенат бария — мореландитом, который был утверждён.»...

камни натуральные

В заключение, нельзя не сказать о характере добычи чароититов. Процесс этот весьма трудоемкий, что в значительной степени объясняется невозможностью активного применения механизмов, что связано с географической отдаленнос­тью и труднодоступностыо объекта. Крутизна склонов на месторождении в ря­де случаев достигает 30° и более. Но самая большая сложность заключалась в том, что при добыче чароититов нельзя было применять взрывы, которые приводят к появлению в сырье микротрещин, исключающих последующую распиловку камня на тонкие пластины, необходимые для производства заго­товок камня для различного рода изделий. В настоящее время эта задача прак­тически решена: теперь для разламывания камня используют порошки, силь­но изменяющиеся в объеме при соприкосновении с водой. Ими заполняют минискважины (шпуры), что в итоге и приводит к его разламыванию. Благо­даря этому процессу, в камнерезные цеха попадают глыбы массой уже менее 100-200 кг, которые могут быть распилены на различные по размерам блоки, пригодные для дальнейшей обработки.

сирень

Классификация природных типов и разновидностей чароититов (Смирнов и др. 2004)

Природный тип

Характеристика рисунка

Сливной

Чаще отсутствует ли­бо создается выделе­ниями других минера­лов -  «солнца» эгирина, тинаксита

Волокнистый

Создается разновели­кими разноориенти-рованными волокна­ми или пучками волокон чароита

Плойчатый

Образован микро­складками чароита

Паркетовидный

Красивый мозаичный рисунок за счет законо­мерного срастания лейст (пластинок) чароита

Розетковиндный

Оригинальный «звезд­чатый» рисунок, обра­зованный радиально-лучистыми сростками или сегментами сфе-ролитов чароита

Параллельно-шестоватый

Ориентированный, полосчатый с интен­сивной игрой света

Очковый

Образован овоидами микроклина, кварца, радиально-лучистьши сростками эгирина, тинаксита

материалы для творчества

Магические свойства камня чароит прежде всего связаны с символическим толкованием его фиолетового окраса, который всегда символизировал внутреннюю гармонию, духовный путь и мудрость. Это камень созерцающего человека, философа идущего по пути спокойствия и очищения. Он помогает увидеть происходящее наиболее ясно и истинно. Принося с собой внутреннее спокойствие и духовное очищение своему владельцу, чароит сохраняет волшебство любви и семейный очаг. Он никогда не даст своему владельцу быть одиноким, поможет самореализоваться в творческих порывах и исканиях, подпитывая обладателя амулета или талисмана с чароитом энергией космоса. Чароит избавит вас от энергетического негатива и недоброжелателей. Говорят, что в практической магии чароит используется как талисман для творческих личностей. В различной огранке и изделиях свойства его остаются неизменными. Форма камня и изделие в таком случае только усиливает или подчёркивает конкретное свойство чароита для своего владельца.

материалы для украшений

По материалам из интернета.

Комментарии (20)

Очень люблю чароит! Многоликий камень. Ирина, спасибо за интересности.

Спасибо! Чарующий камень и прекрасная публикация! Узнала много нового!
очень красивый камушек, многогранный, но пока душа не лежит)) так бывает

Абсолютно согласна! Я с детства не понимаю лунный камень и золото (любое). Хотя все гороскопы, нумерологи и иже с ними говорят "твой камень/металл"... И янтарь в больших количествах... Хотя просто поиграть камушком... порутить в пальцах... или в серебре, но не надолго ... ношу с удовольствием. Наверное всё же есть мало/недо/плохо объяснимые явления/процессы в организме которые направляют нас... если прислушиваться, конечно :)

p.s. вот это загнула :)

Спасибо. Очень познавательная и интересная статья. Чароит действительно, великолепен.

Мы с Женей этот камень обожаем! Попадая на каменные выставки, в первую очередь идём к чароиту. Не помню где, но читала, что в аэропорту им. Шарля де Голля этим минералом отделана целая стена. Найти дополнительно информацию об этом не смогла, а так интересно было бы узнать! А посмотреть своими глазами - ещё лучше было бы! )

Марина.

У меня есть серьги из этого камня. Темного оттенка. Обожаю их!

Спасибо за статью! Особенно понравился рассказ об открытии и названии)) Удивительный камень, каждый раз поражаюсь фантазии природы!

Большое спасибо за коментарии

{#} они вдохновляют!

Уже после публикации нашла замечательное стихотворение Татьяны Лестевой

Который век уже подряд,
Как солнца искорки, летят,
Даруя свет звезды планетам.
Подобно чароиту Чары
Бессмертное очарованье
Струится шёлковым сияньем,
А грусть сирени – будто кара.
Сирень с гагатом чёрной ночи,
Как вы едины в чароите,
И камня в сладостном соитье
Нежны и шелковисты очи.
Так камни с разною судьбой
Сплетаются в венки порой.

Julia T (komodiki) 05.12.2014

Чудесная публикация, спасибо! Чароит - наверное, самый любимый мной самоцвет, поскольку фиолетовый вообще мой любимый цвет.

Показать все