Мир в игольном ушке: миниатюры Эдварда Казаряна

Мир в игольном ушке: миниатюры Эдварда Казаряна | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург. С этого начинается сказка про Левшу.
Главный герой сказки, а точнее повести Лескова "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе", мастеровой по кличке Левша, был, конечно, удивительной личностью. Этакий в буквальном смысле "самородок", которого породила земля русская сразу гением, не дав образования, не вооружив наукой и техникой. И когда пришло время, по заданию царского генерала необразованный самородок в состязании с английскими учеными мастерами одерживает уверенную и безусловную победу - подковывает "аглицкую" блоху. Даже и не подковывает (с этой работой справляются его товарищи), а изготавливает для подков гвоздики, которые ни в какой "мелкоскоп" углядеть невозможно. Как говорится, если такое и было, то так давно, что стало сказкой. Но сказки иногда оживают и становятся былью.
Однажды (в середине 20 века) генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущёву в Индии на приеме в правительстве подарили швейную иголку с выгравированными на ней семью слонами. Понравился Никите Сергеевичу заморский подарок, однако он был расстроен тем, что в СССР подобных умельцев нет. Но потом, как в сказке, в Дели с дипломатической почтой ушла посылка — на волоске длиной в один сантиметр были выгравированы 300 слонов и надпись: "Да здравствует советско-индийская дружба!" Что это было, воскресение Левши или новый "самородок" зародился на земле русской? И да и нет. Это была работа армянского механика-миниатюриста Эдуарда Аваковича Казаряна.
Эдуард Авакович был не менее талантлив, чем Левша Лескова, разве что гораздо образованней. Заслуженный деятель искусств Республики Армения, живописец, скульптор, музыкант (долгое время он был концертмейстером армянской филармонии), основатель микро-миниатюрного искусства, изобретатель микроскопических инструментов. Кроме удивительных произведений искусства мастер создавал тончайшие иглы для хирургии глаза и совместно с офтальмологом Ярославом Федоровым разработал искусственный хрусталик.
Каждое произведение Казаряна (а их у него было более тысячи) становилось непревзойденным шедевром микро-миниатюры. Десять его работ занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Есть среди них и миниатюра "Подкованные блохи, играющие в мяч" - куда ж теперь без блох после Левши?
Бывали и трагические случаи в его работе. Однажды, сохнущее на балконе рисовое зернышко, на котором мастер по заказу Лувра нарисовал копию картины Айвазовского "Девятый вал", съел голубь. Так пропали три месяца кропотливой работы и один миллион долларов - такова была цена заказа.

Некоторые миниатюры Э. Казаряна можно рассмотреть только при помощи оптического увеличения в 5000 раз.

Любуемся и удивляемся!

Караван верблюдов из драгоценных камней, размещенный в ушке иголки.

миниатюра

Ансамбль армянских танцующих девушек. Мост выполнен из человеческого волоса. Статуэтки девушек сделаны из драгоценных камней.

скульптуры

Трогательная сцена Гулливера и лилипутов. Гулливер стоит с бутылкой в руке. Бутылка сделана из полированного человеческого волоса. Другой солдат размахивает мечом с требованием освободить своего друга из бутылки. Другие лилипуты пытаются подняться на Гулливера по лестнице. Гулливер 2 мм, но можно видеть его глаза, волосы и платье со всеми деталями.

вдохновение

Подкованные блохи, играющие в мяч

микро

Подковы

Бюст Наполеона. Изготовлен из слоновой кости. Размер бюста - 1/4 сахарной песчинки

Статуэтки футболистов внутри перфорированного и полированного человеческого волоса. Скульптуры из армянского черного обсидиана.

Статуя Свободы - сделана из слоновой кости тоньше, чем человеческий волос.

Статуэтки Дон Кихота и Санчо Панса внутри игольного ушка. Изготовлены из драгоценных камней.

Золотая статуэтка Паганини внутри игольного ушка. Лицо музыканта в 50 раз меньше, чем крупинка манки.
Под статуей есть надпись по-итальянски: "Никколо Паганини"

Самые маленькие в мире нарды из золота и обсидиана.
Доска установлена на рисовом зёрнышке, которое было разделено на две части.

Колумб приближается к земле. Каждое судно меньше, чем сахарная песчинка. Этот шедевр посвящен 500-летию открытия Америки.

Абу-ль-Аля аль-Маарри с караваном верблюдов. Панорама представляет собой пустыню и караван верблюдов. Абу-ль-Аля аль-Маарри идет навстречу солнцу и привествуетего с поднятой рукой. Фигурки Абу и верблюдов из золота. Ноги верблюдов в 300 раз тоньше человеческого волоса.

Изображение зоопарка внутри чёрного конского волоса. Животные размещены в 12 клетках. Статуэтки изготавливались из драгоценных камней.

Розы разных цветов изготовленные из переработанной рыбьей чешуи. Стебли сделаны из человеческих волос.

Скрипка размером 7мм., с рисовое зерно. Эдвард Казарян исполнял музыкальные композиции на ней таким же миниатюрным смычком. Он сыграл на ней полный концерт с армянским филармоническим оркестром.

Для создания тончайших кружев и чеканки применяется волос, который разделяется на сто невидимых паутинок, вымачивается в серебряной краске, а потом сплетается в тончайшем орнаменте. 
Создание микроминиатюр требует огромной выдержки, высочайшего мастерства. Экспонаты выполняются рукотворно под микроскопом по уникальной авторской технологии. Для каждой из своих миниатюр Казарян делал свой набор инструментов: резцов из осколков синтетических алмазов и сверхтвердой стали, крошечных точил, способных отшлифовать до гладкости поверхность рисового зернышка или сахарного кристаллика. Например, кисточка, которой он рисует портреты на рисовых зернах масляными красками на срезе рисового зерна – это человеческий волос, расщепленный на 100 частей. К сожалению, экспонаты долго не живут: в результате изменения структуры волоса из-за влажности воздуха миниатюры портятся и ремонту не подлежат.

Комментарии (17)
Взрыв мозга!!! Слов нет!!! Спасибо огромное за статью!!!!!!!!))))

Слов нет, челюсть отпала. Вот это мастерство!!!!

Это что-то из области фантастики. Потрясло...

Юлия (simple-chic) 28.11.2014

Просто дух захватывает! {#} Этот человек - воплощение упорства и доказательство того, что невозможное - возможно.

Спасибо за статью, очень познавательно и воодушевляюще!

Слов нет!!!! Челюсть с пола пока не подобрала!!!!!!!!!!!! {#}

Елена (velicomen) 28.11.2014

Круто!!! {#} Слов нет!!!

Во все могу поверить, но в то, что можно на такой скрипке сыграть с симфоническим оркестром - это у меня в голове не укладывается!!!
Елена MosSoap 28.11.2014

я думаю, они подключали такие же мегамикроусилители. иначе как её услышать-то можно, да ещё с оркестром)

Натали (Koteika) 28.11.2014

Спасибо за пукбликацию. Присоединюсь к предыдущим "ораторам", это уму непостижимо. Окончательно добила скрипка, на которой еще и играли.{#} Бывают же такие умельцы!

{#}{#}Да, я в шоке!{#} Вот каждый раз , когда смотрю такие публикации, у меня мозг взрывается от непостижимости этого действа! Действительно, как? Мне кажется, что восприятие мира этих людей (миниатюристов) совершенно отлично от других.Как будто в их мозге есть область, отвечающая за развитие и воспроизводство миниатюр. :)

Показать еще