В этой статье я попытаюсь рассказать об удивительной цветовой гамме натуральной ивовой лозы, об огромном разнообразии красок и оттенков этого замечательного природного материала.
На нашей планете, в разных её уголках произрастает более 1200 разновидностей ивы, причём, в России – около восьмисот. Поражает разнообразие цветов и оттенков коры однолетних побегов этого растения. Это множество тонов зелёного, оливкового, красного (верба, чернотал), желтого (желтолозник) цвета. Для плетельщиков из ивовой лозы такое разнообразие цветовой палитры – настоящее богатство.
«Масла в огонь» подливает и такое обстоятельство, что ива как растение очень «любит» переопыляться со своими ближайшими родственниками (другими породами ивы). Таким образом, за многие годы формируется и прекрасно растёт бесчисленное множество гибридов-полукровок, которые ещё больше обогащают и разнообразят общую цветовую палитру. Опытные плетельщики, которые работают с неокорённым прутом, конечно же, прекрасно знают свои заветные места, где находится такая красивая дикая лоза. Впрочем, в настоящее время появилось много и сортового материала для плетения с интересной цветовой гаммой.
Справедливости ради скажу, что из неокорённого прута я не плету – это мне ещё предстоит делать…
А с окорённым ивовым материалом в этом контексте ситуация ещё интересней и веселей… Об этом я и расскажу более подробно.
Дело в том, что в большинстве диких пород ивы – в её коре – содержатся дубильные и красящие вещества. Это в первую очередь касается ивы «Трёхтычинковой», которая в изобилии произрастает по берегам рек, озёр и болот, да и не только там. Собственно говоря, этот вид ивы испокон веков применяли и применяют в настоящее время плетельщики в своём ремесле. Заготовка лозы проходит с поздней осени до ранней весны, поэтому для снятия коры (окорения) приходится ветки подвергать дополнительной обработке – варить или пропаривать один или несколько часов. Таким образом, красящие вещества при такой термической обработке переходят в саму структуру лозы и окрашивают её в слегка «рыжий» цвет. Причём, по мере хранения, этот цвет становится более насыщенным – он превращается в светло-бурый, затем в насыщенно бурый, а после нескольких лет хранения такая лоза приобретает настоящий шоколадный оттенок. Собственно говоря, процесс изменения цветовой гаммы происходит и в уже готовом изделии, и опытные мастера всегда учитывают это обстоятельство.
Как я уже говорил, в дикой природе встречается множество переопылённых пород ивы, которые тоже прекрасно подходят для изготовления плетёных изделий. И здесь надо учитывать при заготовке и сортировке один весьма важный нюанс. Все эти «полукровки» после варки могут приобретать совершенно разные оттенки – кремовый, желтоватый, красноватый, светло-бурый, тёмно-бурый, золотистый - и такая цветовая палитра может оставаться многие годы без изменений. Такая лоза прекрасно будет смотреться в готовом изделии и гармонировать между собой – ведь везде будет присутствовать натуральная природная цветовая гамма. Важно только не допустить перемешивания таких разных (и красивых) веток при плетении отдельных элементов или всего изделия в целом. В этом случае возникает впечатление «пестроты» и отсутствие целостности всего изделия. А, например, выделять цветом разные участки или узлы изделия, украшающие элементы – верёвочки, загибки – можно и нужно.
В природе встречаются и такие разновидности ивы, которые после варки сохраняют белый цвет. Это практически все растения с красной (с разными оттенками) корой на однолетних побегах. У всех таких пород есть немаловажное преимущество – термообработка (варка) проходит у них гораздо быстрее, менее одного часа, и кора отделяется легко и без проблем.
Например, краснотал (она же – красная верба, тальник, верболоз, ива песчаная, ива остролистная) после варки сохраняет яркий белый цвет, даже с некоторым жёлто-зелёным отливом. Такой яркий насыщенный цвет сохраняется долгие годы, и в плетёнках эта лоза смотрится превосходно. Но у этой лозы есть один существенный недостаток – она довольно ломкая, и в ответственных местах в изделиях я её не применяю. Хотя она с успехом идёт, например, на подъём стенок.
А вот ветки другой дикой ивы с тёмно-красными, иногда коричневыми побегами – чернотала (она же – ива пятитычинковая, чернолоз) – после проварки становятся кремовыми, и таковыми остаются на всё время применения. Чернотал более пластичен и имеет прекрасную сбежистость (конусность) – такие длинные, тонкие и достаточно податливые ветки я применяю в плетении декоративных и скрепляющих элементов – верёвочек, рубчика. Впрочем, такая светлая, кремовая лоза идёт и на стенки изделия, прекрасно гармонируя с более тёмными прутьями.
В настоящее время плетельщики стали применять в своём ремесле и сортовую иву. Некоторые мастера имеют даже несколько маленьких или больших плантаций из таких растений, специально выведенных для плетения. Подавляющее большинство этой сортовой ивы имеет красивый красный оттенок коры, а после варки лоза остаётся белой или слегка кремовой. Исключение составляет, пожалуй, сорт Американка гигантская, кора которой – зелёная, а после термообработки лоза постепенно приобретает бурый оттенок, как и у дикой, трёхтычинковой.
Есть и ещё один способ получать материал для плетения белого цвета. Это, так называемая, «соковая лоза», которая при окорении не подвергается термообработке. Соковой лозой может быть любая ива – и дикая, и сортовая, и красная, и зелёная. Дело в том, что в период сокодвижения кора однолетнего побега любого дерева отделяется очень легко и просто. Поэтому, когда на ветках начинают распускаться молодые листочки или даже зелёные травянистые веточки, можно и нужно проводить весеннюю заготовку. Это происходит в нашей средней полосе – в мае, в течение двух-трёх недель. Сразу после срезки весь урожай надо окорить с помощью обычной щемилки – это не составит особого труда. И – после этого – разложить готовый материал для сушки на солнце – ультрафиолет придаст соковой лозе ещё более яркий, изумительный, приятный для глаза, белый цвет.
И, наконец – последний момент. Соковую лозу можно получить и зимой. Для этого часть заготовленных неокорённых веток поставить в ёмкость с водой в тёплом помещении. Примерно, через три недели растения оживут – распустятся листья и веточки. В этот момент можно отделять кору и получать прекрасную, белую соковую лозу. Такая лоза сохранит свой белый цвет на весь период эксплуатации.
Никифоров Андрей. 26.02.2021.