Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Рождественский скандинавский козел и ниссе

Рождественский скандинавский козел и ниссе

Виды творчества:   Tворим с детьми
Куклы и игрушки > Народные куклы

Наступающий год – год Овцы или Козы, и, конечно, самое время рассказать о Рождественском козле, который приходит в гости к жителям скандинавских стран сегодня, а когда-то – давным-давно – приносил подарки и выступал в роли русского «буки». Делают его из сена-соломы, и он может быть любого "роста" – от самого маленького (и тогда он может "заплестись" в рождественский венок) до громадного (и тогда он украшает одну из центральных городских площадей).

Сделать его самому не очень сложно, и я буду рада, если на Ярмарке Мастеров начнется "соломенный овечий бум".

рождество

В современной Норвегии (а лучше всего я знаю норвежские традции) в гости к ребятишкам является рождественский ниссе – Юлениссе, у которого даже есть жена – Ниссемурь, Матушка ниссе.

Он – из рода ниссе, только большого роста.

рождество в скандинавии

"В старые времена ниссе было видимо-невидимо, не то, что теперь. Почти в каждой усадьбе жил свой ниссе. Ростом они не больше ребенка, носят серые штаны, куртки и красные вязаные шапки с кисточкой. Пальцев у ниссе всего четыре, потому что больших пальцев на руках у них нет", – писал о ниссе норвежский фольклорист Андреас Файе. Живут ниссе обычно на сеновалах, в хлеву или в конюшне. Помогают ухаживать за скотиной и чистить скребницами лошадей. Но относятся они к лошадям по-разному, совсем как люди. Случается, ниссе забирает сено у одной лошади и отдает его другой. Любимчики ниссе выглядят особенно холеными и красивыми. У них всегда кормушки полны, тогда как у других лошадей кормушки часто пустуют.

рождественский козел

Ниссе большие шутники. Они любят позабавиться, открыв стойла и выпустив коров на волю, или напугать скотницу, задув фонарь. А то и придержат сено, чтобы скотница начала его дергать изо всех сил. Тогда ниссе отпускает сено, и скотница от неожиданности падает. Обычно ниссе добры и трудолюбивы. И помогают по хозяйству... Но работают они обычно ночью, когда люди спят. А если кто-то не спит, он не должен мешать ниссе.

рождественские традиции

Главное, не забывать угощать их чем-нибудь вкусненьким вечером в четверг, не говоря уж о рождественском сочельнике. В сочельник им на сеновал приносят сливочную кашу, пиво, печенье и другие сладости. Ниссе довольно привередливы, но, если еда им нравится и настроение у них хорошее, они могут даже вылизать миску.

Насмешек и брани ниссе не терпят и мстят за обиду. Забывший об этом, рискует нажить себе неприятности, потому что ниссе, хоть и малы ростом, но очень сильны.

традиции рождества

У ниссе в обычае креститься на лунный свет. Зимой они любят кататься на санках и прыгать через изгородь в снег. Иногда они катаются вместе с ребятишками. В свои сани они запрягают жеребят или телят и одинаково быстро въезжают на горку и съезжают с нее". 

праздник рождества 

Ученые считают, что ниссе – это уменьшительно-ласкательное имя от Николая. Святой Николай был епископом в Смирне в Малой Азии в IY веке. Святой Николай (в англоговорящих странах известный как Санта Клаус) приходит к добрым и послушным детям в рождественскую ночь, а ниссе навещает их в  сочельник. С течением времени – во всяком случае, в Норвегии – образы ниссе и Санта Клауса так тесно «переплелись», что стали почти неразделимы.

Санта Клаус прилетает по воздуху в санях, в которые запряжены северные олени и которые приземляются на крыше дома. Внутрь он проникает через печную или каминную трубу, и именно поэтому все члены семьи развешивают на каминной полке большие чулки, чтобы Санте было куда положить свои подарки.

 норвежское рождество

Однако в старину подарки маленьким норвежцам и другим скандинавским детенышам приносил не домовой, не святой Николай, а рождественский козел. "Все знают, что на Рождество ниссе приносят детям подарки, но вспоминает ли кто-нибудь теперь о рождественском козле?", – писал Закариас Топелиус. "А ведь когда-то он был любимым другом детей и приходил к ним в сочельник. Он ходил на четвереньках в шубе с длинным мехом, у него была длинная борода и рога, сделанные из деревянных ложек. Козел приносил детям целую корзину подарков. Нынче козел вышел из моды, и его обязанности перешли к рождественским ниссе...".

скандинавское рождество

«Происхождение» рождественского козла довольно туманно, и никто не знает, откуда он появился на свет. Известно лишь, что ближе к Рождеству козел спускается с высоких гор и все ближе и ближе подходит к человеческому жилью.

 кукла из соломы

За несколько дней до Рождества он уже заглядывает в окна и внимательно наблюдает за поведением  взрослых и детей и приготовлениями к великому празднику. Маленьких норвежцев пугают рождественским козлом точно так же, как русских малышей – букой: «Вот придет рождественский козел и, если ты будешь плохо вести себя, заберет с собой», – или: «Будешь плохо вести себя и не получишь от рождественского козла никакого подарка».

 козелиз соломы 

Высказывались предположения, что рождественский козел ведет свою «родословную» от последнего снопа хлеба, который называли «козлом» и который играл большую роль в празднике урожая и символизировал плодородие земли. К слову сказать, солома, которую постилают на пол и рождественский сноп также часто связываются именно с праздник урожая и плодородия земли.

В современной Скандинавии рождественский козел из соломы – немепременный атрибут рождественского убранства. 

соломенный козел

rotor07

Make a Yule Bock (

Swedish straw goats

Yule Goats. Scandinavian and Northern European Yule & Christmas symbols. kn

Coziness...Norweigian Julbock  Christmas goat

Julbock or Christmas Goat - a Swedish Christmas tradition. Learn more about them at ATasteofScandinavia.net

Julbocken - Gavle Goat or Yule Goat. Ikea sells these for $10. I will be getting one this year.  The Gavle Goat is a fun tradition. If you have never heard about go to google and find the Wikipedia entry about the goat.

Halmbukk

 Christmas decorating ideas from Ikea. Love the reindeer off to the side of the tree...

.

Swedish Christmas decorations

Beautiful Scandinavian Christmas inspiration via <a href=

Swedish Christmas [ Jul Julen Christmas Xmas Joulu Nol Navidad  рождество ]

 Have Yourself a Swedish (Decor) Little Christmas 2

Christmas fun

Christmas trees are very important in Swedish homes and you sometimes have to search for a while to find the perfect one. Every family decorates its tree differently but strings of lights, tinsel and Christmas tree balls are common decorations. It is also common to decorate the tree with straw figures and small Swedish flags. The Christmas goat is one of the very oldest Christmas symbols in Sweden and is often placed near the Christmas tree. Photo taken by: Helena Wahlman

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email