Обновление пароля

 >  >  > Реставрация старинного шкафа. Часть 5: склеивание основных элементов

Реставрация старинного шкафа. Часть 5: склеивание основных элементов

Виды творчества:   Мебель своими руками > Реставрация мебели
Реставрация
Сложность:   высокая
Время работы:   40 дней
Реставрация старинного шкафа. Часть 5: склеивание основных элементов | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Приступаю к пятой части своего мастер-класса по реставрации шкафа.

Часть 1: вступление и небольшой экскурс в историю >>

Часть 2: разборка и демонтаж металлической фурнитуры >>

Часть 3: восстановление украшающих элементов >>

Часть 4: восстановление элементов стенок шкафа >>

Он будет посвящен склеиванию основных элементов шкафа. К ним можно отнести: боковые поверхности, верхнюю и нижнюю части, филенку задней части, перегородки. Хочется заметить, что в любом случае, если старое склеивание не нарушено, заново ломать, а затем склеивать не следует. Если соединение выдержало долгое испытание временем, то простоит без вашего вмешательства еще очень много лет.

Начнем с филенчатой задней стенки. Там, как я отметил при разборке, отдельные доски филенок расклеились. Мы их в предыдущей части мастер-класса восстановили, поэтому переходим к склеиванию.

Вот фото двух филенок до склеивания. 

реставрация

реставрация мебели

На первой фотографии видно, что одна из досок расклеилась полностью, а вот склеивание двух левых разошлось в нижней части филенки. Этот узел так же придется переклеивать.

Чтобы склеить филенку, необходимо в начале изготовить специальные накладки, или подкладки под струбцины, так как край филенки имеет скос и простая подкладка из прямоугольного брусочка нам не поможет. Измеряем толщину края филенки.

реставрация шкафа

Она получается 6 мм. С помощью прямой 6-мм фрезы в бруске 50 х 50 мм делаем бороздку на глубину около 30 мм.

склеивание элементов

Далее разрезаем длинный брусок на небольшие куски длиной около 100 мм.

шпонка-бабочка

Так как филенка на концах имеет скос, то на расстоянии, равном глубине выемки, штангенциркулем на филенке измеряем ее толщину.

Из фото видно, что это 13,5 мм. Этот размер переносим на подкладку и с помощью стамески делаем ей нужный нам градус уклона. 

Делаем примерку.

Как видно из фото, получилось хорошо.

Перед тем, как перейти к самому склеиванию, нужно сделать еще одну важную подготовительную работу. Необходимо изготовить так называемые "шпонки-бабочки", которые после склеивания врезаются на шве склеивания в склеенный элемент, надежно закрепляя его и, в дальнейшем, предотвращают процесс расклеивания на долгие годы. Как правило, материал для шпонок должен быть таким же, как и тот, из которого изготовлены склеиваемые элементы. У нас — это сосна. Размер шпонки зависит от размера склеиваемых частей. В нашем случае вполне хватит заготовки 50 х 25 мм. Толщина шпонки должна быть не менее половины толщины склеиваемых элементов. Как я говорил ранее, доски филенок имет толщину 30 мм. Поэтому для шпонок я взял доску-дюймовку. Чтобы шпонка работала, ее длинная сторона должна идти вдоль волокон заготовки.

Теперь можно переходить к самому процессу склеивания. Он, в принципе, ничем не отличается от других склеиваний. Только подкладки под большие струбцины мы берем, изготовленные ранее, а чтобы при стягивании больших струбцин не произошло поднимание концов склеиваемых деталей, мы должны их по краям прижать струбцинами к столу на котором производится склеивание. На следующем снимке виден рабочий момент склеивания филенки, которая показана на первом фото этого мастер-класса.

Шпонки-бабочки разложены в местах их предполагаемого вклеивания. На длинном шве, слева, будет четыре шпонки, а на том шве, который склеивается не на всю длину — две.

После затягивания струбцин, можно приступать к врезанию шпонок. Ясно, что каждая шпонка имеет свои размеры, поэтому их перед установкой следует пронумеровать, чтобы потом не запутаться.

Установленную на свое место шпонку со всех граней очерчиваем монтажным ножом.

Такой инструмент взят не случайно. Острое лезвие ножа достаточно глубоко прорежет поверхность древесины и на этапе фрезерования углубления под шпонку ее края не будут подвергнуты расщеплению.

С помощью фрезера и тонкой (3 мм) фрезы делаем на размеченном месте углубление. Глубина углубления у меня получилась 18 мм.

Подрабатываем углы стамеской.

И на клею загоняем туда шпонку. Если вы все сделали правильно, то шпонка в гнездо будет заходить очень туго, придется воспользоваться молотком.

Вот что получилось по всей филенке. В самом конце, слева и сбоку видна доска лечения края филенки. Речь об этом шла в предыдущей части мастер-класса.

Чтобы закончить этот этап по нашей филенке, необходимо сошлифовать выступающие над поверхностью части шпонок и рубанком сделать необходимый уклон дальнему элементу лечения края филенки.

В другой филенке, помимо этого набора работ, пришлось делать вставку тонкой, толщиной 3 мм  по всей толщине доски из дранки по краям склеивания, т.к. в процессе рассыхания произошла частичная деформация досок, и склеиванием устранить дефект не удалось. Этот метод нужно применять практически везде в таких ситуациях, так как даже если вы сможете струбцинами стянуть доски в таком месте, все равно по истечению небольшого промежутка времени внутренее напряжение досок, возникшее в этом месте "порвет" склеееный элемент.

Этот паз был выбран фрезером 3-мм фрезой, а затем, на клею загнана дранка, почти до самой шпонки.

Теперь нужно переходить к основному каркасу шкафа. Одна из боковых сторон оказалась со щелью.

Ее для того, чтобы загнать внутрь щели клей, пришлось немного расширить с помощью небольшого клина.

А затем, стянуть струбцинами.

Думаю, что вам уже понятно, что после склеивания нужно было поставить четыре шпонки-бабочки. Чтобы они были потом менее заметны, я их решил расположить на внутренней стороне шкафа.

На другой боковой грани трещин больших не было, но пришлось на одном из концов выбирать пазы под дранку.

И заделывать их аналогичным, описанным чуть раньше, методом.

Самая большая сложность возникла при работе с верхней часть корпуса. Помимо того, что там образовались две трещины по всей длине,

сами доски деформировались по всей длине прогибами средних частей вниз (как показано на рисунке) . 

Поэтому при склеивании и сжатии их струбцинами (работать пришлось на подмостях, шкаф был поставлен вертикально):

Получилось, что внутренние стороны плотно сомкнулись и склеились, а на наружной стороне образовались большие щели.

Их пришлось, не убирая струбцин, по всей длине заделывать на клею кусочками дранки, подходящей по толщине.

Далее, сострогав выступающую часть дранки, уже по дранке ставить шпонки-бабочки по три на каждый склеенный шов.

Этот элемент почему-то был склеен из не одинаковых по ширине досок. Поэтому мастер к обратной стороне прикрепил небольшой кусок с разными по ширине концами. Его пришлось сажать на клей уже после всех описанных работ, в том числе и после первичной шлифовки угловой шлифмашинкой.

На последнем снимке видна светлая подкладка под струбцины.

Думаю, понятно — чтобы закончить работу с подмостей, мне пришлось произвести уже и окончательную шлифовку верхней части шкафа.

На этом этап склеивания основных элементов можно закончить. Хочу добавить, что кое-какое склеивание пришлось сделать при реставрации одного из нижних ящиков, но ничего нового вы там не увидите, да и работы там было сравнительно немного.

На этом заканчиваю очередную часть своего "долгоиграющего" мастер-класса.

Спасибо за внимание.

С уважением, А. Новиков

Ключевые слова:  
Материалы:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email