Полезная информация о пирографии по коже

  • Рубрика: Материалы и инструменты
  • Виды творчества: Выжигание

Когда я предпринимала свои первые скромные попытки выжигать, столкнулась с тем, что в интернете прискорбно мало информации о том, как именно это следует делать. Вот я и решила систематизировать и выложить результаты своих проб и ошибок. Надеюсь, кому-то они помогут сэкономить время и, может быть, заинтересовать еще не знакомых с этим видом творчества мастеров.

Итак, пирография — это рисунок, выполненный с помощью выжигания. Выжигать можно на дереве, коже, ткани, но мы остановимся именно на пирографии по коже.

пирография, пирографы

пирография на коже, выжигатели

Для начала необходимо выбрать подходящий материал. Здесь сэкономить не получится, ведь кожа — это основа, и на плохой, некачественной или просто неподходящей коже хорошего рисунка не выйдет.

Существует множество классификаций кожи в зависимости от вида животного, его возраста, способа обработки кожи, ее отделки и слоя. Я остановлюсь лишь на самых основных типах.

1. Кожу различают по способам дубления: дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

Кожи растительного дубления обладают большой толщиной, плотностью и пластичностью. Обычно их используют для разнообразного тиснения. Для наших целей такие кожи использовать не очень рационально, это все равно, что стрелять из пушки по воробьям, ведь шкура дорогая, редко встречающаяся и требующая сложной дополнительной обработки (защиты от влаги и т.д.). Поэтому мы будем использовать кожи хромового и комбинированного дубления.

2. Еще одна классификация разделяет кожи по способам обработки лицевой поверхности.

  • Гладкая кожа. Этот вид кожи получают из того слоя, с которого был удален волосяной покров. Данный вид кожи можно отнести к самому прочному, так как она сохраняет все свои первоначальные свойства.
  • Шлифованная кожа. Внешняя поверхность кожи шлифуется абразивным методом, что позволяет скрывать естественные пороки и несовершенства шкур (шрамы и пр.)
  • Тисненая кожа. Для сокрытия всевозможных дефектов кожи используют тиснение, часто копируя узоры редких видов кожи (крокодиловая, змеиная и др.) Отличаются рисунком и глубиной тиснения. Чем мельче рисунок и глубина тиснения, тем меньшей способностью укрывать дефекты обладает данное тиснение.
  • Спилок. Эту кожу получают при распиливании на две или более частей другой, более толстой кожи. Отсюда и название этой внутренней части кожи. Часто на спилок  наносится искусственное полимерное "лицо", имитирующее естественную лицевую поверхность.
  • Краст. Полуфабрикат кожи, полученный после операции барабанного крашения (отсутствует поверхностная отделка) Имеет естественный рисунок лицевой поверхности. Отсутствие отделки поверхности позволяет избежать большинства пороков, связанных с отслоением "лица".
  • Лакированная кожа. Данный эффект достигается путем прокраски шкур в разные цвета и нанесения на их поверхности тонких синтетических пленок под воздействием высоких температур.

Существует главный принцип, которым стоит руководствоваться при выборе кожи. Никаких искусственных «пленок», «поверхностей» и прочих синтетических смол! Стоит вам прикоснуться жалом выжигателя к такой коже, как все это начнет плавиться, вонять, выделять вредные вещества и портить жизнь. Лучше всего брать гладкую кожу или краст, можно шлифованную, она выйдет чуть дешевле.

3. Наиболее распространенные виды кожи — это свиная, овчина, козлиная и КРС (крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы).

Здесь выбор невелик, стоит брать только кожу крупного рогатого скота во всех вариациях (в зависимости от ваших целей, так телячья кожа более тонкая и эластичная, она довольно универсальна, а вот бычина, толщиной до 5 мм, подойдет разве что для ремней).

Остальные виды не подходят, овчина слишком мягкая, при выжигании она «поплывет», начнет сминаться в складки, а свиная кожа пористая и не слишком красивая.

Если не углубляться в дебри классификаций и терминов, то итог довольно прост. Придя в магазин, выбирайте кожу плотную (небольшой лоскуток должен не висеть тряпочкой, а держать форму; будет разница, как между листом бумаги для печати и бумажной салфеткой) и минимально обработанную.

Теперь надо определиться, чем именно мы будем выжигать. Специализированных пирографов, рассчитанных только на кожу нет. Используются выжигатели по дереву на более низких мощностях.

Существуют два вида выжигателей: «паяльникового» типа и с петлей накаливания.

пирография по коже

выжигание

Аппараты паяльникового типа обычно заканчиваются твердым тугоплавким наконечником. У них редко перегорают нагревательные элементы, и, чтобы сломать наконечник, нужно очень постараться. Потому они считаются более надежными и могут встретиться в наборах для детей. Однако, у них присутствует ряд своих недостатков. Прибор очень медленно нагревается (до 5 минут), отсутствует регулятор температуры нагрева жала. Толщина линии выжигания определяется временем и силой нажима. Такой аппарат подойдет для выжигания крупных и средних рисунков, с небольшим количеством мелких деталей.

Плюсов в пользу выжигателей с перьями из проволоки куда больше, их используют для самой тонкой и кропотливой работы. Нагрев и остывание прибора — это дело нескольких секунд. Температура накала проволоки на большинстве выжигателей регулируется,  можно накалить проволоку добела, а можно и слегка нагреть. Работа над изделиями занимает в разы меньше времени и усилий. Но вот сама нихромовая петля периодически перегорает и требует замены. Причем в обычных, любительских моделях (Узор 1, Вязь, Этюд) замена петли накаливания производится перепайкой (в домашних условиях штатным или внештатным мужчиной от 12-ти и старше, владеющим паяльником). Перепайка петли производится тугоплавким припоем. Перепайка контактодержателя с петлей накаливания выполняется обычным припоем. Поэтому прибор стоит выбирать в зависимости от тех идей, которые вы намерены воплощать в жизнь. Дать характеристику каждому прибору отдельно я не могу, так как активно работала лишь с двумя из них: Узором и Вязью. На мой очень субъективный взгляд, хоть продавцы и уверяют в том, что их технические характеристики полностью аналогичны, Узор лучше. У него выше мощность, и он до сих пор работает.

Надеюсь, данный текст откроет для кого-то столь красивый и увлекательный вид хобби, как пирография.

выжигание по коже

выжигание на коже

кожа для выжигания

Комментарии (25)

Елизавета, большое спасибо за тему! Очень буду ждать продолжения по штрихам, думаю не только я одна. Может быть у Вас есть и информация по пирографии на замше? Я пробовала, мне понравился контраст рисунка и бархатистой поверхности, правда до конца свои идеи так и не довела. Теперь, благодаря Вашей публикации, появилось вдохновение снова вернуться к этой теме.

Интересная и нужная информация. Елизавета, спасибо! Будем ждать продолжения!{#}{#}

Елена Malahitnica 21.11.2014

Большое спасибо за публикацию! Давно мечтаю освоить пирографию. Пока собираю литературу. Еще раз, спасибо!

Елизавета, спасибо! Вы даже не представляете, как важна эта информация сейчас для меня! Супер актуально! Собираюсь использовать и эту технику в своих работах. Пока только пробую.

Елизавета! Спасибо)

Вы затронули, действительно, интересную и нужную тему!

А информации в сети не так уж и много. В большинстве юольше воды, чем пользы.

Если же по теме статьи говорить....

Сама я люблю выжигать паяльником. Вообще, самым обычным паяльником который затачиваю определённым образом.

От паяльника нет такой жареной поверхности или я пользуюсь не очень мощными паяльниками.

Может быть ещё и потому люблю паяльник, что приходиться им часто работать - режу синтетические ремни и стропы)

Выжигательные аппараты не очень люблю.

И мой совет начинающим - пока вы сами не попробуете все эти аппараты - не узнаете "какой лучше"

Потому что, художественные требования к выжженному рисунку у всех разные, навыки работы и т.д.

Наверное, стОит написать небольшой обзор по паяльникам и моим усовершенствованием жал паяльника.

Вот пример пирографии паяльником с разными жалами

"Потому что, художественные требования к выжженному рисунку у всех разные, навыки работы и т.д ".Поддерживаю!!!
Спасибо за фото, они ярко иллюстрируют то, насколько разными могут быть техники.
Действительно, создать такой узор, добиться такой глубины прожигания пирографом попросту невозможно(
Пишите!Мне будет очень интересно, как вы обычным паяльником можете добиться таких тонких линий (для меня толщина,это вообще больной вопрос).

БагИра 19.11.2014

Интересная техника,дем продолжения

Елизавета, вы затронули очень интересную тему, спасибо! Скажите, а вы планируете продолжение серии статей по этой теме? очень хочется о пирографии узнать побольше. Любая информация, которой делится мастер-практик супер ценная!

Меретдин 19.11.2014

Немного советов из бывшей страны Советов: некоторые мастера рекомендуют переносить рисунок на кожу накалыванием, но на личном опыте видел - иногда эти накалывания очень некрасиво проступают на готовой работе. Они видны! Это зависит от кожи. Потому перед нанесением рисунка иглой лучше потренироваться на кусочке.

На влажную кожу (но не на все кожи) рисунок можно переносить, просто наложив кальку и обводя линии непишущей ручкой.

И второй совет - при выжигании некоторые кожи слегка стягиваются на рисунке. Когда кожа тонковата. Иногда спасает от стягивания вот что: полностью закончив рисунок, слегка намачиваю заготовку и под пресс (можно под толстую книгу)

У вас такие замечательныне работы!!! Супер!!! Скажите пожалуйста как получить рваный, состаренный край кожи?У вас это смотрится замечательно, а мои попытки как то не очень...

Показать еще