> Журнал > Публикации > История рукоделия > Лен. Удивительные превращения. История первая

Лен. Удивительные превращения. История первая

Добрые игрушки (Карина Клименко)
Виды творчества:   Разные виды творчества
Прядение

Мне всегда было интересно, что же такое нужно сделать с растением, чтобы из него получилась ткань. Казалось бы, растет себе и растет, цветочки голубые отращивает :) Особенно удивительно, как с обработкой льна женщины справлялись раньше, когда все делалось вручную и только женскими руками. Мужики только сеяли лен. А бабы делали все остальное :) Что же они потом делали с желтоватыми стебельками, как превращали их в белоснежные полотна? Итак, мужики сеяли лен...

лен, прялка

Когда лен всходит и начинает цвести, это очень красиво, кажется, будто небо спустилось на землю.

история обработки льна, пряжа

Только любоваться бабам было, скорее всего, некогда. Лен нужно теребить. Теребить, это значит рукой захватывать стебельки льна у самой земли и вырывать с корнем. Непременно так, никаких серпов в тереблении не использовалось.

история костюма, старинный текстиль

Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки.

русский стиль, старинные фотографии

русская рубашка, девица

Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно вымолотить из него семена, из которых, кстати, и выжимали льняное масло. После обмолота лен идет на "расстил".  Бабы брали лен и аккуратно расстилали его по всему полю. Желательно чтобы это поле было слегка болотистым, влажным, еще хороши туманы и роса. Все это должно было быть в достатке, поскольку дело происходило в конце лета и осенью. Так лен отдыхал на поле еще около месяца. Передерживать было опасно, ткань будет не такой прочной. Потом лен собирали и опять на сушку!

 "Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань" (из воспоминаний деревенской бабушки Н. А. Деревниной.

Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: мялка. Кстати, помню, у Булгакова в записках врача герою принесли в больницу искалеченную девушку, которая "в мялку попала". Смотрю я на эти мялки и не могу понять, как туда можно было "попасть". Разве что специально ногу засунуть...

прядение

ткачество

Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: "Смотри молодца из бани, девицу — из трепальни".

беление

Трепание — тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба — всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.

Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии:

  1. Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби).
  2. Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).

    натуральные материалы

Оставшееся в повесме волокно — самое лучшее (собственно лен).

После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть:

народные промыслы

фартук

Здесь на фото бабушка справа еще чешет :)

Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.

Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали . Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.

Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.

народное творчество

Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.

народный костюм

А вот как описывает В. Белов в книге "Лад" последующие манипуляции с готовым холстом:

"Еще весной холсты белят в золе и затем на снегу. Снова бучат в золе и белят уже летом на чистом лугу, где-нибудь около озера или речки. В начале июня подростки обоего пола обычно возили навоз. Пока взрослые наметывали телегу, девчонки бежали к речке. Они собирали в гармошку пятнадцатиметровый конец холста, макали его в воду и снова ровно расстилали на зеленой траве. И так со всеми концами. Иная, не утерпев и видя, что никто не заметит, пускалась бегом по этой ровной гладкой холщовой дорожке...
Холсты сохли быстро, их надо то и дело макать в реку, а телега с навозом уже наметана. Контраст между чистотой расстеленного на зеленой траве холста и вонью тяжелых коричнево-желтых навозных пластов, разница между речной прохладой и жарким, гудящим от оводов полем превращали беление холстов из обязанности в нечто приятное и нетерпеливо ожидаемое. Возка навоза тоже становилась приятнее. Поэтому взрослые всегда разрешали подросткам и детям белить холсты.
Зола для беления, или бучения, холстов должна быть чистой, просеянной, желательно из ольхи. Добрые, то есть хозяйственные, старики весною нарочно ходили в лес, чтобы нажечь ольховой золы для беления холстов. Выбеленный холст был едва различим, если его расстелить на снегу."
Беление холста вдохновило Зинаиду Серебрякову на создание своих полотен. Кстати, на том же холсте, но, вероятно, все-таки небеленном :)

сарафан

льняная одежда

Во второй части статьи я покажу лен, сотканный прабабушкой моего мужа, и расскажу еще кое-что об этой чудесной травке.

Ключевые слова:  

Спасибо! Очень интересно! Понравилось!

Очень интересно, спасибо! Такая тяжелая и долгая подготовка материала... А мы, нонче, бед не знаем - пошел и купил.{#}

Побольше бы таких статей! С историей и подробным описанием, мне было интересно, до этого знала про этот процесс в общем, теперь знаю в деталях!

Для меня это, пожалуй, самая интересная публикация за весь год! Спасибо!!!

Кариш, спасибо за тему image Мне тоже очень интересен сам процесс, как это делается не у китайцев не фабричным способом. Я в деревне, где у родителей "усадебка", ходила и пытала местных тётушек, как они шерсть чешут, как лён прядут, как валенки валяют. Жутко интересно. Но безумно трудоёмко. Мы так привыкли просто пойти за полотенцем (простынкой, подушкой, платишком, ковриком и т.п.) в магазин, что даже странным кажется, что "сначала посадил, потом потрепал, потом помял, потом попрял, потом поткал..." Так и хочется добавить как в старой сказке "...и спи отдыхай!" Какие же наши предки были труженники! Совершенно другая вселенная!

Светлана Коновал

Хотела заглянуть на страничку Карины Клименко, но страница не активна. Что случилось с Мастером? Такую замечательную статью мог написать только человек всесторонне развитый и с удивительно чистым сердцем. Елена, Вы так по свойски к ней обращаетесь "Кариш", поэтому я вам и написала.

Очень интересно показали и рассказали, спасибо!

..Интересно, а как сейчас выглядит этот процесс, особенно когда натуральные материалы завоевывают мир, а народу много, а рук мало рабочих и умелых?...

Спасибо! Очень интересная и познавательная статья!

Добрые игрушки (Карина Клименко)

Рада что статья пригодилась image image image

Елена А.

Карина,спасибо за статью!Очень интересно узнать про весь процесс,сколько труда....И как-же хорош лен!Обожаю его!{#}{#}{#}

Ольга БОХО

Спасибо большое!! Очень интересный материал!{#} Как же сегодняшний быт отличается от того , что был всего сто лет назад!! Вот уж точно жили по принципу: "Не потопаешь- не полопаешь!!"

Девушка у Булгакова попала не в ручную мялку, конечно, а в мяльную машину.

Елена Королёк (Elena Korolek)

Согласна. Во время Булгакова, всё-таки 20-ый век: электрификация, машинизация, и прочая "-ация" {#} Мялка и чесалка , наверняка, могли быть механические. Ручной- то, максимум, палец можно прищемить

Добрые игрушки (Карина Клименко)

Да, я подозревала что то вроде этого. Потому что в ручную действительно нереально.

Елена Королёк (Elena Korolek)

Карина, скорее пиши про обещанную пробабушкину тряпочку {#} Заинтриговала.

Belle idee

Огромное спасибо, очень познавательная публикация! Жду продолжение{#}

Спасибо, прочитала с удовольствием!

О льне знала очень поверхностно. Очень благодарна за эту статью, и жду продолжения.
Мария Бел

Спасибо за публикацию! Жду продолжения!

Спасибо, очень познавательно!
Сундучок

У нас в городе есть "Музей льна и бересты", там практически весь процесс производства льняной ткани показывают. Причем, все это с шутками-прибаутками{#}. Безумно интересно!

спасибище! С огромным интересом с младшенькой дочкой всё прочитали и рассмотрели, ребенок под впечатлением!

Спасибо ,очень интересно и позновательно!Как раньше всё успевали?Ещё нужно было на корову накосить,рожь ,овёс всё убрать ,намолотить итд.!Я в деревне пыталась рожь серпом косить,через пол часа упала.{#}Это очень тяжелый труд!!

Познавательно! Спасибо!

Erlen sewing

Всегда было интересно узнать процесс "от и до", но всегда есть разные "но" {#} то времени нет, то забудешь в суете....спасибо, что просветили!

Очень интересно! Знала процесс "ручного производства" овечьей шерсти и козьего пуха, видела все процессы в детстве, на каникулах у бабушек, а теперь еще и про лен знаю.... вот бы увидеть своими глазами {#}!!! Но в тех местах не выращивали лен{#}. Только сейчас начинаешь ценить знания о том, как можно воспользоваться тем, что нам дала природа. Конечно, от синтетики никуда не денешься, но так хочется прикасаться к натуральному! Еще раз спасибо!

Алина К.

Очень интересно))

Спасибо!

Адский труд! {#}

Интересная публикация, спасибо!

Спасибо автору за статью, интересно и познавательно! В ожидании продолжения...

Спасибо автору за интереснейшую публикацию. В юности, во время поездок в "колхоз" довелось лен теребить и снопы вязать собственноручно. Для просушки их в небольшие копны ставили.

Сова 32

Прекрасная статья. У меня есть на работе сотрудница, которая рассказывала нам, как она лен собирала и "готовила" его к "сдаче" в деревне пока не уехала в город до 17 лет, а сотруднице 60. Она расказывала, какой это был тяжелый труд (она занималась тряпанием), хотя на счет пения в этот момен - это точно. Детство моих родителей прошло гораздо веселее.

Сразу вспомнила рассказ для детей : " Как рубашка в поле выросла".{#}

Спасибо! Очень интресно!

Ждем продолженияimage

Лариса

Большое спасибо за чудесную статью.Столько нового и интересного!{#}

В Новосибирске есть ст.Мочище ,название произошло от мочения льна. Кстати моя прабабушка занималась льном в Томской губернии и во время просушки льна в бане упала лампадка,она сгорела вместе с баней. Прясть я уже сама училась,жду когда привезут овечью шерсть с деревни,попробуем валенки свалять и шерсти напрясть.

Мялка, изгреби, пачеси, очес....

Понятно на подсознательном уровне

Мне тоже статья очень понравилась. Большое спасибо. В детстве просила бабушку научить прясть на прялке, а у бабушки работы невпроворот. Не до меня. Прясть не умею, зато прялка есть (на чердаке в деревенском доме). Читаю статью и где-то внутри шевелятся глубокие корни...

L a r i s a

У моей прабабушки был такой ткацкий станок. Стоял посередине избы и занимал практически всё свободное место. Я застала только тот период, когда она ткала на станке половики из полосок старых тканей.

С большим удовольствием читала, Благодарю за статью)

Прекрасная статья! Столько поучительного и важного! Огромное спасибо за уважение и продолжение льняных традиций на Руси!

Замечательная статья! Благодарим!

Скрипка Лада

так по доброму написано... всегда, еще с детства хотелось попробовать весь процесс самостоятельно пройти... не удалось. Хотя лен я в огороде возле дома сажала...

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email