Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Пэчворк во Франции: вдохновленные живописью, музыкой и поэзией

Пэчворк во Франции: вдохновленные живописью, музыкой и поэзией

Виды творчества:   Шитье > Лоскутное шитье: пэчворк
Пэчворк во Франции: вдохновленные живописью, музыкой и поэзией | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Во Франции с давних пор существует совершенно самостоятельная традиция изготовления стеганых изделий. Традиционный французский квилт – это цельнокроеное полотно, простеганное мельчайшей узорной стежкой, которая создает исключительно красивую фактуру. Иногда полотно сшивалось из двух и более тканей, но принцип оставался тем же: создание фактуры, а не лоскутного узора, как в американских стеганых одеялах.

Новый этап развития лоскутного шитья во Франции начался в1972 г., когда знаменитая коллекция квилтов из Музея американского искусства Уитни была привезена из Нью-Йорка в Париж. Это была первая выставка лоскутного шитья, которая демонстрировала стеганые одеяла как предмет искусства, а не как бытовые артефакты.

За два года до этого, в1970 г., американская эмигрантка Диана де Обальдия (Diane de Obaldia) открыла в Париже первый магазин готовых квилтов и тканей для лоскутного шитья. «Ле Руврэ» – так назывался магазин – мгновенно стал местом притяжения для всех любителей пэчворка. Вскоре владелица магазина стала предлагать покупателям не только готовые изделия и ткани, но также и курсы лоскутного шитья. Выигрышное расположение магазина – неподалеку от собора Парижской Богоматери – сделало его также местом притяжения для туристов.

Все эти события привели к тому, что к 80-м годам прошлого века во Франции сложилась собственная школа пэчворка, испытавшая сильное влияние американской традиции. В1984 г. была основана Французская ассоциация мастеров лоскутного шитья, которая к настоящему времени насчитывает более 15 тысяч членов. Кроме того, мастера из Парижа и его окрестностей объединяются в небольшие локальные группы – такие как, например, группа «Лилии», состоящая из шести мастериц, работающих в разных стилях: от традиции до современности.

Так, одна из «лилий», Козабет Паррио (Cosabeth Parriaud), создает панно в минималистском стиле, вручную окрашивая ткани для своих творений. Другая «лилия», Эдит Реймон (Edith Raymond), выпускница парижской Академии изящных искусств, черпает вдохновение в традиции амишей – американской религиозной группе, использующей в быту исключительно однотонные ткани. Еще одним источником вдохновения для нее служат картины Анри Матисса – его сочные, «дикие» цветовые сочетания она переносит в лоскутные изделия. Третья «лилия», Анна Воренже (Anne Woringer), использует в качестве основного композиционного мотива древние, многозначные символы – круги, спирали, параллельные линии. Ее панно напоминают тайные знаки давно исчезнувшей цивилизации.

Французские мастерицы нередко собирают изделия из очень мелких кусочков ткани, чтобы подчеркнуть рукотворную природу пэчворка. Таковы, например, работы Соланж Лаблеи (Solange Lasbleis), Габриэль Пакен и Марии-Терезы Ржевски.

Габриэль Пакен (Gabrielle Paquin)стремится придать своим работам максимальный контраст и глубину. Для этого она сшивает чрезвычайно узкие полоски полосатых тканей по вогнутым линиям, которые создают иллюзию фактуры и движения. В работе «Глаз циклона» полоски имитируют вихревое движение воздуха, обтекающие точку покоя. Мария-Тереза Ржевски (Marie-Thrse Rjewsky) создает с помощью полос ткани эффектные геометрические композиции, которые напоминают работы Питера Мондриана.

франция

Работа Габриэль Пакен "Глаз циклона". Фото с сайта: http://www.gabriellepaquin.com

Ина-Жоржета Статеску (Ina-Georgeta Statescu), француженка румынского происхождения, соединяет лоскутное шитье и вышивку металлизированными нитями. В книге «Искусство текстиля: золотые и серебряные отражения» она цитирует стихи Поля Верлена, вдохновивших ее на серию пастельных, нежных работ. Панно «Пятый сезон» словно пропитано светом и сиянием: вокруг приоткрытой двери (не той ли «двери в лето» из повести Р. Хайнлайна?) летают бабочки и вьются причудливые растения, вышитые золотой нитью. Окрашенные вручную ткани и мелкая стежка создают эффект мазков краски на холсте. Доминика Арло (Dominique Arlot), напротив, исследует взаимоотношения между черным и белым. По ее собственным словам, увлечение резкими контрастами пришло к ней во время путешествия по Японии.

пэчворк

Работа Ины-Жоржеты Статеску "Пятый сезон". Фото с сайта: http://www.ina-statescu.fr

Мастерица Кристина Пейрэ (Christine Peyret) работает на грани между реализмом и абстракционизмом, перенося в пэчворк свои акварельные зарисовки. Ее цикл из девяти панно «Скажи мне, где цветы?» представляет собой композицию в серых, бежевых и розовых тонах, которая напоминает букет, рассмотренный с помощью увеличительного стекла. Название цикла имеет интересную историю. В 1955 году американский бард Питер Сигер читал роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» в переводе на английский. Ему особенно понравилась колыбельная, из которой он выписал три строчки в свою записную книжку: «Где все цветы? Их девушки собрали. А где все девушки? Они вышли замуж. А где же мужья их? Все они в армии». Впоследствии на основе казачьей колыбельной Сигер написал антивоенную песню «Скажи мне, где цветы?», которая стала международным хитом. Ее исполняли (помимо самого Сигера) Джоан Баэз и Марлен Дитрих, Далида и Жанна Бичевская.

лоскутное шитье

Работа Кристины Пейрэ "Скажи мне, где цветы?". Фото с сайта: http://www.segoquilt.com/spip.php?article52&lang=fr

Если говорить о современном французском шитье в целом, то для него характерна символичность, интеллектуальность, сдержанность колорита. Предпочтение отдается плотной машинной стежке и абстрактным композициям. Идея блоков как основного «строительного материала» квилта, не имея оригинальной национальной традиции, остается по большей части подражанием американским образцам. Французским мастерам свойственно особое внимание к фактуре изделия, для этого используются объемные элементы, настроченные в несколько слоев куски ткани или пряжи.

 С содержательной стороны французский пэчворк можно сравнить с бесконечной цитатой, сетью смыслов и культурных образов. Как писал французский философ Жан Бодрийяр, «цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность, так как оно с большей или меньшей степенью игрового начала или кича заимствует все формы близкого или далекого прошлого, и даже формы сугубо современные». Благо, этих форм французское искусство накопило достаточно, и сейчас они получают творческое осмысление в лоскутном шитье.

Статья написана по материалам журнала Quilters Newsletter. На заглавном фото работа Анны Воренже "Круги на полях II".

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email