Обновление пароля

 >  >  >  > Бусы — украшение женского славянского костюма

Бусы — украшение женского славянского костюма

06.11.2014 17:31     Просмотров: 6856     Комментариев: 17     
Виды творчества:   Бижутерия своими руками > Плетение
Бижутерия своими руками > Сборка украшений
Бусы — украшение женского славянского костюма | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Душу и жизнь человека в глубокой древности охраняли металлы и драгоценные камни. Славянские языческие мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями Перуна. Этим драгоценным металлам приписывали способность отгонять нечистую силу и приносить здоровье, долголетие, красоту.

Всё, что мы называем теперь украшениями, в древности имело религиозный, магический смысл, да и сегодня утратило его не вполне. Украшение в древности надевалось не только и не столько «для красоты» (хотя и для этого тоже), сколько в качестве амулета, священного талисмана, по-русски «оберега», от слова «беречь», «оберегать». Такими оберегами во всех культурах мира принято «защищать» особо слабые, незащищённые участки тела — горло, виски, запястья и так далее.

При этом древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и наряд теперешних женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской. С древнейших, поистине пещерных времён женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны мужчины.

история украшений

Характерные различия культур разных народов, племён, семейств, живущих на различных территориях, прослеживаются и в их украшениях. Среди излюбленных украшений Древней Руси всегда бытовали бусы, особенности которых разнились в зависимости от конкретной территории проживания, конкретного племени.

бусы

Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах: «...найдено ожерелье из бус».

В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5 см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь. Бусы должны были отгонять силы зла, а душу, наоборот, удерживать в теле.

славяне

В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены. Были они в основном стеклянными и до IX—X веков большей частью привозными, так как собственное стеклоделие у славян только налаживалось и не могло удовлетворить массовый спрос. В древнем торговом городе Ладоге в слое VIII века найдены кусочки шлака, что образуется при варке стекла, а также недоделанные, бракованные бусины. Это обнадёжило исследователей, они начали искать остатки мастерской местного стеклодела «стеклу кузнеца».

славянские украшения

Здесь, помимо остальных украшений, представлены бусы из сердолика и хрусталя.

Учёные спорят: одни требуют неопровержимых доказательств, другие говорят, что все необходимые доказательства уже найдены. Время появления собственного стеклоделия в Ладоге, таким образом, предстоит уточнить. Но вот то, что именно через эти места везли из-за Балтийского моря в Северную Русь импортные стеклянные бусы и продавали, быть может, даже на вес, — это факт установленный. Известно также, что ещё в пору написания первых летописей в Ладоге делались «археологические находки»: река, подмывая берег, во множестве выносила на свет «стеклянные глазки» неведомого происхождения. Одни бусины попали на волховские берега из Средней Азии, другие с Северного Кавказа, третьи — из Сирии, четвёртые — вовсе с Африканского континента, из египетских мастерских. Самое интересное, что везли их сюда не восточным путём, через Русь, а, наоборот, по водным магистралям Западной Европы — через земли западных (Словакия, Моравия, Чехия) и балтийских славян, владевших выходами в море.

В глубокую старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использовали камень, металл и так далее. Стеклянные бусины появились на Руси уже в домонгольский период. Славяне в I тыс.н.э. вообще были знакомы со стеклом только по украшениям: бусам и подвескам.

Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы.

Первые на территории Руси стекольные мастерские появились в ХI веке в Киеве. В них производили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние Ближнего Востока, Византии. Но скоро произведения русских мастеров приобрели особые самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани и других городах.

Древняя Русь — царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже в ХI веке одежду украшали жемчужной вышивкой.

Учёные делят древние бусы на огромное количество видов, групп и подгрупп. Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоев — всего чаще жёлтый, белый, красный. «Стеклу кузнец» раскалял палочку до мягкого состояния, отделял щипцами кусочек и прокалывал его острой иглой по слоям или поперёк. В других случаях основу крупной бусины приготавливали из стекла всевозможных смешанных оттенков (иногда таким образом в дело шли переплавленные остатки бракованных бус).

Затем, если требовалось, на основу «наматывали» тонкий слой стекла чистого, красивого цвета: жёлтого, синего, красного, зелёного, фиолетового, белого, какого угодно (освоив приготовление стекла, славяне очень скоро выучились окрашивать его, используя минералы, залежи которых находились на их территории). А дальше в бока пышащей жаром бусины вплавляли всё новые кусочки многослойных прутков, но на сей раз таких, у которых цветные слои чередовались концентрическими кругами, наподобие древесных колец.

Получавшиеся узоры археологи называют «глазками»: действительно, к примеру, красное пятнышко, окружённое белым, зелёным и жёлтым ободками, напоминает глазок.

Существовали также позолоченные и посеребрённые бусы. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиции дотянулась и до Северной Европы.

Славянские «стеклу кузнецы» специальными приёмами на стеклянную основу бусины наносили тончайшие лепестки серебряной или золотой фольги, а чтобы покрытие не стиралось, сверху его защищали новым слоем стекла.

После VI века нашей эры, когда производство бус стало массовым и носить их начала вся Европа, ремесленники стали экономить драгоценное золото и покрывали все подряд бусины более дешёвым серебром, а чтобы придать им вид «золотых» обливали сверху прозрачным светло-коричневым стеклом.

До конца IX века среди ладожских находок встречаются настоящие позолоченные бусины, но очень скоро начинают в огромном количестве попадаться откровенные подделки: вместо фольги стали употреблять стекло, окрашенное в «золотой» цвет солями серебра.

А ещё славяне очень любили бисер. Изготавливали его самых разных цветов: жёлтый (ярко-жёлтый и лимонный), зелёный, бирюзовый, васильковый, сероголубой, молочно-белый, розовый, красный. Арабские путешественники упоминают, что зелёные бусы (бисер) считались у славян весьма престижными и были признаком богатства. Попадается археологам и «позолоченный» бисер. Учёные пишут, что делали бисер из стеклянных трубочек диаметром 5-7 мм: сперва намечали бисерины щипцами, потом отделяли острым лезвием. Затем помещали в горшок, перемешивали с золой или мелким песком и вновь нагревали. У части бисерин (у трёх-четырёх на каждую сотню) при этом заплывали отверстия, предназначенные для нити, но зато остальные делались гладкими и блестящими.

По материалам IX века выявлены устойчивые комплексы украшений различных племенных групп. Славянки кривичи носили ожерелья из золочёных и посеребрённых стеклянных бус, новгородские славяне — многогранные хрустальные и стеклянные, а также серебряные. Вятичи носили бусы из розоватых бипирамидальных и белых шарообразных хрустальных или стеклянных бусин, их диаметр составлял 10-15 мм. Самые большие были до 2 см.  В Прибалтике носили бусы из янтаря и из ракушек каури.

Характернейшим дреговичским украшением можно считать ажурные цилиндрические бусы, украшенные крупной зернью (так называемые бусы минского типа).

После монголо-татарского нашествия, прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается сначала на территории современной Украины, а затем и России. Петр 1, в стремлении сблизить Россию с Европой не только внедрял европейские порядки одежду еду и прочее но и поставил под наблюдение иностранцев русских мастеров художественных промыслов.

Ввоз бисера в Россию постоянно увеличивался, больше становилось и привозных образцов. Изделия из бисера того периода составляют гордость русского прикладного искусства, несмотря на то, что и материал, и образцы были иностранными. Даже в 1753-1768 годах, в период работы Ломоносовской фабрики в Усть-Рудице, производимые на ней бисер и стеклярус составляли лишь небольшую часть используемого в России. В отличии от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоделие было домашним занятием. На продажу изделия производили в монастырях да изредка крепостные в небольших мастерских.

Поскольку корни происхождения украшений кроются в их магическом предназначении, то для расшифровки смысла их формы, цвета, орнамента требуется более полно представлять культурный и религиозный мир славянского племени. Однако на сегодняшний день таких знаний мало для выдвижения и подтверждения научных гипотез. Поэтому точного и общепринятого объяснения этноопределяющих различий славянских украшений в современной науке пока нет.

Надеюсь, прочтение было легким и познавательным, хоть и длительным! Благодарю всех за интерес!

С уважением, Дарья!

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Модальное окно для уведомлений

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз