Обновление пароля

 >  >  >  > Мода по-взрослому. Истории из кукольного гардероба

Мода по-взрослому. Истории из кукольного гардероба

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Куклы

Этим летом мне довелось побывать на еще одной очень интересной выставке, посвященной винтажным куклам.

Выставка проходила в Хлебном доме в Царицино, и называлась "Мода по-взрослому.  Истории из кукольного гардероба".

Выставка о куклах и моде XIX-XX века, и том, как тесно они связаны между собой. Миниатюрный мир кукол всегда является точным отражением своего времени и моды, а мода пробует новинки на куклах.
Выставка состояла из шести залов.

Первый зал рассказывал о видах кукол, и о материалах, используемых для их изготовления.
Первые куклы делались вручную из дерева, воска, папье-маше, фарфора, и были весьма дороги, являясь предметом роскоши и гордости своих хозяек. Первую популярность завоевали куклы из воска. Воск наносился тонкими слоями — на болванку, и на горячем воске вручную формировалось лицо.

В начале XIX века во Франции кукол начинают изготавливать фабричным способом и находят оптимальное решение — тело куклы, скрытое одеждой, выполняется из композитного материала, а голова — из не глазированного фарфора — "бисквита", лучше всего передающего фактуру кожи. Интересно также то, что композитные детали тела куклы были стянуты на эластичный шнур. Таким образом, куклы становились подвижными, шарнирными, так что все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня по этой технологии изготавливаются коллекционные куклы BJD.

Первые куклы изображали взрослых, поэтому одежду на них шили по взрослой моде.

Куклы шпилечные (подобие марионеток) Италия XVIII, дерево.
Использовались в храмах, для украшения, в сценках на библейские сюжеты.

куклы

винтаж

Куклы восковые. Англия XIX, вторая половина.

антикварная кукла

одежда для кукол

Куклы восковые. Мастер Монтанари Августа. Англия XIX, вторая половина.

исторический костюм

выставка 2014

Второй зал приоткрывает дверцу в кукольный гардероб. Наряд любой дамы непременно начинается с белья. Дама XIX века носила одновременно 5-7 предметов только белья. Все это многообразие нижней одежды тщательно скопировано в кукольном масштабе, и также, как и одежда для взрослых, выполнено из тончайшего батиста, украшено тонкой изысканной вышивкой. Куклы продавались обычно в комплекте белья, остальное "богатство" для них приобреталось отдельно. Целые мастерские занимались пошивом полного комплекта кукольного белья. Такое приданое упаковывалось в деревянный сундучок, и кукла с таким сундучком называлась Пандора. В витринах куклы демонстрируют белье на фоне предметов гардероба своих хозяек. Вызывают восторг все эти мелкие предметы — панталоны, корсеты, нижние юбки, рубашки, ночные пеньюары и чепцы.

Кукла фарфоровая.
Baehr&Proeschild, 1892 г. Германия. Бисквитный фарфор

Кукла фарфоровая.

Schoenay&Hoffmeister,  1909 г. Германия. Бисквитный фарфор
Еще один пример шарнирной куклы. Также на фоне белья для девочек и девушек.

Кукла фарфоровая.
C.F. Kling&Co, Германия XIX- начало XX в. Бисквитный фарфор

Кукла слева.
J.D. Kestner, 1897, Германия. Бисквитный фарфор
Кукла справа.
Шраер и Фингергут. 1900-ые, Россия. Бисквитный фарфор
Для сравнения показано детское и кукольное вышитое батистовое белье.

Сундучок с кукольным приданым.
Кукла с полным набором вещей и сундучком называлась Пандора.

Третий зал посвящен куклам в подвенечных нарядах. Тщательно наряженные невесты, в кружевных платьях и фате такой длинной, что ее несут куклы-девочки.

Кукла – невеста фарфоровая.
Начало ХХ в, Германия. Бисквитный фарфор
Раз у куклы было приданое, закономерно появились куклы – невесты. По ним можно проследить изменения в свадебной моде.

Кукла фарфоровая.
Jumeau, 1887 г. Франция. Бисквитный фарфор
Невеста в платье, фате и перчатках. Длинный шлейф ее фаты несет девочка.
Стоит заметить, что куклы по большей части все еще изображаются в виде взрослых людей, и кукла-взрослый отличается от куклы-ребенка только размером.

Кукла фарфоровая.
Кукла-девочка, несущая шлейф невесты.

Еще одна невеста.

Четвертый зал посвящен куклам-детям.
Куклы-дети появились только во второй половине XIX века. Они обладали детскими чертами лица и носили детскую одежду. Появлению кукол-младенцев мы обязаны Японии, куклы-младенцы были распространены именно там, а оттуда мода на пупсов в кружевных конвертах дошла и до Европы. Младенцы носили крестильные кружевные рубашечки и чепчики, для кукол-младенцев изготавливались коляски и кроватки, а также у кукол-младенцев и кукол-детей были свои игрушки. Именно тогда девочки начинают играть в "дочки-матери", отрабатывая женскую роль.

Кукла – младенец в коляске.
Kammer&Reinhardt, 1914 г, Германия. Бисквитный фарфор

Кукла – младенец.

Кукла фарфоровая.
Кукла-девочка в костюме для прогулки. (во всяком случае, мне кажется, что это девочка. Но вспоминая выставку в Эрмитаже, с костюмами детей царской семьи, так же легко мог выглядеть и мальчик :).

Кукла фарфоровая.
Unis, 1920-ые г, Франция.
Кукла-девочка в школьной форме – платье и передник.

Пятый зал знакомит нас с кукольной модой. Все модные новинки неизменно появляются и в кукольном гардеробе. Открывались мастерские по изготовлению кукольной обуви и одежды, кукольных шляп, зонтиков и мебели. Модистки того времени охотно брали заказы на пошив в том числе и кукольных платьев, ведь зачастую такой наряд стоил дороже, чем платье для хозяйки куклы. Буквально через несколько лет после появления швейных машин, фабрика "Зингер" выпустит и машинку для девочек, также производились кукольные манекены и утюжки. Все это, хоть и кукольное, можно было использовать по прямому назначению — девочки могли шить и гладить наряды для своих любимиц. Для кукол даже появляются специальные журналы мод, использовавшиеся также и для обучения девочек шитью и рукоделию.

Крохотная швейная машина «Зингер» поместится на ладони, а шьет, как большая.

Комплект кукольной одежды. 1870-ые гг, Франция.

Для пошива модных платьев дамы обращались к модисткам. После того, как платье для мамы было сшито, наступал черед кукольных модниц. Из обрезков ткани от пошива платья для мамы шилось платье для куклы, зачастую той же модисткой, и такого же фасона. Иногда модисткам сразу заказывали именно кукольные платья. Часто такое платье стоило дороже, чем мамино. Как мастеру по пошиву кукольных платьев мне это очень знакомо. :)

Куклы фарфоровые.
Справа - Armand Marseille, XIX в вторая половина. Бисквитный фарфор
Маленькие модницы в изысканных, тщательно выполненных нарядах.

Кукла в летнем батистовом платье.

Шляпный сундучок.
Такие шляпные сундучки давали простор для фантазии. Отдельно клались заготовки для шляп, отдельно – ленточки, перья и цветы, еще одно отделение предназначалось для щеточек, расчесок, шпилек и прочего. Маленькая хозяйка могла украсить кукольную шляпку по своему вкусу.

Изображение

Шестой зал — модное дефиле. В нем показаны разнообразные кукольные наряды, от дневных до изысканных вечерних, а также разные виды кукол, например, кукла Пандора, выполненная практически в человеческий рост. Использовалась такая кукла в качестве манекена для демонстрации нарядов для дам.

Кукла Пандора для демонстрации дамских мод.

Еще один волшебный сундучок. Мини – комодик для хранения женских мелочей.

Изображение

Кукла фарфоровая.
Armand Marseille, 1894 г. Бисквитный фарфор
Легкое шелковое белое платье и накидка с воротником из белых норок.

Изображение

Кукла фарфоровая.
Simon&Halbig, 1892 г. Германия.

Изображение

Изображение

Кукла фарфоровая.
Неизвестный производитель. 1890 г. Франция.
Кукла одета для прогулки в бархатное платье и накидку с капюшоном и муфтой.

Изображение

Меховое пальто для куклы.
Нам напомнило наши плюшевые советские шубки, которые мы с сестрой носили в детстве :)

Изображение

Также были представлены редкие сохранившиеся экземпляры будуарных кукол. Эти куклы вошли в моду в 1910-х гг, и были популярны до 1930-х. Это были куклы для взрослых женщин, со своим приданым — одеждой, расческами и гребнями, украшениями. Сохранилось таких кукол очень мало, т.к. они выполнялись в технике валяния из войлока, а сверху обшивались тканью, поэтому были недолговечны. Утончённые, изысканные, с индивидуальными характерами, они задумывались как модный аксессуар для дам и часто изготавливались известными художниками и модельерами, лица будуарных кукол расписывались красками и копировали макияж актрис немого кино.

Куклы будуарные.
1915-1930-ые гг, Франция. Текстиль.

Изображение

Изображение

Изображение

Приятного просмотра!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email