Медовые печатные пряники в сахарной глазури, рецепт

пряничное тесто

Состав:

мука ржаная 300 г, мука пшеничная 300 г, 1 яйцо, мед 400 г, сливочное масло 100 г, сода 1 ч.л. без верха (гашеная) или разрыхлитель, специи; для цвета можно положить около 10 г какао (вес какао вычесть из веса муки).

Специи:

В пряничное тесто можно использовать следующие специи: кардамон, кориандр, корица, мускатный орех, гвоздика, душистый перец, имбирь - смесь из всех или части. Специи перемалывают практически в пыль. Примерные пропорции разных специй (исходя из общего веса специй):
кориандр 30%, корица 30%, кардамон 10%, мускатный орех 10%, имбирь 10%, гвоздика 5%, душистый перец 5%.

Удобно один раз сделать бОльшее количество пряничной смеси специй, и использовать её по мере надобности. Хранить можно в емкостях для специй. На порцию теста использовать 1-5 г специй.

Тесто:

Растопить на небольшом огне мед и сливочное масло в кастрюле, отставить кастрюлю с огня. Остудить смесь до 60-70С. Отдельно смешать по 250 г муки каждого сорта, соду и специи.

рецепт

Добавить в муку яйцо, размешать. Влить медовую смесь, размешать. Оставить смесь в покое минут на 5, после этого мешать несколько минут до однородности.

пряник

Вмешивая понемногу оставшуюся муку замесить тесто (может понадобиться не вся мука или наоборот больше, чем указано в рецепте, в зависимости от влажности и сорта муки, жидкости меда, величины яйца). Вымешивать до собирания теста в комок (см. фото). Тесто должно получиться эластичное и нелипнущее к рукам и поверхности (степень эластичности см. на фото). Завернуть тесто в пленку или пакет или положить под миску, оставить на 20-30 минут при комнатной температуре. После этого тесто можно разделывать на пряники.

рецепт пряника

Использование пряничных форм:

Смазать деревянную форму для пряников растительным (подсолнечным) маслом кисточкой. Поставить духовку нагреваться на 220° С.

Отрезать/оторвать от теста кусочек, размять его руками в плоский блин, размером поменьше чем форма. Распределить тесто по форме, тщательно утрамбовывая его в рисунок. При необходимости теста излишки удалить. Поверхность теста разровнять ладонью или небольшой скалкой.

печатный пряник

Аккуратно вынуть пряник, подцепив за краешек теста, дальше оно само выпадет на руку или пергамент для выпечки. Немного примятые краешки пряника, за которые он вынимался, можно расправить пальцами, вернув им нужную форму. На фотографиях см. примеры формирования и выемки печатного пряника из прямоугольной формы и формы с фигурными краями.

медовый пряник

пряник в глазури

Выпекать пряники в разогретой до 220° С духовке 5-10 минут, в зависимости от толщины пряников и их количества (температура указана для электрической духовки). Готовность определяется по цвету - выпуклый рельеф на прянике должен покоричневеть, и снизу пряник тоже должен зарумяниться. Остудить пряники на решетке или деревянной доске. Хранить пряники нужно в закрытых сухих пищевых емкостях.

глазированный

По этому рецепту пряники получаются достаточно мягкими и рассыпчатыми. В высоту увеличиваются раза в полтора-два. Для примера: пряники толщиной 7 мм после выпечки стали 1,5 см (без учета толщины рельефа).

Пряники можно глазировать сахарной глазурью. Глазированные пряники мягче, чем без глазури, дольше хранятся и не черствеют. Рецепт глазури см. ниже.

Пряник с начинкой:

Чтобы сделать пряник с начинкой, нужно раскатать 2 пласта теста, один потолще, второй потоньше. Толщину рассчитывать, исходя из глубины формы для пряника. Не забудьте, что рисунок тоже имеет глубину и на него тоже нужно рассчитывать. Пласт теста потолще размять по форме, с небольшими бортиками по периметру. Наложить начинку внутрь бортиков нетолстым слоем. Сверху прикрыть вторым пластом теста, аккуратно по периметру формы склеить пласты теста между собой. Вынуть пряник. Выпекать как описано выше.

Сахарная глазурь:

Состав: 120 г сахар, 50 г вода.

Смешать сахар с водой, поставить кастрюлю со смесью на средний огонь, после закипания убавить огонь до минимума. Варить глазурь до 108-110° С. После этого отставить с огня, остудить до 70-75° С. Нанести глазурь на пряники кисточкой с обеих сторон.

Примерно определить готовность глазури можно следующим образом: если взять каплю глазури, остудить и покатать между пальцами, на отлипании будут тонкие нити.

Наносить горячую глазурь нужно достаточно быстро, т.к. застывшая глазурь не будет растекаться по пряникам. Пряники можно поместить на решетку (под решетку поставить поддон для стекающей глазури) или на лист для выпечки (пергамент и т.п.). Сушить можно при комнатной температуре или в духовке на 50-60° С. Правильно сваренная глазурь застынет на пряниках сплошной массой, частично побелевшей после высыхания. При сушке в духовке глазурь будет блестящей, при обычной температуре матовой, но прозрачной с сахарными разводами.

Остывает глазурь до сухого состояния за 1-2 часа, полностью сахар кристаллизуется за 8-9 часов (проявляются все белые разводы).

Приведенного количества глазури хватает на 600-700 г пряников толщиной 5-7 мм (до выпечки). Глазурь вторично не греть.

На фотографиях ниже слева направо: 1. пряник солнышко с правильной глазурью; 2. пряники с жидкой (недоваренной глазурью), глазурь впиталась, нет сахарных разводов; 3. переваренная глазурь легла непрозрачной толстой массой.

Обработанные глазурью пряники не черствеют и остаются вкусными в течение 2 месяцев.

Важные примечания:

1. Доски смазывать заранее не нужно, т.к. масло успеет впитаться. Перед каждым формированием нового пряника на внутреннюю часть формы снова нужно нанести масло.

2. Правильное тесто вынимается из формы без остатка. Форму после использования можно не мыть.

3. Если тесто налипает на форму и при этом форма хорошо смазана, значит, в тесте недостаточно муки.

4. Если тесто крошится в руках и/или при формировании пряника - в тесте избыток муки.

5. Формы после использования отмывать от масла нельзя. Дерево любит масло, оно его предохраняет и защищает от влаги. Воду дерево не любит. Мыть формы рекомендуем только в самых крайних случаях, если загрязнение нельзя удалить механически или путем протирки тряпочкой, смоченной в масле.

6. После выпечки пряники выкладывать на ровную поверхность, т.к. они очень мягкие в горячем виде и могут деформироваться.

7. В пряники для маленьких детей специи не добавляют или добавляют корицу.

************************************************************************************************************************

Старый вариант рецепта (2014 год)

Ржано-пшеничное пряничное тесто

Состав:

мука ржаная 370 г, мука пшеничная 370 г, 1 яйцо, мед 400 г, сливочное масло 100 г, сода 1 ч.л. без верха, специи.

Тесто: 

Растопить на небольшом огне мед и сливочное масло в кастрюле, отставить кастрюлю с огня, добавить специи. Остудить смесь до комнатной температуры. Добавить яйцо, размешать. Отдельно смешать две муки и соду. Соединить в миске 2/3 муки и медовую смесь, размешать. Вмешивая оставшуюся муку замесить тесто. Вымешивать можно в несколько приемов, по нескольку минут. В итоге должно получиться нелипнущее к рукам и поверхности тесто. Завернуть его в пленку или пакет и поместить в холодильник минимум на 6 часов. Чем больше отлежится тесто, тем лучше.

Муки может уйти чуть больше или меньше, это зависит от жидкости меда, величины яйца и т.п.

Использование:

Отрезать от теста кусочек, размять его руками, чтобы оно стало более пластичным. Смазать деревянную форму для пряников растительным маслом (кисточкой). Распределить тесто по форме, тщательно утрамбовывая его в рисунок. Излишки теста обрезать. Аккуратно вынуть пряник, подцепив за краешек теста, дальше оно само выпадет на руку или пергамент для выпечки. Выпекать пряники в разогретой до 220С духовке 5-10 минут, в зависимости от толщины пряников и их количества. Готовность определяется по цвету - выпуклый рельеф на прянике должен покоричневеть, и снизу пряник тоже должен зарумяниться. Остудить пряники на решетке. Хранить в жестяных коробках или деревянных ларцах.

пряничное тесто, печатный пряник

По этому рецепту пряники получаются достаточно мягкими и рассыпчатыми. В высоту увеличиваются раза в полтора-два. Для примера: крыша пряничного домика была основной толщиной 8 мм, после выпечки стала 1,5 см (без учета толщины рельефа).

рецептпряник

С начинкой:

Чтобы сделать пряник с начинкой, нужно раскатать 2 пласта теста, один потолще, второй потоньше. Толщину рассчитывать, исходя из глубины формы для пряника. Не забудьте, что рисунок тоже имеет глубину и на него тоже нужно рассчитывать. Пласт теста потолще размять по форме, с небольшими бортиками по периметру. Наложить начинку внутрь бортиков нетолстым слоем. Сверху прикрыть вторым пластом теста, аккуратно по периметру формы склеить пласты теста между собой. Вынуть пряник. Выпекать как описано выше.

Специи:

В пряничное тесто мы используем следующие специи: кардамон, кориандр, корица, мускатный орех, гвоздика, душистый перец, имбирь. Специи перемалывают практически в пыль. Примерные пропорции, которые мы используем: кориандр 30%, корица 30%, кардамон 10%, мускатный орех 10%, имбирь 10%, гвоздика 5%, душистый перец 5%.

рецепт пряника

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Комментарии (10)
Ангелина 15 февраля

Подскажите, пожалуйста, если в тесно добавить тертые орехи - это как-то повлияет на срок годности пряника?

Я делала похожий рецепт, но у меня почему-то рисунок весь "заплыл". Как вы так сделали, что у вас виден четки рисунок?

Спасибо за рецепт! Тесто очень удобное в работе и пряники получаются вкуснейшие!

Лена, мне...и ВСЕМ, кого угощала, очень понравился ваш рецепт печатного пряника. Наличие же в этом(представленном на этой странице) рецепте ржаной муки делает этот продукт более насыщенным по вкусу и по микроэлементному составу. Спасибо за рецепт!!!

Ольга, Лилия, спасибо {#}. Вкусных пряников!

Лилия 28.10.2014
Елена, как все подробно! Спасибо огромное!
Ольга Легейда 25.10.2014

Елена, спасибо за рецепт! Как раз воспользуюсь вашими формочками!{#}

Спасибо за статью.Очень интересует ЭТА тема. 400г.мёда в рецепте-дороговато для меня.Но когда-нибудь,обязательно... Представляю,как на кухне будет пахнуть-))

Нужно мед брать не "породистый", а обычный цветочный, я в этом году 3-х литровую банку за 500 руб. покупала за городом.

А запах и впрямь обалденный {#}

Прислушаюсь к совету.Благодарю-))