Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Русский костюм. Словарь старинных понятий.

Русский костюм. Словарь старинных понятий.

Виды творчества:   Разные виды творчества
Шитье > Кройка и шитье
Русский костюм. Словарь старинных понятий. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

 Всё течет, всё меняется. Меняется язык, одежда, образ жизни. Многие понятия навсегда уходят из повседневной жизни, им на замену приходят новые. И так бесконечно. Сейчас мало кто может ответить на вопрос, что такое позумент, штоф или шугай... Для расширения кругозора предлагаю небольшой словарь по теме "Русский костюм" (по материалам интернет-сайтов и печатных изданий).

Бить - круглая или плоская золоченая металлическая нить,служившая материалом для вышивания, прменялась также в золототканных работах.

Душегрея - короткая кофта на лямках.Спереди застегивалась на крючки ,сзади собиралась складками. Душегрею шили из парчи ,шелка или плюша, края украшали золотным позументом. На зиму шили утепленные душегреи,которые подбивались льняной или пеньковой ватой. Они были короткой длины, на спине закладывались в плотные валики-складки. Летние душегреи были длиннее зимних, по своей форме напоминали косоклинный сарафан.

                                                            русский стиль

                                  Душегрея-шугай. Архангельская губерния. Конец XIX века

 Золотная ткань - ткань, сотканная из золотых нитей. Под золотной тканью может также подразумеваться любая вышивка металлическими нитями, блестками или золотым бисером.

 Канитель - крученые нитки из золоченой и серебряной проволоки.

руский костюм

Кафинский жемчуг - мелкий жемчуг,который привозили с Черного моря. Получил своё название в честь города Кафы -современной Феодосии.

 Коротень - женская распашная одежда Костромской губернии, с плечевыми проймами, без рукавов, со сборками на спине.

 Летник - верхняя женская одежда, очень сильно расширяющаяся книзу,с застежками до горла. Рукава летника были очень длинными и широкими, имели форму колокола, а вместо манжеты был срез углом. Такие рукава назывались накапками. Чтобы они не волочились по земле, женщина всегда должна была держать руки согнутыми в локтях. К летнику иногда пристегивался воротник. Зимний вариант летника, подбитый мехом, назывался кортел.

                                                  Андрей Рябушкин. «Русские женщины XVII столетия в церкви». 1899.  

                                                           Женщина справа в летнике.Виден длинный рукав.       

Связка -головной убор в виде прямоугольной полосы на твердой основе.Концы её переходили в мягкие широкие  ленты из штофа, бархата или парчи. Твердая часть головного убора спереди покрывала голову девушки , а мягкие ленты спускались вдоль спины до талии  или завязывались в большой бант.

                                                       Архангельская губерния.Пинежский уезд.1927г. 

Самым распространенным головным убором девиц Русского Севера была повязка, которая в Архангельской
губернии к середине - концу XIX в.
«выросла» до внушительных размеров.

Сибирка -мужская одежда. Представляет собой короткий кафтан до талии со сборками на спине и воротником-стойкой. Спереади сибирка застегивалась на пуговицы или крючки. Часто воротник оторачивался мехом.

    Промежуточной формой между сюртуками и поддевкой — основными видами купеческого костюма — была так называемая сибирка. Сибирка спереди напоминала сюртук, но застегивалась наглухо, а воротник имела отложной; застегивалась она, как поддевка, на левую сторону на крючках. Пуговицы ее были нашиты, как на сюртуке, но играли лишь декоративную роль. Сзади сибирка имела сборы, как на поддевке. 

 Ширинка - полоска холста, отрезанная по ширине ,- из-за чего и получила своё название. Ширинка украшалась вышивкой.

 Штоф - плотная шелковая ткань с рисунком.

Праздничный девичий костюм из Вологодской губернии.

Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной деревни. Ее наряд — сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец — русской золотошвейной работы.

Шугай - род короткой кофты с отложным круглым воротником и застежками.

Сарафан и шугай севера России. Первая полвинаX1X века.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email