Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > 140 лет со дня рождения Н. Рериха. Мистическая Извара

140 лет со дня рождения Н. Рериха. Мистическая Извара

Виды творчества:   Разные виды творчества
140 лет со дня рождения Н. Рериха. Мистическая Извара | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В прошлый четверг (8 октября) великому художнику и философу Николаю Рериху исполнилось бы 140 лет. В связи с данным событием в его доме-музее в Изваре (Ленинградская область) прошли торжественные мероприятия. Нам посчастливилось не только присутствовать на официальной части с участием членов Правительства Ленинградской области, но и совершить прогулку по окрестностям. Оказывается, усадьба была построена в поистине мистическом месте. Вполне закономерно, что в таких местах рождаются великие люди.

Извара — это деревня в Волосовском муниципальном районе Ленинградской области. Главная достопримечательность Извары — музей-усадьба известного русского художника, философа и ученого Николая Константиновича Рериха. Здесь он провел свое детство и свою юность.

Немного о музее. Это двухэтажное здание деревянного зодчества, стоящее в красивейшем месте, окруженное зеленью, водоемами и... полуразрушенными финскими постройками. Некоторые успели восстановить, некоторые — нет. Сам музей реконструировали совсем недавно. Точнее сказать, восстановление музея началось в 1974 году и не прекращается по сей день.

В течение жизни Рерих создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Он — автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».

Несмотря на творческую плодовитость, земле Рериха мало досталось в наследство. В музее сохранились всего четыре картины-подлинника. Одна — портрет Николая Рериха, написанный его сыном Святославом, и три пейзажа непосредственно руки гения. 

извара рерих 

Николай Рерих вёл активную общественную деятельность, был завязан в политические и экономические проекты, имел связи с большевиками имасонством.

Сам дом хранит старый интерьер... с неповторимым шармом и пылью веков.

рерих

Имение родителей Николая Константиновича в Изваре, с которым было связано 26 лет его жизни, все самые яркие впечатления детства и юности, заложившие основы мировоззрения и творчества. Внутренняя связь Николая Константиновича с Изварой не прерывалась до конца его жизни. Об этом свидетельствуют листы дневника художника, статьи, письма.

«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» — писал Н.К. Рерих.

живопись

«Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем … в сорока верстах от Гатчины…» — писал Николай Константинович в листе дневника «Самое первое». Существует несколько версий происхождения названия усадьбы — Извара. Название переводят как «iso» — «большой», «vaara» — «гора», т.е. большая гора, или «iso ( n ) vaara» — «отец-гора» или «гора отца» (фин.) Связывают его с множеством курганов в окрестностях усадьбы.

живопись маслом

Эспозицию музея со временем стали пополнять различными экспонатами, имеющими художественную ценность.

музей

Знаменательно, что именно в Изваре, в старинном усадебном доме, впервые увидел Н.К. Рерих в детстве изображение священной гималайской вершины Канченджанги на картине.

путешествия

путешествие

Я, конечно же, не могла спокойно пройти мимо витрин с древними украшениями. Это мое вдохновение на все времена.

Археология становится одним из любимых занятий Рериха, с 1896 г. он начинает сотрудничать с Императорским русским археологическим обществом, в 1897 г. становится его членом-сотрудником, читает лекции, проводит со слушателями выездные экскурсии, занимается археологическими раскопками уже профессионально, делает открытия. До конца жизни он считал археологию очень важной наукой в процессе постижения истории культуры человечества. В этапной для него статье «Полвека» Н. Рерих напишет знаменательные слова:

«Также спасибо вам, изварские курганы… Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное касание к предмету большой древности...»

Бронза. 12 век. Найдена при раскопках.

Снова бронза:

А это древнее стекло:

На выпускной выставке в Академии художеств его картина «Гонец» была приобретена Третьяковым. Имя Николая Рериха вмиг стало известным. Его очерки печатают в газетах и журналах, о картинах говорят, спорят, он продолжает свою деятельность как признанный ученый-археолог, его приглашают сотрудничать в Общество поощрения художеств. Но в 1900 г. умирает отец…Имение в Изваре продается. На деньги от продажи Н. Рерих едет во Францию. Учиться…

Селфи в доме. У рояля. На память...

Праздник

Отмечать все праздники, связанные с именем Рериха, здесь считают своим долгом. В Извару приезжают ученые, художники, его потомки. В день рождения Рериха у дома-музея развернулся праздник.

Немного мистики на земле Рериха

Самое сильное впечатление произвели на нас окрестности...  Космос, тишина необыкновенная. История на каждом шагу. Сюда не добралась цивилизация. Здесь, как никогда, верится в увлечение Рерихом спиритизмом и масонством.

В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом, и уже с 1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Эту практически официальную информацию можно найти в интернете.

Вот как описывает В.А. Шибаев (впоследствии секретарь Рериха) их первый совместный спиритический сеанс:

«Я был приглашён к художнику академику Н. К. Рериху вечером 2 июня 1920 года и, как обыкновенно, сидел с его сыном в комнате последнего, разговаривая о разных научных темах. Я не знал, что рядом Николай Константинович и его супруга вместе с младшим сыном занимались спиритическими опытами. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. В комнате был полный свет, и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Столик нервно вздрагивал и подскакивал, и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз — да; два раза — нет; три раза — усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит и, когда буква была произнесена, то последовал стук. Так было собрано несколько фраз».

О спиритических сеансах Рерихов известно также из их внутрисемейной переписки и дневниковых записей, где есть свидетельства того, что на сеансах со столом Рерихи вызывали «души умерших людей».

Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению, им удалось сделать со второй половины 1921 года. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола.

Исследователи, участвующие в рериховском движении, считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. По мнению некоторых советских исследователей, у Рериха после посещения спиритических сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рериха не имеет корней в оккультно-спиритических «откровениях».

Сам Рерих себя мистиком не считал (так же как и некоторые его сотрудники), полагая, что стремление к «познаванию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины.

Как известно, до 1917 года Финляндия входила в состав России. Поэтому в Ленинградской области и в частности здесь, в Изваре, осталось немало финских построек того времени. Некоторые из них реконструированы, иные так и не приведены в порядок.

Наша дорога домой была не менее запоминающейся...

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email