Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Натуральная и "натуральная" косметика

Натуральная и "натуральная" косметика

Виды творчества:   Косметика ручной работы
Натуральная и

На слове "натуральный" очень легко спекулировать, особенно если это касается косметики. Ведь мы заботимся о себе, так хотим быть здоровыми и красивыми! И столько страшилок нам рассказывают о "химии", столько же и опровержений, дескать, не так уж это всё и страшно. А третьи говорят - и так дышим непонятно чем, едим непонятно что, что мыльце с химией - такая мелочь.
Часто натуральной косметикой называют продукт, в котором есть натуральные составляющие. Например мыло с экстрактом череды. И не важно, что оно сварено из готовой мыльной основы с пластификаторами и, возможно, консервантами, что в составе синтетический, пусть и пищевой краситель, синтетическая, пусть и пищевая отдушка, тальк, эмульгаторы и т.п. Я молчу про животные жиры в составе многих известных производителей мыла - всё же это натуральная составляющая, иногда, правда единственная.

Мы так привыкли к "химии", к ярким цветам и приятным синтетически ароматам, что не замечаем её. Нам говорят - натуральное мыло с ароматом морской свежести и ядрёным синим цветом - мы верим, что натуральное. Яркие витаминки всё равно полезны, розовое клубничное мыло привлекательно, жёлтый сыр вкусный и т.п. Это такая готовая, сформировавшаяся картинка мира.

Я не хочу рассуждать на тему действительно ли это всё вредно. Но я предпочитаю натуральный продукт, потому что сами споры о степени вреда всех этих добавок мне не нравятся, настораживают и заставлют отказываться от "натуральных" продуктов. Одно из размышлений - какая же концентрация консервантов в шампуне должна быть, чтобы он мог храниться в ванной 2 года? Ведь это жидкая питательная среда. Хранится ли ваш борщ, или компот в холодильнике 2 года? А в ванной не пробовали хранить?:) И представьте, что мы выливаем, пусть чуточку этого шампуня в ладошку и наносим эту бессмертную субстанцию, в этом чистом концентрированном виде на кожу головы.

Можно возразить - ерунда какая, помыл руки мылом и через 5 секунд смыл - ничего страшного. Безусловно это так. Если подумать о кремах, которые хранятся у вас в ванной 2-3 года, мыло и шампуни - сущая ерунда. С другой стороны, сделайте отвар трав, или возьмите молочную сыворотку, ополосните ими лицо. Чувствуете эффект? Чувствуете. Значит и кратковременное воздействие влияет на нашу кожу. Для меня это одно из доказательств.
Но я не буду возмущаться и посыпать пеплом головы производителей. Без консервантов современное производство невозможно. Производители также несут ответственность за безопасность продукта. Если убрать из их шампуней консервант, он стухнет через неделю. Забродит, заплесневеет и будет некрасив, дурно пахнущ и просто непригоден и опасен. Возможно ли в современном обществе массовое производство натуральных продуктов без консервантов? Нет. Вот такой компромисс - нет бактериям и плесени, да консервантам.

Хотя возникают и параллельные размышления. Сравнивая составы натуральных и промышленных, даже самых лучших шампуней я понимаю, что производители делают, вполне понятно, вкусно пахнущие и красиво выглядящие продукты, добавляя кучу всякой фигни - и это очевидно. Эмульгаторы, замутнители, ароматизаторы, красители, перламутры. Но есть и ещё одно существенное отличие. Производители делают шампуни для волос. Понятно, что этот факт вас вряд ли удивит. Конечно для волос, для чего же ещё то? Но для меня он был открытием. Для волос! - с силиконами, с кондиционерами, чтобы были объёмные, блестящие, красивые, летящие. Что вы оцениваете в первую очередь, пробуя новый шампунь? Как выглядят ваши волосы. Пакля блеклая или "рекламная" шевелюра. Уже потом вылезают другие факторы - чешется ли голова, появляется ли или пропадает перхоть, выпадают ли волосы (ну конечно, это же натуральный процесс - конечно выпадают, не обращаем на это внимание, а больше или меньше - вопрос индивидуальных особенностей :)). А то, что волос на вашей расчёске или полотенце может быть в десятки раз меньше - вы просто не знаете. Ходите к врачам, покупаете всё более дорогие шампуни с теми же ПАВами, консервантами и силиконами. А ведь волосы - мёртвая сущность. И красота их, конечно, зависит от ухода за ними, но в первую очередь красота волос идёт от здоровья кожи и общего состояния организма. А производители всё же делают шампуни для волос. И если в них есть экстракты растений и другие полезные добавки, сколько же добавок для волос с сомнительной пользой для кожи головы? Одно моё последнее наблюдение. Месяц назад я "села" на диету. Хотя её можно назвать, скорее системой питания, которая вовсе не ограничивающая, сочетается с приёмом витамином, микроэлементов, я слежу за тем, чтобы было достаточно белка, чтобы он усваивался, чтобы было достаточно и не выше нормы жиров, чтобы это были преимущественно полезные жиры. Чтобы моё питание было разнообразным и полноценным. Ну это такое предисловие небольшое к сути вопроса. О чём хочу сказать - вчера выдернула седой волос. И что я вижу, этот волос седой по всей длине, а у основания, несколько сантиметров - полноценный волос моего натурального цвета. По длине примерно соответствует продолжительности моей "диеты". Вот оно - здоровье изнутри.

Опять же, дискутировать на эту тему можно до бесконечности. Столько допущений и условий в жизни современного человека. Постоянная спешка, дефицит времени, недосыпание, фаст-фуд, вынужденное проживание в мегаполисах  и далее - у каждого свой приличный список. Конечно нет времени разобраться в этих вопросах и нет времени готовить себе горчично-хлебные шампуньки на каждую помывку головы.
Соответственно возникает вопрос - возможно ли в принципе изготавливать максимально натуральные средства для ухода за телом и волосами?

Возможно.

Что касается мыла, то пожалуйста, даже в магазинах можно найти вполне натуральные средства, многие производители делают недорогое детское мыло, и если почитаете состав - увидите только натриевые соли жирных кислот растительных жиров. Уже хорошо, хотя могу догадываться, что условия производства такого мыла не оставляют шансов на то, чтобы в этом мыле остались и натуральный глицерин, и натуральные неомыляемые фракции - именно они ухаживают за кожей и смягчают действие мыла - ведь мыло по сути своей раздражающее кожу вещество. Нельзя сделать мыло по другому, изменить его суть, можно только чуть изменить состав исходных масел, добавить ухаживающие добавки, нейтрализующее, смягчающие такое действие. Другой фактор - производители часто изготавливают мыло из недорогих масел. В ход идёт, например, кокосовое масло . А более щадящие сорта мыла делают из масел, в которых меньше лауриновой кислоты и больше неомыляемых фракций. Видели ли вы промышленное недорогое мыло из оливкового масла экстра вирджин?
Что касается частных мастеров, частных мыловарен, дорогих магазинчиков с натуральной косметикой - вполне возможно найти натуральное мыло. И необязательно везти кастильское мыло из-за рубежа, такое же мыло варят и местные рукоделы и рукодельницы. Надо только лучше искать :) Правда, многие грешат тем, что варят мыло "с нуля" и делают его привлекательным для покупателя. Легче продать "натуральное" мыло привлекательного цвета и вкусно пахнущее. К сожалению, максимально натуральные средства не всегда конкурентоспособны на рынке ярких, "бананово-клубничных" мылок (к слову, натуральные ароматы фруктов в мыле не существуют, можете даже не искать, бабановое мыло будет полезным, но аромата банана, как у ароматизированного мыла не будет никогда). То есть такая часть правды, как и водится в рекламе - натуральное там есть. Что-то и сколько-то. Поэтому возвращаемся к началу нашей статьи - есть натуральная и "натуральная" косметика. В  оригинальной версии своей публикации я даю ссылку на конкретный продукт известной косметической марки. Так как это запрещено правилами Ярмарки мастеров, предположим, что это мыло "Пятачок" фирмы "Рога и копыта", имеющий аналог у известного производителя, чтобы привести пример. Привлекательный для покупателя, оригинальный продукт. Наверное вкусно пахнет и оставляет приятное ощущение на коже. Будете, как начинающий знаток натурального искать натриевые соли жирных кислот - найдёте! (вот она - часть правды) Но опять же - в составе натриевые соли жирных кислот дешевых масел, а вместе с ними - ПАВ, скорее всего, синтетического происхождения (лаурилсульфат натрия), о котором уже исписано-написано статей - вагон и маленькая тележка, я молчу о красителях, парфюмерной композиции и прочих необхдимых для этого конкретного мыла ингредиентах - что-то натуральное, что-то непонятно для чего введено и насколько натурально.

В принципе, для производства действительно натурального и полезного мыла достаточно применение только одного продукта химической промышленности - едкого натра. Всё остальное может (а по моему мнению и должно) быть натуральным. Это более чем возможно. А едкий натр, сыграв свою роль в изготовлении мыла с нуля, не остаётся там в чистом виде (кроме хозяйственного) и не несёт никакой опасности в конечном продукте. Всё остальное - внешний вид и цвет, консистенция, аромат, все полезные свойства и добавки - всё вполне может быть натуральным. Мыло на травах (отвары, эсктракты, порошки), с кофе и какао, с шёлком, на вине, пиве, коньяке, на молоке, с эфирными маслами, специями,  глиной и лечебными грязями, восками, люфой, порошком пемзы, семенами растений, морской солью и др., сваренные из масел и не имеющие больше никаких посторонних добавок можно, на мой взгляд, считать вполне натуральным продуктом. Максимально натуральным. Хотя нет. Делают поташное мыло или настоящее чёрное африканское - без едкого натра.
Есть и ещё один фактор. К такому мылу нужно привыкать. Оно другое. Оно, например, быстрее мылится (мыло из пальмового масла или с восками мылится медленнее), мыло из оливкового масла, прекрасное, нежное и мягкое - почти не образует пену и "сопливится" в мыльнице. И поверьте, действительно натуральное мыло может быть красивым, оригинальным, полезным и не содержать химических составляющих при этом.

Что касается жидкой косметики - тут сложнее по вышеозвученным причинам. Кремы, шампуни, гели, тоники - всё это содержит воду и является прекрасной питательной средой для бактерий. В производственных масштабах невозможно сделать те же продукты, но максимально натуральные. Просто невозможно. Хотя поискать всё же стоит, но схожие продукты. Например, не кремы, а гидрофильные плитки. В их составе нет жидкости. Это качественные масла с эмульгаторами (многие из них, во всяком случае, растительного происхождения, например из отрубей) и полезными составляющими. И только при соприкосновении с влажной кожей они превращаются в молочко. Отличное средство после душа для любого типа кожи. Массажные масла, масла для ванной - тоже продкуты, которые возможно делать максимально натуральными, а консервантами масел может выступать витамин Е, сами масла с его высоким содержанием, некоторые эфирные масла. Сухие и твёрдые шампуни вполне возможно делать натуральными. Шампуневое мыло отличается низким процентом пережира (волосы и кожа головы требуют лучшего очищения и меньшей жирости шампуня), составом масел (лёгкие масла, не оставляющие плёнку), наличием цитрата или лактата натрия - кондиционирующие натуральные агенты. Например, цитрат натрия получается, если добавить в мыло с нуля лимонную кислоту, натуральный лимонный сок с рассчётом, что они прореагируют с едким натром. Ухаживающие масла - тоже особые, не все подходят волосам и коже головы в чистом виде. Выбор падает на лёгкие масла и придающие им блеск. Некоторые масла в определённых концентрациях могут придавать и объём волосам. Но надо понимать, что натуральный шампунь будет всегда давать другой результат по сравнению с производственной химией, потому что все натуральные добавки в нём скорее направлены на воздействие на кожу, чем на волосы. К натуральным шампуням нужно привыкать. И ещё один вариант натурального (пусть и не на все сто) шампуня - солевой шампунь. Он делается путём смешения жидких составляющих (полезные жидкости, не обязательно вода, а также моющая основа) с крупной солью и другими ингредиентами. В этом случае соль выступает в качестве консерванта.
Есть ещё один вариант, но его невозможно будет найти в готовом виде. Это жидкий шампунь с ограниченным сроком и особыми условиями хранения. Шампунь совсем без консервантов не выживет у вас в ванной и трёх дней, в холодильнике - 1-2 недели. Хотя существуют дополнительные способы продлить жизнь шампуню и увеличить его безопасность - есть некоторые эфирные масла, выполняющие роль консервантов (например, шалфей или розмарин) или растительные экстракты (например, цитросепт). Добавление дёгтя также увеличивает срок хранения натуральных продуктов. Эти же способы позволяют делать натуральные кремы короткого срока хранения и без промышленных консервантов. Но, повторюсь, такие средства вы не купите в магазинах, их можно заказывать только у частных мастеров, которые вызывают доверия или готовить самостоятельно.

Вот, наверное, на этом я закончу своё повествование. Эта "короткая" статейка не призывает вас уезжать в деревню, отказываться от привычных средств, искать доказательства безвредности промышленных консервантов, отдушек, красителей и добавок для внешних эффектов (силиконов в шампуне). Я даже намеренно отказываюсь дискутировать на данную тему. Но очень хочется, чтобы тайное и неочевидное стало более явным, и выбор был осознанным и, возможно, ещё у меня есть одна тайная цель - повысить ценность действительно натуральных рукодельных продуктов и вызвать уважение к ним и к их мастерам, авторам.
И ещё - уважаю слово "более". Не всегда нужен максимализм. Более натуральные средства - это тоже хорошо.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email