Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Клетчатая ткань в русском народном костюме

Клетчатая ткань в русском народном костюме

Виды творчества:   Разные виды творчества
Клетчатая ткань в русском народном костюме | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Понёва — одна из самых древних деталей русского костюма. В древности понёва представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом. Со временем появилось несколько видов поневы - "глухая" понёва шилась из трех полотнищ клетчатой домотканой шерсти и одного узкого, чаще черного полотнища — прошвы.

 Крупные клетки, образованные пересечением широких прерывистых белых полосок, отчетливо выделились на бархатисто-черном фоне поневного полотна. По расцветке, орнаментации и украшению поневы были очень разнообразны.Понёвы шили из домашней шерстяной клетчатой ткани простого полотняного переплетения. Преобладали поневы в синюю клетку (в Рязанской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Воронежской губерниях), но были также и в черную (в некоторых местностях Рязанской, Воронежской, Калужской губерний) и реже - в красную клетку. Поневы почти каждого села или группы сел имели свои отличительные особенности в размере и форме клетки, в сочетании цветов, в декоре. Примечательно, что клетчатый рисунок ткани понев являлся крайне упрощенным заменителем магических изображений круга - солярного знака. В  древних орнаментах круг, ромб, крест, свастика олицетворяли солнце. Но техника тканья затрудняла выполнение закругленных линий. Потому, например, мотив круга - символ солнца - заменяется квадратом или ромбом, поставленным на угол.

клетчатый, понева

история одежды

клетка

Ткань для понев изготавливалась в домашних условиях из шерстяной пряжи. Самой дорогой считалась волосень - длинноволокнистая шерсть молодой овцы, которую не стригли целый год.

Многоцветье тканей достигалось с помощью различных натуральных красителей: отваров и настоев коры, корней, листьев, цветов и плодов растений, насекомых и даже речного ила. Известно, что для получения красной краски использовали как насекомых (червеца, кошениль), так и зверобой, корни морены, для желтой и охристой - конский щавель, лепестки подсолнуха, шелуху лука. В зеленый цвет красили отваром из листьев березы, травы, в фиолетовый - отваром из высушенных и измельченных ягод ежевики, в темно-малиновый - из высушенных и размельченных листьев дикой яблони ("кислицы") пополам с коноплей. 

При окрашивании нитей основы и утка в различные цвета получали клетчатую ткань - пестрядь. Из нее шили порты, рубахи, сарафаны. Рубахи из пестряди назывались пеструхами, а сарафаны - пестрядильниками.

Ткачество и окраска тканей в домашнем хозяйстве были очень сложными и трудоемкими процессами. Этим объясняется бережное отношение крестьян к своей одежде, в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. Даже совсем изношенные вещи не выбрасывали - берегли на заплаты.

Русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов. 

народный костюм

По материалам интернета.

Ваша мадам ЛеЖо.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email