> Журнал > Публикации > История рукоделия > Вышитая мебель. Старинные схемы вышивки крестом и антикварные предметы интерьера

Вышитая мебель. Старинные схемы вышивки крестом и антикварные предметы интерьера

Виды творчества:   Вышивка > Вышивка бисером
Вышивка > Вышивка крестом

Это последний выпуск нашего серила о старинной вышивке по канве и бисером и старым схемам. Предыдущие три статьи на были посвящены старинной вышивке бисером и старинной вышивке по канве (часть первая) и часть вторая. А сегодня, как и обещала, я рассказываю о старинной вышитой мебели, чья история очень интересна и древна, ибо вышитые покрывала и ковры использовали еще в незапамятные времена.

В Европу вышитые предметы мебели, прежде всего, ковры и пологи для кроватей проникли в XII веке в эпоху крестовых походов. Именно в это время окна начинают завешивать красивыми шторами, и стены убирать коврами. В XIII веке в просторных помещениях замка стали при помощи красивых занавесей выгораживать маленькие комнатки.

Сохранился в средние века и старинный обычай сидеть на полу, для чего у хозяйки замка всегда были приготовлены красивые расшитые подушки и ковры.

вышивка

Табуреты использовались людьми в древности  и до середины XVI века были самым распространенным предметом мебели для «сидения», в то время как кресло было предметом роскоши, предназначавшимся исключительно для главы рода и его жены.

старинная

Мягкие табуреты стали широко использоваться к 1670-м годам, а вскоре трансформировались в более удобный стул и маленькую скамеечку для ног. Тем не менее, табуреты продолжали делать в большом количестве как часть мебельных гарнитуров. В Музее мебели в Москве (существовал в 1917-1924 гг.) хранился табурет XVIII века, красного дерева, резной, полированный, покрытый старой английской вышивкой. В конце XVIII века начали производство музыкальных табуретов с регулируемыми сидениями.

бисером

В XVII веке  стали модной обивка мебели из бархата и шелка, украшенная  бахромой. В конце этого же века стали использовать для обивки вышитый крестом и полукрестом шелк и бархат.

В России  такие стулья и диваны были как своего собственного производства, так и привозные – чаще всего из Франции и Англии.

по канве

Увлечение вышитой мебелью просуществовало до конца XVIII века, когда в моду вошли парчовый атлас, муаровый шелк с круговыми и полосатыми узорами.

Тем не менее в России в конце XVIII века было очень ощутимо влияние французских стилей Людовика XIV и Людовика XV, что сказалось в обивке мебели тканями с вышитыми цветочными гирляндами, рогами изобилия и т.д. На выставке дамского художественного кружка в залах Пассажа в Москве в апреле 1908 года было вставлено прекрасное кресло в стиле Людовика XVI, принадлежащее великому князю Константину Константиновичу и вышитое императрицей Марией Федоровной. Ей же принадлежали и другие вышитые экспонаты, показанные на выставке – две вышивки шелками и экран для камина.

мебели 

В имении Качановка графа С. Тарановского в Черниговской губернии существовала комната с мебелью из красного дерева в стиле ампир. Все сидения были расшиты птицами, фруктами и цветами бисером по белому фону. В собрании Исторического музея в Москве также есть бисерная обивка для мебели.

вышитая мебель

Вставки из  вышивок бисером или шерстью часто встречаются в  рабочих столиках и больших столах – на протяжении XVIII и XIX веков.

мебель

Бисерная вставка в столешницу второй половины 19 в. Из собрания Эрмитажа 

На протяжение всего XIX века обивка с вышивкой продолжала пользоваться популярностью, но пик ее популярности приходится на викторианскую эпоху, когда появилось  много форм и типов табуретов, кушеток, стульев и диванов, вышитых «берлинской шерстью» и бисером. 

 Увлечение берлинской вышивкой для мебельной обивки охватило Европу и Соединенные Штаты в 1850 - 1860-х  годах, когда берлинское производители стали продавать наряду с разноцветной шерстью рисунки узоров.

антикварная

викторианская

Для обивки того времени очень характерны яркие цветы (прежде всего, розы), в для экранов каминов и картин на стены  использовались схемы вышивки жанровых сценок.

викторианская эпаоха

Из собрания Музея декоративно-прикладного искусства в Москве  

Можно смело утверждать, что в викторианскую эпоху розы и другие цветы расцвели на всех предметах мебели – даже в дамских  столиках, столах-кабинетах и тому подобной мебели использовали расписные фарфоровые накладки с букетами цветов.

счетные

Секретер с фарфоровыми вставками 

В XVIII - XIX очень популярны были вышитые шерстью и бисером ширмы и экраны для каминов, а также салфетки и «дорожки» для каминных полок.

схемы

Одними из самых распространенных экранов были «конные» (cheval), получившие столь экстравагантное название по форме своих ножек - ибо стояли на четырех ногах, как конь; точно так же - «конные» - называются и отдельно стоящие зеркала, и экраны на штативах с регулируемой высотой.

счетная

Первые экраны на штативах делались из железа, на более поздних, деревянных, экран прикреплялся к штативу при помощи винтах, что позволяла поднять или опустить экран на желаемую высоту.

Иногда экраны на штативах делали парными и не очень большими. Их ставили по обеим сторонам камина с целью защиты глаз находящихся в комнате от яркого пламени. 

схема

В колоннах (стояках) «конных» экранов также иногда были скрыты противовесы, позволявшие поднимать экран, но не на такую большую высоту, как экраны на штативах.

А с обратной стороны вышитый экраны были "закрытыми":

молельный стул

Мотивы вышивок на мебели были подвержены, как мы уже упоминали выше, влиянию моды, и с изменением художественного стиля и эпохи менялся и рисунок вышивки.

Если в эпоху рококо преобладающими были цветочные мотивы, то с наступлением эпохи ампира основными мотивами вышивки мебели (диванов, кресел, стульев, ширм, экранов) стали античные сюжеты, античные вазы, фигуры две с кифарами, амур на колеснице, Амур на колеснице, Амур в лодке, амур с бабочками и т.д.

экран

Интересным экспонатом был хранившийся в Музее мебели каминный экран карельской березы с точкой и чернением,  обтянутый за стеклом вышивкой, изображающей группу античных ваз с бордюром из пышной цветочной гирлянды. Экран это был русской работы XVIII века и интересен смешением стилей – для античных ваз, как известно, более пристала «рама» из меандра. 

каминныйhttp://kento.gallery.ru/watch?a=bEeB-kGJT" />

Вышитая мебель иногда служила предметом фантазий художников. Так в одном из номеров журнала «Мода» за 1860 года была помещена следующая статья под названием «Диван-цветник»:

«Недавно во французских журналах объявлено было о замечательном изобретении Камилла Лавока, который представил президенту Французской Республики особый род новой мебели, названной им divan-jardiniere.

Желая представить читателям, вместе с описанием, и самый рисунок этого дивана-цветника, мы тогда же поручили нашему корреспонденту в Париже озаботиться доставлением в редакцию рисунка новой мебели.

Получив на днях политипаж, спешим сообщить его читателям Моды – с присоединением тех сведений, который мы нашли в парижских журналах касательно присоединением изобретения г. Лавока.

вышитый

Модель этой изящной игрушки сделана была еще прошлою зимой и целый месяц стояла в магазине Томира, где она возбуждала неподдельный восторг не только в любителях великолепной мебели, но даже и в самых артистах. Через несколько времени г. Лавока приступил к работе самой мебели для дворца Королевы Испанской. Президент Людовик-Наполеон увидел эту небывало-роскошную мебель, и она так понравилась ему, что он заказал себе такой же точно диван-цветник.

берлинская

Устройство этой оригинальной и великолепной вещи достойно внимания. Это одно из самых остроумных изобретений нашего комфортабельного века, который придумал эластическую мебель, лежачие рессоры, и тысячи других предметов комфорта. Представьте себе большую совершенно-оригинальную мебель, в которой есть эластический диван с роскошно-упругими пружинами, круглый стол черного дерева с дорогою инкрустациею, двойная жардиньерка с благоуханными цветами и наконец высокий изящный канделябр, с двенадцатью бронзовыми рожками.

шерсть

Вот диван-цветник, изобретенный г-м Лавока. По рисункам и указаниям изобретателя, над этою мебелью трудились замечательные парижские мастера: Томар и Салландруз.

В настоящее время во всем свете существует еще только два экземпляра этого дивана-цветника, из которых один находится в мадритском дворце, а другой украшает залу Марс в Сен-Клу.

Поговаривают, что г. Лавока, опасаясь контрфакции намерен просить привилегию на свое остроумное изобретение. Но во всяком случае мы не теряем надежды увидеть когда-нибудь эту роскошную мебель и в нашем роскошном Петербурге».

Heavily carved Rococo Revival needlepoint armchair with stool, mid 19th century.

Старинная вышивка. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Одним из самых популярных предметов мебели, украшенных вышивкой были так называемые «молельные», или «молитвенные» стулья с высокой спинкой (около 1,2 м), украшенные берлинской вышивкой и обильно позолоченные.

На сидении надо было стоять (преклонять колена), а на спинке лежал молитвеник:

This is a beautiful Victorian needlepoint and crewel work-backed prayer bench with a solid black walnut deep frame dating from the 1880’s.

Chair Back and Seat Josephine Given Gorzier Date: ca. 1850–61

А в заключение хочу с радостью показать вам совеременный стул с традиционной мухуской вышивкой (Эстония), который прислала мне мастер этой вышивки Светлана:

По-моему, ничуть не хуже викторианского!

Ключевые слова:  
 
Ирина (kruna)

Наталья, спасибо большое! У Вас всегда очень "вкусные" публикации. Слежу и смотрю с большим интересом. {#}

Сёлье (Наталия)

Ирина, большое спасибо! Если бы Вы знали, как мне приятно!

Невероятная красота! Спасибо огромное!

Сёлье (Наталия)

Олеся, пожалуйста!!! Мне тоже очень нравится вышитая мебельimage .

Ох и красота, можно каждую вышивку часами разглядывать!!!

Сёлье (Наталия)

Марианна, согласна: я, когда подбирала картинки, ловила себя на том, что просто замираю на некоторое время в полном "гипнозе" и рассматриваю.... рассматриваю... рассматриваю...

Мариана Красникова

Наталия, да да, они завораживают еще и тем, что понимаешь, насколько это сложно, какой это кропотливейший труд - вот так стежок за стежком выкладывать ниточки в такие произведения искусства! Спасибо Вам за такие великолепные и познавательные подборки!

Сёлье (Наталия)

Согласна, но есть и более простой способ "обзавестись" такой мебелью в наши дни. Я купила гобеленовую наволочку с репликой викторианского шиповника - и вставила в сидение стула - конечно, не сама, потому что ручки у меня приспособлены только писать, а не делатьimage , но думаю, на ЯМ много умельцев, кто способен это сделать сам.

Так вот, результат не просто впечатляющ, а очень даже впечатляющimage .

Мариана Красникова

Конечно, охотно верю, что стул получился великолепный! {#} Я тоже вряд ли смогу вышить что либо сложнее "тычинки-пестика", а уж вставить вышивку в стул даже пытаться не стану {#} Так что будем восхищаться творениями великих мастериц прошедших веков, ну и, между делом применять для украшения дома более современные технологии {#}

Сёлье (Наталия)

Согласна - это самое правильное, да и как остроумно заметила одна из комментаторов ниже. "попой на такое садиться страшно"image .

Olgalevas

Очень интересно! Спасибо огромное Натьлья! Красота неописуемая!

Сёлье (Наталия)

Ольга, спасибо!!! Я - фанат старинной вышивкиimage .

Обалдеть можно! Какая красота! Какая работа!{#}{#}

Спасибо!

Сёлье (Наталия)

Ольга, ДА!!!!

Благодарю за отличный познавательный и невероятно красивый пост!

Сёлье (Наталия)

Елена, спасибо огромноео Я и сама получала удовольствие - просто отдохновение для глаз и головыimage .

Наталия, пасибо! С огроным интересом читаю Ваши публикации!! {#}

Elena Abradi

Великолепная статья!!! Огромное спасибо , такое удовольствие читать и рассматривать!!! Море вдохновения! Работы императрицы Марии Федоровны просто восхитительны!

Сёлье (Наталия)

Елена, спасибо, но у меня, к сожалению, не было фотографий работ императрицы- они хранятся в запасниках Эрмитаджа - но думаю, и приведенные викторианские вышивки ничуть не хужеimage .

Невероятно красиво!

Спасибо огромное!

В избранное, буду пересматривать для вдохновения image

Сёлье (Наталия)

Анастасия, очень-очень рада, что понравилось! Надеюсь, пригодится для вдохновенияimage ,

Потрясающе!!! Какая красота, какой огромный труд!!! Спасибо за такую чудесную публикацию!

Обалденно красиво! Хочу!!!!!{#}{#}{#}

Сёлье (Наталия)

И я, и я, того же мнениЯ!{#}

Ах, какая красота..... Спасибо большое!!!
Сёлье (Наталия)

И Вам спасибо!!! Мне приятно, что понарвилось!!!

Красиво, спасибо!)

Хотя не понимаю, как можно, простите, попой садиться на такое! {#}

Это же произведение искусства!

Сёлье (Наталия)

Я бы тоже не села - согласна!!! Да и ноги свои тоже не стала бы класть - и другим не позволилаimage !

Ох какая красота)))) о. Одного секретера просто голова кругом))) могли ж люди)))!!!! Спасибо за вдохновение!!!!{#}

Сёлье (Наталия)

Да, но исейчас наши мастера молодцы, а вдохновляться действительно лучше старинными образчиками - и свое придумаватьimage .

Красота! Спасибо!

Сёлье (Наталия)

Пожалуйста, рада, понравилось!

Наталья, как всегда, бесподобно!Я как раз нашла в своих закромах вышивку , как поняла,берлинскую.Публикация как раз подтолкнула мою идею обтянуть кресло.

Сёлье (Наталия)

Марина, спасибо, но умоляю - только не на сидение!!!! Берлинская вышивка - такая редкость, что ее можно только обагетить и повесить на стенкуimage , а попой (уж простите за не-комильфоimage ) - как-то совсем жалкоimage

Маша и медведи (С) (2009)

Попой точно никто садиться не будет. А может,она и не берлинская.Я потом с заказами разберусь,сфотграфирую и с вами посоветуюсь.Кресло старинное,вернее,два,я старую обивку содрала,конский волос выбросила ,а остальное давно дожидаеться лучших времен.К сожалени,это все,что удалось спасти из фамильной мебели,остальное родственники просто сгноили на даче..

Сёлье (Наталия)

Марина, а конский волос зачем выбросили? Настоящий реставратор ценит его больше всего в кресле. Я тож приволокла с дачи старое-старое крсло. Там была удивительная конструкция - поскольку оно не конца, ва где-то 60-70-х годов 19 века, то у него ножки как будто чуть чуть были наклонены вперед. Реставратор аккуратно отодрал старуб гобеленовуб обивку, волос вытащил вместе с пружиной, ножки укрепил - но оставил "надломленную" конструкцию, потом волос как-то там обработал, все вставил обратно. В результате получилось не красло, а мечта - сидеть на нем невероятно удобно. Но мы обили его красивой тканью.

Маша и медведи (С) (2009)

Наталия,волос был очень старый и грязный,вперемежку с какой-то ватой-ватином . Возможно,добавляли при перетяжке (на креслах следы пертяжки ,причем это делали в начале прошлого века судя по гобелену.Все это пылилось на полуразрушенной даче, когда я это все приволокла домой ,стало пахнуть плесенью и сыростью.У меня есть запасы нового конского волоса, собирала, когда стригла гривы-хвосты своим лошадям.Он цениться не только в мебели,я когда старинные седла ремонтирую,тоже добинабиваю.В креслах и ремни из суровой ткани пришлось выбросить,т.к подгнили,теперь буду искать похожие или же шить из мешковины.И клей натуральный столярный.это все знаю...И воск,а не какая нибудь современная эмаль,как делают некотрые..

Сёлье (Наталия)

Марина, тогда я спокойнаimage . У нас тоже так сделали крсало, что у него сидение снизу как будто выгнуто - а это там такая толи пружина, толи ремень. У нас тоде было совершенно разрушенное креслоimage .

Ах, какая красота! Волшебствооо!

Сёлье (Наталия)

Да, очень красивоimage !

Познавательно и очень интересно!!! Спасибо!!!{#}

Сёлье (Наталия)

И Вам спасибо, очень рада, что понравилось!

На такие стулья и даже в наше время человек присаживался бы чинно, благородно, с пиететом!{#}

Трудно представить, чтобы на такое благородное сооружение "рухнул" бы человек и полуразвалившись, - смотрел бы на монитор....{#}

Спасибо за публикацию!{#}

Сёлье (Наталия)

Да, конечно, искусство сидеть на стуле в 19 веке и сейчас - это совершенно разные вещи. Красота интерьера и его конкретных оставляющих, я глубоко в этом убеждена, влияет на са стиль поведения человекаimage .

Одна из самых "вкусных" тем - как использовать вышивку в крупных вещах. Не в рамку-багет, не в подушечке, не малюсенький мотив на очешнике, а сразу, по-крупному. Отвыкли мы от того, что можно вышить крупную (утилитарную!) вещь, да еще ею и пользоваться!

Спасибо, что напомнили, Наталия!

В Павловске, в кабинете-фонарике есть несколько образцов такого применения вышивки (вставки в дверцы шкафа, сиденье скамеечки (если не ошиблась)), самая крупная вещь - напольный ковер. Он тоже вышит, причем шерстяными нитками крестиком. Вышивала сама императрица Мария Федоровна со своими помощницами-фрейлинами.

Как же это замечательно! Спасибо за интересную публикацию!

Сёлье (Наталия)

Татьяна, спасибо, со всем соглана-пресогласна. а Мария Федоровна вообще была невроятной мастерицей:.

Да, познавательно.

К сожалению до наших дней дожили крайне редкие экспонаты, хранились которые в музеях в особых условиях. В мебели 1800х годов, которую нам привозят , то что осталось от родных гобеленов буквальном смысле рассыпается в руках. Всё остальное это реплики или современные материалы. Средний срок службы гобелена на мебели при постоянном пользовании например на кресле около 30 лет. После этого мебель перебивали. С учетом, что его произвели в 19 веке. Современные типа гобелены максимум 10 лет эксплуатируются.

Сёлье (Наталия)

Позволю себе с Вами не согласится.

Во-первых, в Россию привозят далеко не самые лучшие экземпляры мебели. Многие реставраторы специально покупают "образчики" в самой низкой ценовой категории

в крайне неприглядном виде, чтобы их перебить, выбросить конский воос, который находится внутри (что на самом деле уму непостижимо) - и перебить дешевым гобеленом. Кстати, мне совершенно енпонятно, почему Вы называете показунную берлинскую вышвку (Berlin wool work) гобеленом? Гобелен - совсем другая техника.

Я показала не реплики - а оригинальные экземпляры. В домах по всей Европе - в том числе, и в Англии, стоит кресла в прекарсном для возраста состоянии середины и второй половины 19 века - у них же не было революций и войны, как у нас.

Думаю, Вам как профессионалу, это прекрасно известно.

Во-вторых, статья ориентирована на широкую аудиторию ЯМ, где далеко не все разбираются в старинной мебели. Поэтому думаю, многие, и я в том числе, с удовльсвтием прочитают про реставрацию старинной мебели.

Буду благодарна, если Вы возьмете на себя этот труд или сделаете наглядный мастер-класс.

Какая же красота невероятная ! Спасибо большое , посмотрела с огромным удовольствием !!!

Сёлье (Наталия)

Галина, рада, что понравилось!

Ах! Умопомрачительно!!!

Спасибо за публикацию!{#}

Сёлье (Наталия)

Да, Лариса, по-моему, очень правильное определение - действительно умопомрачительноimage . Согласна на все 100%!

Это божественно! Каждая картинка - клад, а уж сами изделия.. слов нет!

Я как-то на заказ сделала на 10 стульев накидки с вышивкой, все мои коллеги и друзья с ужасом реагировали: "Попой? На такую красоту?!" (К слову не такую как на фото, но все же ручная работа) - и мне поначалу было жутко.. А потом и себе навышивала подушек под сиденье, и сейчас привыкла, и без вышитой подушки не сажусь... Красиво должно быть везде, и под попой тоже)))

Сёлье (Наталия)

Марина, это просто замечательноimage ))!!! Вы правы - красиво должно быть везде!!! Спасибо за позитив!{#}

Невероятная, изумительная красота! {#}Дух захватывает от такого Ретро!!! {#}

Правда, и сегодня многие мастера не уступят ни в технике, ни в идее, ни в красоте!...

Но их, мало, к сожалению, и их мало видно!!!

Сёлье (Наталия)

Нина Михайловна, это просто расчудесно, что Мастера есть и сейчас - и я уверена, что не оскудеет Земля Русская талантами{#}.

Спасибо большое за публикацию, за подборку прекрасных иллюстраций, за интереснейший рассказ о вышитой мебели. И за любовь к вышивке!

Сёлье (Наталия)

Евгения, ой, как мне приятно!!! Спасибо!

спасибо за красоту!

Сёлье (Наталия)

А Вам спасибо - за добыре слова! Может быть, что-то пригодится в работеimage . Я стараласьimage .

МЕБЕЛЬНОЕ АТЕЛЬЕ

ОЧЕНЬ пригодится! спасибо.

Сёлье (Наталия)

Тогда УРА!!!

Nataniella

Какая красота! Большое спасибо.

Сёлье (Наталия)

Очень рада, что понравилосьimage . Спасибо!

Как же это красиво!!!!!!!!!!!!!!

СПАСИБО!

Сёлье (Наталия)

Вероника, спасибо, мне приятноimage .

Очень интересная статья. Даже захотелось оставить все дела и сотворить побобный шедевр для потомков. Большое спасибо.{#}

Сёлье (Наталия)

Тамара, спасибо! Непременно сотворите - потомки оценятimage !

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email