Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Отчеты о выставках > «Краткий обзор двух выставок одного из посетителей Третьяковской галереи»

«Краткий обзор двух выставок одного из посетителей Третьяковской галереи»

Этот материал изложен в силу возникшего впечатления от нескольких событий в мире искусства, состоявшихся в зимнем сезоне в Москве и только потому, что они затрагивают вопросы, связанные с существованием творческой личности в повседневной жизни: Зачем нужны такие люди? Что они чувствуют? Как им живётся, и для чего они живут? Для каких целей они жертвую своей жизнью, и почему не отступают? Как они объединяют существование в объективной реальности с существованием в такой сложной и неповторимой субъективной?

Конечно же, такой статьи недостаточно для ответа на подобные вопросы, в частности, в силу её эмоционального характера, да и посещение самих событий требует дальнейшего изучения творчества авторов - давно состоявшихся Мастеров, Художников, Творцов (если, конечно, кто-то задастся целью ответить на такие вопросы), но, по крайней мере, может вдохновить на продолжение творческой жизни (если кто-то всё-таки решил от неё отказаться).

   Затронутая в публикации тема касается выставок: "Валентин Серов. Линия жизни" и "Она жила в волшебном мире сказки. Е.Д. Поленова. К 160-летию со дня рождения", проводимых Государственной Третьяковской галереей.

   Обе выставки размещаются в Третьяковской галерее, что в Лаврушинском переулке: первая — в историческом здании (продлится до 20 мая 2012), вторая — в Инженерном корпусе (продлится до 26 февраля 2012).
Обе выставки замечательны и замечательны они тем, что творчество обоих художников представлено организаторами и непосредственными создателями экспозиций вне формальных рамок: бережно, и с большим интересом и вниманием к обоим людям-художникам-личностям. Возможно, не каждому зрителю нравится театральное закулисье, тем не менее именно туда заглядывает зритель, посещающий эти выставки.
   С точки зрения организации пространства экспозиций — всё также взвешенно, логично и соответствует главной цели: ничего лишнего — каждый экспонат будь он наброском, эскизом, рисунком (законченной работой) воспринимается как отдельное произведение искусства, которое ещё с одной стороны раскрывает человека, художника, но ни того формального, известного публике из альбомов живописи или экскурсий по памятным местам, а настоящего, заставляющего задуматься о нём, об истории, о влиянии людей друг на друга и переплетении судеб, и кое-что осознать.
   В качестве исторической справки нужно упомянуть о том, что оба художника принадлежали к так называемому Мамонтовскому кругу (кругу "накрахмаленных воротничков"), оба они прошли через Абрамцево (усадьбу Саввы Мамонтова), через его мастерские, театральные представления, общение с представителями "художественной интеллигенции", а, главное, через природу и особую атмосферу, которые, очевидно, очень сильно повлияли на формирование внутреннего мира обоих художников. Ещё каких-нибудь тридцать лет назад, несмотря на заброшенность усадьбы, а, возможно, благодаря этому, можно было ощутить загадочность этого места, покой, чистоту, закрытость — там точно было, что рисовать — где вся атмосфера благоволила творческому процессу; вспомним, что самые яркие, искренние, вдохновенные, возможно, самые лучшие свои произведения, принёсшие Валентину Серову известность, писались в Абрамцево: конечно, "Девочка с персиками", "Зимой в Абрамцево. Церковь".
   Что касается Елены Поленовой, то художник занималась не только на пленере в Абрамцево, делая зарисовки (неповторимые, уникальные, которые имеют свою отдельную ценность) к будущим работам, имеющим сказочный сюжет (иллюстрациям к детским книгам: "Война грибов", "Сказка о Маше и Ване"), но также творила эскизы, раскладки для будущих предметов интерьера, их отдельных элементов, в том числе орнамента, для мастеров резчецкой мастерской, что была создана в Абрамцево усилием Абрамцевского кружка и содействием С. Мамонтова. На выставке представлены предметы интерьера, выполненные из древесины (в абрамцевской резчецкой мастерской), которые трудно назвать стилизованными под древнерусское искусство — так осознано и с большой охотой они сделаны, и так явственно в них отражён загадочный и глубокий мир художника и мастера; в том числе экспонируются и мелкие предметы, выполненные в мастерской когда-то знаменитого почти на весь мир фарфорового завода Кузнецова: тарелки со сказочным сюжетом.
   Так от предмета к предмету, от наброска к наброску выстраивается не только биография людей-художников-творцов, но осознаётся их нелёгкая дорога мировосприятия и творчества. Каждый из них оказался человеком сверхувствительным и наблюдательным, полным чувств и ожиданий, пропускающим всё через себя, осознающим и, возможно поэтому, страдающим и необыкновенно одарённым.
   Необходимо отметить, что в Лаврушенском переулке почти в одно и то же время с упомянутыми выше экспозициями устроена ещё одна выставка —скульптора, творившего также во второй половине XIX века, Марка Антокольского, а на Крымском Валу (ЦДХ) Третьяковская галерея экспонирует работы Николая Ге. И это, наверное, неслучайно.
Конечно, всех вышеупомянутых Мастеров объединяет не только просто время "серебряного века", не только близкое знакомство (Марк Антокольский и Николай Ге были близкими знакомыми Александру Николаевичу Серову, отцу Валентина Серова, Ге был также одним из учителей Серого младшего), а философия, направленная на решение самых главных общечеловеческих, самых простых, а от того самых сложных вопросов, которые человечество так и не может или не хочет решить; осознание происходящего и уже совершённого через углубление в себя, чего требовала эпоха (и что теперь в соответствии со временем называется "русским модерном"), и что они, каждый по-своему, выразили через свои произведения, и что постоянно, всю их сознательную жизнь, требовало работы над собой как над Мастером и Человеком.
   Так все четыре выставки дополняют друг друга, все четыре ракрывают непростое, лежащее где-то очень глубоко, неформальное содержание друг друга, все четыре могут поведать о вопросах того времени и вопросах, не имеющих ограничений ни во времени, ни в пространстве, а также о причинах, их породивших, и, соответственно, без посещения хотя бы одной из устроенных Третьяковской галереей экспозиций, названных выше, представление о глубине и силе мысли, качестве чувств, ощущений, предвкушении колоссальных перемен, разнообразии реакций таких разных необыкновенно одарённых людей, живших активной внутренней жизнью и далеко небезучастной внешней (периода второй половины XIX века и начала века XX), и, конечно, об их творчестве и вопросах, с ним связанных, было бы неполным.

2011 - 2012 гг.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email