Лунница — славянский женский оберег

Лунница — славянский женский оберег | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Лунница — аутентичный амулет древних славян, один из самых распространенных в археологических находках. По форме представляет собой серп Луны с рожками, направленными чаще всего вниз, но встречаются и вверх.

Лунницы были распространены на огромной территории — России, Украины, Белоруссии, Восточной Европы, известны еще с первого тысячелетия до нашей эры и не потеряли свою популярность и в наши дни.

Лунницы носились на шее в составе ожерелий или самостоятельно, по отдельности и целым набором, крепились к поясу или головному убору. Этот символ так же изображался в вышивках и в резьбе по дереву, украшающей дома.

Рисунок на лунницах бывает нескольких видов. Один из самых распространенных — жизненный цикл луны, в центре изображен знак Мары — треугольник, расположенный вершиной вниз и символ полной луны, в левом углу лунницы — символ молодого месяца, а в правом — символ стареющего месяца. В промежутках между ними нанесены риски, соответствующие количеству дней в лунном месяце (количество считается по рискам, поднятым вверх, и опущенным вниз). В итоге рисунок представляет собой схематичный лунный календарь.

лунница, славянский оберег

«Лунница» датирована 8-ым – 11-ым вв., изготовлена литьём из меди. Найдена в Новгородской области России.

Аналогичные «лунницы» распространены по Руси повсеместно:

славянская лунница, древние славяне

Слева сверху – «лунница» радимичей; слева снизу – «лунница» из Владимирских курганов, 10 – 12 вв. (по М.В. Седовой); справа сверху – «лунница» 10 – 13 вв.; справа снизу – копия «лунниц» радимичей, г. Воротынск и вятичей, р. Высса.

Правда у этого рисунка существует и другая трактовка: верхняя дуга лунницы — небесный свод, нижняя — земля, между ними косые линии дождя. Иногда к луннице подвешивается крестообразно расположенные квадратики, которые, как считают историки, символизировали землю. Иногда эти квадратики земли изображались посреди самой лунницы. Этот знак символизировал не только плодородие и, как следствие, изобилие, но и материнство.

славяне

Подвешенный к луннице крест, как считают историки, символизирует солнце.

славянский стиль

Встречались варианты, когда лунница сама подвешивалась в центре кольца, либо в круглом диске контуры лунницы прорезались, и это объяснялось, как луна внутри солнца — символ славянской космогонии. Солнце и Луна представлялись божественными супругами, и их покровительство супружеским парам приносило благополучие и защищало от внешних опасностей.

Бытует мнение, что лунница была исключительно амулетом ведьм, но это не так, слишком большое распространение она имела, можно смело предположить, что ее носила каждая вторая женщина. Также есть мнение, что лунницу можно было носить только замужним женщинам. На этот счет мнения историков расходятся.

славянский

В захоронениях XII-XIII веков встречаются ожерелья, на которые подвешены лунницы, христианские кресты и иконки с изображением Богородицы. Это опять же свидетельствует о том, какую важную роль играла лунница в сознании славян, что христианская символика не вытеснила ее, а слилась с ней.

Замечу, что несмотря на то, что лунницы считаются исключительно славянским символом, распространены они были не только у славянских народов, но и на всей территории передвижения индо-европейских племен.

В частности, лунницы найдены при раскопках в знаменитом кельтском Ла-Тене (Австрия), давшем кельтологом гигантское количество информации. Заметьте, что именно оттуда к нам пришел еще один вид лунниц — трехрогие, лунницы, у которых посередине есть еще один рожок.

славянский амулет

Эта трехрогая лунница изготовлена по мотивам находки в Ла-Тен. Она относится к инвентарю из погребения знатного галла и датируется первой половиной V в. 

Оригинальная лунница изготовлена из золота и украшена вставками из альмандина. Представляет собой подвеску в форме лунницы с петелькой на верхнем крае и с треугольным выступом в центральной части выреза, обрамленную рифленой проволокой, украшенную группами зерни и тремя вставками из альмандина – одной миндалевидной и двумя круглыми. В настоящее время хранится в ГМИИ г. Москвы.

Лунница считается женским амулетом, символом луны и богини Мары. Она помогает женщинам, девушкам и девочкам, оберегает их, служит мощным защитником от злых духов, сглаза, проявлений нави, повышает привлекательность, притягивает женское счастье. Нося лунницу на груди, женщина подключается к энергии женского аспекта Вселенной. Кроме того считается, что лунница оберегает не только свою хозяйку, но и ее семью, особенно детей. Лунница постепенно меняет энергетику женщины, ее семьи и дома, приводя все это в гармонию, внося в жизнь размеренность, порядок и комфорт. У обладательницы лунницы повышается интуиция, она становится более мудрой и рассудительной, спокойной и уверенной в себе. Повышаются магические способности. Обладательнице лунницы богини подсказывают лучшие выходы из ситуации, защищают ее от невзгод, дают источник любви и вдохновения. Повышается женская сила, сексуальность, привлекательность. Постоянное ношение лунницы превращает женщину — в Женщину с большой буквы.

Хочется добавить, что наши мастера с Ярмарки создали огромное количество великолепных, удивительных, фэнтезийных, аутентичных лунниц — просто заглядение, и глаза разбегаются.

Комментарии (6)
Рукоделкино 30.09.2014

Спасибо за публикацию, очень познавательно ! {#}

Спасибо за интересную публикацию)

Спасибо за массу интересных подробностей! Столько много - я о Луннице не знала{#}

зато теперь знаю, что она мне позарез нужна{#}

Вера 11.10.2014

Спасибочки вам, что просвещаете на такие важные темы. Решила что лунница очень для женщин, надо и мне такую.

EULE Art 28.01.2016

Интересно!

А что символизируют три полушария или три точки посередине, сгруппированные треугольником вершиной вниз?