> Журнал > Публикации > История рукоделия > Красиво, интересно, познавательно

Красиво, интересно, познавательно

Виды творчества:   Разные виды творчества

Вышивка народов мира. Индийские вышивки

Уже в ведической литературе, датируемой 5 в до н.э. упоминается индийская вышивка. В руинах Мохенджо-Даро найдены многочисленные вышивки, как свидетельство творческой активности живших здесь людей. На фресках Аджанты запечатлены люди в богато вышитых одеждах.  

 О фантастических умениях индийских рукодельниц можно слагать легенды.

вышивка

Особенный интерес пробуждает национальная индийская вышивка.

В некоторых районах вся семья невесты до сих пор вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома.

история

И сохранилась ещё одна из древних традиций. Сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать "багх" – свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.

В вышивках нашла отражение вся сложная история Индии. Многочисленные кочевые племена, набеги кочевников и мусульманских завоевателей привели к значительным изменениям искусства и культуры населения Индии.

Особенностью Индии до сих пор остается способность принимать и ассимилировать новые понятия и навыки без потери базовых ценностей и фундаментальных основ. Это относится и к вышивке.

Существует далеко не одна разновидность индийской вышивки.

Затрагивая самые интересные и увлекательные, можно описать несколько видов этого национального рукоделия.

Индийская вышивка Кантха

Изделия с вышивкой – стежкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», которые бенгальские женщины называют «бегущим». Было и множество специальных швов.

Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов зигзаг на швейной машине.

Швы располагались в разном порядке: в виде решеток, прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг основного рисунка и т.д. Поверхность при этом принимала нежно – рифленый вид.

Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного Накши кантха  (одеяло) уходило от нескольких месяцев до нескольких лет кропотливого труда.

Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение.

Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне.  Мотивы для кантхи разнообразны. Но основным центральным рисунком чаще всего был цветок – лотос.

А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть «пейсли», или «огурцы».  По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья , листья или цветы.

Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими и бенгальскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани.

Кантха – наглядная ода умению и бережливости древних индианок.

В изготовлении изящных вышитых накидок не последнее место занимало индийское платье сари… Да-да, индианки использовали ткань пришедшего в негодность наряда, вышивая старыми нитками, извлеченными из других сари.

Секрет этих работ, отличавшихся особой искусностью в том, что ткань, скрепленная множеством нитей, становилась крепкой и долговечной, и радовала глаз потом еще долгое время.

Чаще всего, в центре изделия, декорированного индийской вышивкой кантха, красовался царственный лотос.

 Вскоре за индийской вышивкой кантха закрепилась ассоциация перерождения.

В центре изделия. декорированного кантха, вышивался лотос.

Беременные женщины тратили последний триместр беременности для создания Накши Кантха (одеяло) для новорожденного, полагая, что укутывание малыша в такое одеяльце – это залог счастья в семье и защита ребенка от болезней.

Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи – они были сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования.

жали (Jali), это техника вышивки, похожая на мережку, однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно развигаются и закрепляются маленькими стежками петельным швом, таким образом получается изящная сетка, либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий мережку или хардангер.
http://www.ljplus.ru/img3/k/a/kavita_piter/chikan12.jpg

  Индийская вышивка Шиша

Шиша – вид индийской вышивки, заслуживающий особого внимания, поскольку сам по себе оригинален и необычен.

«Изюминкой» индийской вышивки "шиша" являются небольшие частички зеркал, обшитые вышивкой, и сверкающие под солнечными лучами.

Зеркала в вышивке начала использовать супруга шаха Джахана.

Но ещё в давние времена эта техника использовалась бедняками, которые с помощью слюды добивались того же эффекта сверкания ткани, что и богачи, чья одежда расшивалась золотыми и серебряными нитями. Правда, единственный минус слюды – её хрупкость и недолговечность.

Сейчас мы с удовольствием носим изделия, украшенные индийской вышивкой шиша.

вышивка Чиканкари

Греческий историк и путешественник Мегасфен пишет, что вышивка Чинкари произошла из Восточной Бенгалии, он упоминает цветочную вышивку на тонком муслине в записках, которые относятся к 3 веку нашей эры.
Мастера верят, что чиканкари появилась во времена Пророка. Есть поверье, что в своих странствиях один из пророков проходил через одну деревню и попросил воды у крестьянина.

В награду за предложенную ему воду, он даровал искусство Чиканкари бедному крестьянину, чтобы это искусство навсегда избавило того голода.

Каково бы ни было происхождение этой вышивки, сложность ее узора напоминает тончайшую резьбу по мрамору
Сегодня помимо белого муслина дли Чиканкари используются другие тонкие ткани.

Супруга императора Джахангира мастерски вышивала цветочные мотивы, распространяя это занятие повсюду.

На ткани, вышитой чиканкари, могут красоваться лотос, жасмин, манго, розы, или оригинально переплетающиеся цветочные стебли.

http://www.ljplus.ru/img3/k/a/kavita_piter/chikan09.jpg http://www.ljplus.ru/img3/k/a/kavita_piter/chikan08.jpg 

Вышивается на очень тонком муслине, а сейчас и на шелковом или синтетическом шифоне, жоржете и  других тонких тканях.

Она больше всего подходит для украшения верхней одежды, но в наши дни Чиканкари используется при оформлении занавесок, наволочек, скатертей, постельного белья.

Большое значение имеют цвета вышивки. Синий и голубой – цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными.

Красный – означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь.

Темно красный и фиолетовый – олицетворение высшей силы любви. Желтый – цвет манго, кукурузы и горчицы – означает плодовитость.

  И конечно белый – цвет чистоты.

Ключевые слова:  
 Тема закрыта автором

Спасибо, очень интересно и красиво!

Михайлова Нина Александровна (overlorde)

Пожалуйста!{#}

Красивые традиции!

Хорошая статья!Спасибо! Очень интересно и познавательно.А красота то какая{#}

Даже мне, далекой от вышивки, было интересно почитать и посмотреть. Индианки - необычайно красивые женщины.

Хорошо, что текст перемежался множеством фото, а то не осилила бы.

Жалко, что часть фото пришлось удалить, на фото ссылки были, а это запрещено администрацией.

Лена Лешка

Ох, как интересно! И прекрасно! Спасибо большое за доклад{#}

Потрясающе красиво и познавательно {#}Спасибо.{#}

{#}cпасибо за замечательную подборку!

У меня есть дома подушка с индийской вышивкой, вот такой насыщенной и многослойной, как на картинках, с бисером, бусинами и золотыми нитками. Помимо красоты, она еще и живая, в ней чувствуется рука мастерицы. Но стоила она такие копейки, что я просто не могу понять, как может быть такой низкой оплата за такое искусство image

А фото нет?

Ланка

Красивые,богатые вышивки,восток такое любит,но,мама,дорогая сколько же там кропотливой работы...

Красивая подборка! Спасибо!{#}

Интересно! А индианки - очень очень красивые {#}

Babybuket

Спасибо за статью, ТАК ИНТЕРЕСНО!!!!! Вышивка Чинкари понравилась, какая утонченная!

Роскошество! А какие индийские ткани!-натуральные, тонкие, прочные!

felTOMAnia

Красотищаааааааааааа !!!!! Спасибо за находку, отличная статья !!!{#}

Спасибо, что поделились !

Очень Красиво! Видно, что многие вещи перекликаются с вышивками всего мира!

Все мы связаны красной ниточкой )))

Вышивка - моя слабость! Хочу все! Спасибо за статью!

И без того яркие индианки не скупясь привыкли себя украшать, причем, яркость красок поразительно органична. Мое главное впечатление от этих фото- некоторые образцы явно перекликаются с древнерусским золотным шитьем и шитьем жемчугом! Что-то в этом есть такое мистическое...

Спасибо{#})) я сама люблю вышивать, поэтому мне было очень интересно почитать статью, а фотографии просто супер{#}!

Большое спасибо - такая красота!!!!!

Elvira&Vladimir

Нина Александровна, спасибо огромное! Своими темами Вы приобщаете нас к настоящему и волшебному миру искусства! Столько красоты и удовольствия!!!

Спасибо! Я сама в восторге!!!

вот СПАСИБО за публикацию! еще один файл в мою большую коллекцию вышивки. {#}

Подписаться