Его величество атлас и другие виды шёлка

Его величество атлас и другие виды шёлка | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сильнее страсти, больше чем любовь... Любовь правит миром и зарождается в детстве. Проходят годы отдаляются образы прошлого, но детская память цепкая. Я помню шёлковые платья несравненной красавицы мамы и чёрный костюм тёти из крепсатина. А любовь моя к шёлку проснулась в летнюю жару, когда плавился асфальт на Ордынке...

За годы творчества приходилось встречаться со многими видами шёлка. Хочу поделиться накопленными впечатлениями.

Как известно, ткань состоит из двух перпендикулярных систем нитей: основы (долевое направление) и утка (поперечное направление). Закономерные переплетения нитей этих двух систем определяют внешний вид, структуру и свойства тканей. Среди шёлковых тканей выделяют плотные: атлас, тафта, туаль, креп, тассар, и тонкие: газшифон, фуляр, шёлк-деворе.

Король шелковых тканей, атлас (в переводе с арабского — гладкий), образован особым атласным переплетением нитей.Это мягкая, хорошо драпирующаяся ткань с гладкой лицевой стороной, из неё шьют одежду, обувь, используют для оформления шикарных интерьеров. Как всякий король, атлас требует преклонения и мастерства портного. А ВТО (влажно-тепловая обработка) здесь отдельная песня! Работать можно только с сухим утюгом, вода при попадании на ткань оставляет пятна и разводы.

виды шёлка

Другой царский материал — тафта (в переводе с персидского сотканный). Из неё и ныне известные кутюрье создают роскошные туалеты. Нити тафты туго скручиваются, благодаря чему ткань становится жёсткой топорщащейся.

атлас

И, пожалуй, самый известный и почитаемый шёлк России — крепдешин, который в народе нередко называли «крендышином». Слово «креп» происходит от латинского crispus — шероховатый. В переводе с французского крепдешин — креп из Китая. Все группа креповых тканей (крепдешин, крепсатин, крепжоржет) выполнена из нитей со специальной креповой круткой. При выработке креповых тканей обычно применяют одновременно нити, скрученные направо и налево, в определённом чередовании, что создаёт на ткани мелкозернистый, теневой эффект. Креп необычайно пластичен, имеет повышенную упругость и сильно садится при стирке. После войны русские женщины одели крепдешиновые платья. В ту пору не было химчисток и перед раскроем ткань жёстко декатировали, т.е. попеременно опускали то в горячую, то в холодную воду. В брежневские времена портные открещивались от декатированного крепдешина, как чёрт от ладана. А старые мастера справлялись. Умели раньше шить..

тафта

Крепсатин имеет две рабочих поверхности: матовую креповую и блестящую атласную. В былые годы портные создавали изысканные наряды из этой, ныне редкой и полузабытой ткани. Я так и не встретила среди современных представителей крепсатина подобия ретро-предшественников. Однажды менеджер одной известной фабрики, показывая образцы продукции, банальный атлас называл крепсатэном. Я покорно слушала, но не сдержалась и подробно объяснила, какие наряды из крепсатэна (крепсатина в русской транскрипции) носили наши бабушки и мамы.

крепдешин

Туаль (от французского холст, холстина) — тонкая блестящая шёлковая ткань полотняного плетения. Часто используется для подкладки дорогой одежды, поскольку относительно плотная и хорошо держит форму. Подходит для панно, батика, галстуков и аксессуаров.

крепсатин

Дикий шёлк тассар (туссе) по фактуре напоминает лён и шерсть, иногда с эффектом букле. Изготовляется из волокон «индийских» гусениц, вскормленных листьями дуба. Имеет приглушённый блеск и значительную плотность. Здесь есть простор для фантазии дизайнера.

туаль

Среди тонких тканей есть одна, и к ней меня влечёт неведомая сила. Порой грусть одолевает, что всякие нейлоны и капроны вытеснили газ. Если вы думаете, что красавицы эпохи модерн, не имели прозрачных тканей, то глубоко заблуждаетесь. Такая ткань была, её название «газ» происходит не от родного “Газпрома», а от французского gaze — от города Газы в Палестине. В процессе ткачества этой ткани две нити основы переплетаются с одной нитью утка и не уплотняются. За счёт пространства между нитями газ становится прозрачным и нежным. В конце XIX были модны газовые платья на атласном чехле. А я, малолетний «дизайнер», изрезала для кукольного платья газовый шарф прабабушки... остались только воспоминания...

тассар

Полупрозрачный шифон (от французского сhiffon — тряпка) представлять не надо. Полотняного плетения, матовая, шероховатая на ощупь ткань. Она хорошо драпируется. Часто из шифона шьют платья и блузки с воланами или обильными рюшами.

газ

шифон

Шёлк фуляр тоже явление полузабытое. Раньше из него делали носовые и шейные платки, в начале ХХ века женские платья. Ткань имеет полотняное плетение из варёных сырцовых некручёных нитей, что придаёт особую мягкость. Прекрасно драпируется, требует нежного обращения.

фуляр

Сравнительно недавно на российском рынке появился шёлк-деворе. Необычайно интересная ткань с огромным потенциалом для дизайнеров. Фактура и рисунок создаются благодаря сочетанию в одном материале шифона и атласа. На полупрозрачном фоне расположены атласные узоры . Выглядит безумно красиво. Работать с этим видом шёлка необычайно сложно. Даже в престижных бутиках вещи из шёлка-деворе нечастые гости. Намедни наивная девушка называла эту ткань «атласный шифон», призывала мастеров Ярмарки приезжать к ней с примерками на дом, явно надеясь получить изысканный наряд за копейки. Впрочем, оставим будни бедолаг портных... Название шёлка-деворе происходит от итальянского divorare и французского devorer, что значит пожирать. На исходно двухслойной ткани ( верхний слой — атлас, нижний — шифон) химически вытравляется некоторая часть атласа, оставшаяся образует закономерно чередующийся узор.

шёлк-деворе

Все виды шёлка призваны на службу женской красоте.  И пожелаем своим слугам многие лета!

Комментарии (18)
Elena 03.10.2014

Ну да и ладно,действительно каждому свое.В любом случае очень хорошо ,что Вы произвели просветительную работу.Как говорится-"Культуру в массы!"{#}

Деворе побежало бы...да ателье не берут! Собираюсь дать мастер-класс по работе с шёлком. Тогда особое место уделю деворе. В кратце скажу: многие детали приходится строчить по кальке.... А то!... ретивые дамочки, пытаются на Ярмарке найти идиЁток, чтобы заплатить за шитьё блузки из деворе{#} 1000 руб. Прямо оторопь берёт, когда читаю "Новый заказ на Ярмарке Мастеров"{#}

Elena 03.10.2014

Правда,аж закашляляь от смеха сквозь слезы!Это действителбно проблема,люди хотят ходить в эксклюзиве,но платиь за него хотят как за ширпотреб оптом и еще скидочку получить.Если Вы собираетесь еще публикации делать -было бы неплохо еще о брокатах рассказать.Сказочно красивые из них такие красивые корсажи выходят.

Спасибо большое за внимание и понимание. Поясним народу: брокат происходит от итальянского broccato - парча. Я с парчой работала всего 2 раза. А корсажи вообще не моя стихия: Jedem das Seine!{#}

Elena 03.10.2014

Спасибо большое за разъяснение!Мне тоже , всегда режет слух неграмотные термины типа "шелк хобатуй" или заявлени типа"это атлас, а не шелк".К счастью, открываются все новые и новые возможности познакомиться ,подержать в руках и попробовать в работе это чудо природы.Я люблю и работаю с натуральным шелком и всегда радуюсь когда вижу свои "Закрома Родины"с разнообразием Его Величества Шелка.Полностью,Вас поддерживаю в плане деворе-просто незаслуженно стоит скромно в стороне.

Огромное спасибо за публикацию!{#} Ведь сейчас в магазинах совершенно любые по текстуре ткани обзываются одним ярлыком "шелк 100%". Как все стало примитивно!{#}

А я помню, как в детстве играла маминым газовым платком: я его подбрасывала, а он, с тончайшей структурой, - падал не сразу вниз, а слегка парил в воздухе!

Многое чего не помню, а эта игра с платком вводила меня в восторг! Я до сих пор помню его НЕЖНЕЙШЕЕ прикосновение!{#}

Татьяна Чех 02.10.2014

Очень понравилось. Спасибо!.Пишите побольше таких статей, и с коментариями какие ткани для чего подходят. Тем кто только хочет начать шить это просто кладезь . В моей семье все шьют и я решила что пора и мне перенять навыки у бабушек и мам, но в тканях совершенно не рабираюсь.

Очень интересная и полезная информация, спасибо!!!

Ежедневно работаю с атласом и всегда удивляюсь,когда говорят, что вода оставляет разводы. На моих платках - нет.

Спасибо за публикацию, очень интересно.

С шелком ничто не сравнится по красоте, разнообразию и пользе для человека. Спасибо китайцам ))) И вам спасибо за интересную публикацию {#}

Что бы не оставлять пятна от воды на атласе и шелке с принтом, лучше использовать парагенератор. Конечно он недешевый, но он того стоит. И клеевая лучше к трани пристает, и пальтовая хорошо утюжится и с шелком работать одно удовольствие.

Спасибо!! {#}Все никак не могла найти время, чтобы разобраться в премудростях и разновидностях..

Но все-таки есть вопрос.. я думала, что шифон - это синтетика. {#} Или есть понятие искусственного шелка?.. прошу прощения, если вопрос чрезвычайно глупый..{#}

Для любого популярного материала всегда найдётся синтетический эрзац. Этих синтетических "шифонов" тьма-тьмущая...век бы их не видеть!{#}

Ааа!!! Спасибо!{#}

Marianadolls 02.10.2014

Интересно было прочитать, спасибо за информацию!

Хорошая публикация! особенно стала интересоваться этим когда стали работать с павловопосадскими шелками)) стала в шелках разбираться!)) Полезная статья! спасибо!!

Julia T (komodiki) 02.10.2014

Прочитала с огромным интересом, спасибо! Я тоже всегда печалюсь, что вместо газовых вещей у нас сейчас повсюду синтетика.

♥Lid'oro♥ Lidiya 02.10.2014

Интересная публикация, давно работаю с подобными тканями. Спасибо!!!{#}