Чем мыло с нуля отличается от обычного? Разберемся на примере тортов

Чем мыло с нуля отличается от обычного? Разберемся на примере тортов | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

«Что такое мыло с нуля?» — один из самых частых вопросов. Несколько лет я работала в кондитерской, поэтому мне легко объяснить различия по аналогии с тортами.

Обычное промышленное мыло

Обычное массовое мыло, которое продается во всех супермаркетах и универсамах, напоминает мне пирожное «Картошка» или недорогие печеньки. Берут старую выпечку (чаще всего в бой идут невостребованные бисквиты для тортов), добавляют сахар и какао и вуаля – пирожное готово!  Так «Картошку» готовят на многих фабриках, по сути утилизируя остатки.

Похожая история и с обычным промышленным мылом.  Производится оно из отходов отраслей пищевой и мясоперерабатывающей промышленности . Чтобы снизить себестоимость, добавляют синтетические ПАВы (чаще всего, SLS), плюс консерванты – вот и получилось мыло. Не беда, что оно сушит и раздражает кожу, зато как дешево! Да и пенится, казалось бы, не хуже натурального.

мыло ручной работы

Плюсы обычного мыла:

  • Дешевое.
  • Долго хранится.
  • Легко найти и купить.

Минусы:

  • Наносит коже вред, который к тому же накапливается со временем.
  • Из-за компонентов животного происхождения для веганов не подходит.

«Натуральное» мыло из основы

А теперь представьте себе типичную мыловаренную лавку.

Уже на входе вы чувствуете насыщенные и приятные цветочно-пряные ароматы и заходите внутрь. Окидываете взглядом ряды разноцветного мыла самых разнообразных сортов, слушаете рассказы улыбчивого продавца-консультанта о натуральных компонентах, удивительных полезных свойствах мыла (омолаживающее, антицеллюлитное и т.д.). Вот вы уже тянетесь за кошельком, а продавец отрезает понравившийся вам кусочек…

Вот тут-то вы и попались.

Увы, скорее всего, вы купили мыло, сваренное из полуфабриката. Да, в нем действительно есть натуральные ингредиенты. Да, оно действительно полезнее и мягче, чем обычное массовое мыло. Но все-таки в его составе присутствуют и не безобидные вещи, такие, например, как синтетические консерванты и пластификаторы, именно благодаря которым, кстати, это мыло можно резать (натуральное мыло слишком твердое, так легко его не разрезать).

Изготавливается такое мыло следующим образом: растапливают полуфабрикат (мыльную основу), добавляют красители и ароматизаторы, иногда чуть-чуть ухаживающего масла (несколько капель на 100 г) и заливают в форму. Через 3-5 часов его уже можно использовать.

мыло с нуля

Мне это напоминает процесс приготовления торта из готовых коржей. Покупаете их в магазине, смазываете кремом или вареньем, кладете сверху вишенку, немного посыпаете шоколадной крошкой (чуть-чуть! Помним про себестоимость) – и получаете торт. Только его вкус и полезность зависят не столько от вас, сколько от тех самых покупных коржей, за которые вы отвечать не можете.

На самом деле, в таких тортах есть немало хорошего: времени на их приготовление уходит немного, можно самому выбрать вкус варенья, приготовить крем и т.д. Но до настоящего кулинарного шедевра ему все же далеко.

Плюсы мыла из готовой основы:

  • Полезнее для кожи, чем обычное.
  • Легко изготавливается, можно сделать самим.
  • Довольно просто найти и купить.

Минусы:

  • Синтетические компоненты в составе.
  • Почти отсутствуют натуральные ухаживающие масла, которые обеспечивают львиную долю полезных свойств настоящего мыла.

Настоящее мыло с нуля

И вот, наконец-то, самое вкусное – торт, который готовится с самого начала, с нуля. Кондитер тщательно подбирает ингредиенты, составляет рецепт, отпекает коржи, сам готовит крем, глазурь и так далее… И вот перед нами сочный, до мелочей продуманный, настоявшийся, невероятно вкусный и ароматный торт!

Настоящее натуральное мыло варят примерно также. Рецепт мыла тщательно просчитывается, выбираются ингредиенты, среди которых самый главный – ухаживающие натуральные масла. Этим оно отличается от мыла из готовой основы, где масла – всего лишь незначительная добавка (вишенка на торте).

мыло натуральное

С высокой точностью отмеряется вес всех компонентов, масла топят, охлаждают и смешивают с раствором (на чистейшей воде, козьем молоке, вине, шампанском и т.д.), смесь доводят до необходимой густоты. Затем добавляют эфирные масла и пигменты (я предпочитаю минеральные – они натуральны). Какой в итоге получится результат, зависит от трех факторов:  качества компонентов, мастерства и опыта мыловара (здесь же – правильность рецептуры и все прочие технологические детали), а также возраста самого мыла. Хорошее натуральное мыло должно отстояться, «дозреть». Мыло, которое готовлю я, обычно «зреет» 4-6 недель.

Это традиционный способ варки мыла. Он достаточно сложный и затратный, поэтому когда-то мыло было привилегией высших слоев общества.

Со временем процедура удешевилась, стали появляться синтетические материалы, сформировалось массовое производство и мыло стало доступно для всех. Производители отказались от дорогих ингредиентов и сложной рецептуры, но не ушло ли вместе с ними что-то очень важное?

Настоящее мыло с нуля сегодня варят (официально) очень немногие: обычно это семейные предприятия и небольшие частные фирмы. Их не так уж сложно найти в Западной Европе (например, во Франции), но у нас такие мыловары – большая редкость и большая удача.

Плюсы натурального мыла с нуля:

  • Бережно относится к коже, мягко очищает, без пересушивания.
  • Изготавливается по индивидуальным рецептам, среди которых вы всегда сможете найти что-то для себя: к примеру, есть специальные сорта для сухой, жирной, проблемной кожи и т.п.
  • Не содержит синтетических добавок (исключение - отдушки).
  • Подходит для нежной детской кожи и даже для аллергиков.
  • Волшебные тактильные ощущения (оно даже на ощупь другое, что уж говорить о пенке!). Пенка мыла на вине – крупнопузырчатая, мыло с шелком – пенка сливочная, мыло на молоке – пушистая, мелкопузырчитая пенка.

Минусы:

  • Сложно найти: в России зарегистрированы лишь единицы мыловаров, которые делают настоящее натуральное мыло.
  • Заметно дороже массового мыла.
  • Иногда приходится подождать, пока нужный вам сорт «дозреет».
  • Качество мыла сильно зависит от опытности и мастерства мыловара.

У каждого вида мыла – как и у каждого кондитерского изделия, с которыми я их сравнивала – есть свои преимущества и недостатки. Выбор, как всегда, остается за вами!

Комментарии (144)

Вот вы уже тянетесь за кошельком, а продавец отрезает понравившийся вам кусочек…

Вот тут-то вы и попались.

Прямо царапнуло. {#} Что ж Вы, Полина, так-то? Никто ведь никого не обманывает. {#}У Вас самой мыла из основы в магазине не мало....

Лина, а давайте посмотрим на текст повнимательнее? "слушаете рассказы улыбчивого продавца-консультанта о натуральных компонентах, удивительных полезных свойствах мыла (омолаживающее, антицеллюлитное и т.д.)." - вот это я называю обманом. Когда мыло из основы подается как натуральное, когда говорят, что оно увлажняет или омолаживает - всё это не честно по отношению к покупателю.

То мыло из основы, которое у меня в магазине, заявлено не как натуральное, а как декоративное. В составе честно указана мыльная основа. И радужных обещаний я не даю, мыло от целлюлита не избавит, похудеть не поможет, 10 лет не сбавит.

В декоративном мыле из основы есть свои плюсы - я их в статье обозначила.

Полина, нулевка тоже не поможет ни в борьбе с целлюлитом, ни похудеть, ни.....
Дело не в товаре, дело в продавце. Лгать о свойствах любого товара не хорошо.

Не поможет. Согласна. Но мыло с нуля более натурально, чем большинство мыльных основ. Чем то мыло из основы, что продается в магазинах (а не делают некоторые (многие?) мыловары на ЯМ). А большинство продавцов в таких магазинах про мыло из основы рассказывают то, что не является правдой. Об этом и пишу.

Полина, так и мыло с нуля порой описывают так, что вот прямо помылся, и сразу помолодел/увлажнился/похорошел.... список бесконечен. А мыло... это всего лишь мыло. {#}
Плюсы нулевки в том, что известны все компоненты. Но, опять же, что именно из полезного "в остатке" не всегда можно сказать точно.

Те, кто так описывают, не правы.

Плюс нулевки не только в том, что известны компоненты. Натуральность, более мягкое воздействие на кожу (если она правильно сварена), возможность ввести ухаживающие добавки.

Если мы берем правильно сваренную нулевку и мыло из основы, в плане влияния на кожу нулевка для меня ценнее. А если, например, хотим подарить человеку, для которого важнее внешний вид мыла, то затейливые формы мыла из основы часто выигрывают.

Полина, вот это "если".
Сейчас каждый первый - мастер.
"Я варю мыло уже месяц!" - это аргумент.
Меня пугают такие люди, а их все больше. Зачем читать что-то? Можно задать вопрос и тебе ответят как сделать. При этом можно спрашивать одновременно как сделать: двухцветное мыло, крем, тоник, массажную плитку и возмущаться "а что такого?" на предложнение изучить хорошо что-то одно, а потом браться за другое.
Если уж в мыло из основы ухитряются пихать все подряд, не заботясь о сочетании, пользе или вреде ингридиентов, то страшно представить что такой "мастер" сделает с нулевкой.

Любовь 17.05.2015

Полностью согласга с Вашим постом!

Осмелюсь сказать что цели у мыла из основы и мыла с нуля ну просто диаметрально противоположные))

Мыло из основы - оно для подарка или для "Ах" как я говорю)) такое мыло идеально для подарка и чтобы удивить)) и кстати отлично справляется с этой целью!)) Я бы таким мылом только ручки мыла))

А вот мыло с нуля это конечно совсем другое - его цель - уход ))

Поэтому наверное говорить что лучше или хуже не правильно))

И мыло из основы и мыло с нуля - по своему хороши, но только потому что имеют абсолютно разные цели)) наверное это тоже самое что сравнивать красивую фигурку из шоколада и необычно-вкусный шоколад с орехами и пр.

Полина, спасибо.{#}

Спасибо за статью! Интересно было прочитать, и комментарии тоже{#}

Пробовала и мыло из основы, и с нуля, из основы кожу подсушивало, с нуля понравилось.

Кожа рук у меня склонна к сухости.

Самое интересное, что, переехав в село и перейдя на свои продукты ( козье молоко и продукты из него-сыр, творого, кефир-, яйца сроком съедаемости от 1 часа до 3 суток, мяса свежего, в основном гусиного, овощи-фрукты, орехи грецкие, и хлеб свой в основном с большим добавлением цельнозерновой муки), я теперь спокойно мою руки обычным хоз.мылом ( очень хорошо землю отмывает), дополнительного ухода почти не требуется, а кожа стала значительно лучше. А для лица - просто лед и вода.

А в городе, безусловно, хорошее мыло нужно, хороших продуктов почти не найти, стоят они свои деньги, а это немало, зато всяких примесей в воздухе.....

Показать еще