Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Кварцы: Агаты. Общие сведения. Облагораживание. Часть 2.

Кварцы: Агаты. Общие сведения. Облагораживание. Часть 2.

Виды творчества:   Разные виды творчества
Кварцы: Агаты. Общие сведения. Облагораживание. Часть 2. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Агат.

Агаты являются разновидностями поликристаллиновых кварцев – халцедонов. К агатам обычно относят полупрозрачные или непрозрачные образования, украшенные естественным образом различными орнаментами, узорами и рисунками».

Геммологическое досье   

Цветовая гамма: Все цвета, кроме фиолетового

Коэффициент преломления: 1.530 – 1.539

Химическая формула: SiO2

Твердость: 6.5 – 7.0

Плотность: 2.57 – 2.64

Происхождение: Все континенты земного шара.

Чаще всего агаты демонстрируют хаотичный набор колец или кривых линий, разделяющих зоны с различной прозрачностью и с различным цветом. Эти кольца (линии) являются результатом аритмичного и неравномерного осаждения окиси кремния. В некоторых разновидностях агатов проявляются типичные рисунки, повторяющие строение отдельных органов растительных и животных организмов. Это происходит в результате целого комплекса процессов по замещению органической ткани неорганическим (SiO2) заменителем. По сути, все окаменелые остатки растений и животных (за исключением раковин моллюсков), не превратившиеся в торф, уголь и нефть, также являются агатами, или, выражаюсь более корректно, силифицированными (агатизированными) окаменелостями органического материала.

Также частым являются проявления различных «художественно-скульптурных» композиций, заключенных в кварце. Такие скульптуры вполне естественны и для кристаллических форм, и для агатов. Состоят они из кристаллизованных оксидов различных металлов, могут иметь различные цвета, из которых наиболее популярны самые редкие зеленый и красный.

Как это ни странно, но синий цвет, совершенно невозможный для любых форм кристаллического кварца, у агатов, хоть и нечасто, но встречается. А вот фиолетовый цвет, более чем нормальный и распространённый у кристаллических кварцев, в природе у агатов не встречается вообще! Связано это с химией окрашивающих минерал микровключений. Агат – материал высокопористый и для воды достаточно хорошо проницаемый. За время длительного «хранения» в агатовой матрице ионы железа 2 (Fe2+), ответственные за фиолетовый цвет у кварцев, успевают окислиться до трехвалентного железа (Fe3+). Классические драгоценные халцедоны и тем более кристаллические кварцы, в отличие от агатов, не обладают такой пористостью, и потому сумели сохранить свой двухвалентный «железный» хромофор...

Агатам свойственно огромное разнообразие цветов в совершенно непредсказуемых сочетаниях. Но в продаже можно найти немало агатов, отличающихся исключительно яркими цветами, создание которых недоступно для уровня мастерства матушки-природы. На помощь ей в этом пришли люди. Агаты очень часто подвергаются различным видам облагораживания и окрашивания. В зависимости от структуры конкретных образов агаты могут быть пропитаны бесцветным воском, могут быть пропитаны каучукообразными и клеевыми массами.

Нередко  агаты подвергаются термической обработке для усиления природного цвета, изменения цвета  или усиления прозрачности.

Подавляющее большинство коллекционных агатов в виде пластинчатых спилов или в виде пластин и кабошонов для ювелирных изделий подвергаются окрашиванию. Погружение в горячий раствор сахара с последующим погружением в горячую серную кислоту приводит к появлению черного цвета. Синий «лазуритовый» цвет получают путем погружения агата в ферроцианид калия и последующей выдержки в горячем растворе сульфата железа. Обработка растворами хромовых квасцов, соединениями бихромата калия и/или никеля используются для получения различных оттенков ярко-зеленого цвета. Пропитка растворами солей железа и дальнейший нагрев сухого агата может дать красновато-коричневый и красный цвета. Желтый и зеленовато-желтый цвета получают путем нагревания сухого агата, предварительно выдержанного в концентрированной соляной кислоте. Пропитка растворимыми солями двухвалентного железа или четырехвалентного титана с последующим прогревом приводит к появлению синего или фиолетового цвета.

Окрашивание нередко является многоступенчатым процессом. Достаточно покрыть химически инертным к солям и кислотам термостойким лаком большую часть поверхности агата, и оставшаяся незащищенная лаком зона примет необходимый цвет.. остальную поверхность можно будет в дальнейшем обработать, защитив лаком и уже окрашенную часть, для придания других оттенков.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email