Заблуждения о фотографии: заключительная часть

  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Фотография
Заблуждения о фотографии: заключительная часть | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Выражаю благодарность всем кто, начиная с первой публикации, следит за этой серией.

Очень приятно сознавать, что представленный материал оказался полезным. Спасибо всем читателям за отзывы и комментарии. Отдельное спасибо всем, кто задает вопросы, благодаря вам эта короткая серия и появилась на свет.

 

 

 

 

 

Про цвет и резкость пару слов…

После публикации «Заблуждения о фотографии: дополнительные материалы» появились вопросы, которые требуют незамедлительного и короткого ответа. Вопросы о цветопередаче. У кого-то на фотографиях проваливается синий и фиолетовый у кого-то красный цвет, что не соответствует действительности.

Однозначного и короткого ответа дать, к сожалению не могу. Для того чтобы разобраться почему у вас пропадает фиолетовый, а у вас красный, придется погрузиться в изучение устройства фотокамеры, и принципа регистрации изображения. И принципов цветовоспроизведения на самосветящихся панелях (Ваш дисплей) и на твердых носителях – бумага, чашки, футболки и прочее.

Немного теории...

Цвет сам по себе не существует, его нет. Есть ощущение цвета. Наше зрение, это такой же набор ощущений как звук, вкус, обоняние и осязание.

Закройте глаза на 10 секунд.

Эти 10 секунд вы видели окружающую обстановку? Нет!

Причина в том, что отраженный от предметов свет не попадал в глаза, на сетчатку, и по зрительному нерву электрический сигнал не шел в мозг, и в нашем сознании появляется картина окружающего мира, как только открываем глаза или включаем свет.

Нет света – нет цвета, нет мира. Осталось уши заткнуть и ничего не трогать, и не облизывать... :)

Причины нарушения цветовых ощущений при сравнении объекта с его изображением могут прятаться на всем пути создания картинки! И факторов оказывающих влияние много:

Спектральный состав света освещающего предмет, одного или нескольких источников, его направление, рассеянность,  интенсивность, отражающая способность поверхности предмета, согласованность и качество фотоматериала, формат записи файла, цветовое пространство, и настройки качества изображения, настройки вашей видеосистемы – видеокарта компьютера, настройки графического редактора и программы для просмотра изображений, дисплей, просмотровое место (кабинет или комната) и его освещение.

Ошибка, закравшаяся в самом начале, к концу может вырасти как «снежный ком» в виде артефактов, с которыми бороться бывает не реально.

 

Рассмотрим вариант съемки с применением одновременно двух разных источников света

В данном тесте участвуют две профессиональные фотокамеры. На одной установлен малобюджетный теле – объектив, на второй профессиональный макро-объектив.

На листе ватмана расположены украшения из натурального камня и цветного стекла.

Поверхности глянцевые, а значит, способны полностью отражать свет, о чем свидетельствуют блики на гранях.

Слева идет свет от окна, справа лампа накаливания 40Вт. Их свет вы можете увидеть на гранях камней. Так же мы получили двойные тени, что неестественно. Природный источник света на нашей планете один – Солнце. И он дает одну тень.

Камера Pentax K20 объектив DA55-300/ 4-5.8

Баланс белого по серой карте.

фотография

заблуждения

 

Помимо разноцветных бликов на гранях мы видим, двойные тени, изображение расплывчато, видна структура фона.

Попробуем отредактировать.

Осветлим изображение и поправим «баланс белого» в автоматическом режиме.

цвет

 

Наш фон как был, так и остался разноцветным.

Возьмем пробу цвета в точках 1,2,3,4

Как видно на следующих картинках, все они имеют цвет.

объектив

Три синеватые и одна оранжевая

фотокамера

Прямоугольник в середине – серый 95% светлоты. На нем расположен белый.

 

На ватмане эти цвета смешиваются и градиентом переходят друг в друга.

Это значит, что свет, идущий от двух разный источников смешиваясь, вносит свои коррективы, тем самым искажая цвет предмета.

Графическом редакторе можно выделить фон и заменить его чистым белым.

Но цвет предметов так и останется искаженным.

 

Камера Nikon D800, Tokina 100/2.8.

Баланс белого по серой карте.

фотосъемка

Рисунок резкий, детали видны лучше. Фон все так же разноцветный.

 

Теперь возьмем большой рассеиватель 120х180см, и осветим его внешней вспышкой, получим рассеянный свет. Рассеиватель расположен горизонтально над листом ватмана. Такой же эффект можно наблюдать когда небо затянуто облаками. Свет вспышки, по своему спектральному составу, близок дневному белому свету.

Баланс белого по серой карте.

фотографи

 

Лист ватмана стал почти белым, фактуру бумаги не видно. На поверхностях камней отразился наш рассеиватель, так блик «перекрыл» цвет камней.

Изменим точку съемки так, что бы источник света, который достаточно большой не отражался прямо в объектив.

 

белый фон

Теперь блики подчеркивают форму и объем камней. Общий рисунок стал интереснее, цвет камней хорошо читается.

 

Проведем цветокоррекцию.

вспышка

Сравним полученные результаты до и после цветокоррекции.

Фон светлее, цвета камней стали ярче и сочней, больше оттенков.

резкость

 

Изменения не такие значительные, но в целом картинка выглядит эффектнее.

 

Резкость.

Как уже говорилось, за резкость отвечает объектив.

При макросъемке глубина резкости довольно мала, но всегда ли нужна резкость по всему полю кадра? Здесь большую роль играет прорисовка мелких элементов, четкость и цвет.

 

Ниже представлена совместная работа профессионального макрообъектива и одной из лучших на сегодня, матрицы разрешением 36 мегапикселей.

 Следующие две иллюстрации вырезаны из этого кадра.

 

 

Подведем итоги:

Фотография – это светопись. Свет, его спектральный состав, направление, рассеянность и жесткость, отражающая способность поверхностей предметов, выбор применяемой аппаратуры и её настройка, формат файла и его сжатие, цветокоррекция и усиление резкости в графическом редакторе, понимание всего этого позволит получить достойный просмотра результат даже на таком простом фоне как лист ватмана.

 

С уважением, Егоров Андрей.

Комментарии (38)

Всех желающих приглашаю присоединться к процессу изучения фотограии .

Alice Day 29.08.2014

Андрей, спасибо огромное за отличные фото-статьи!

Заранее прошу прощения за "много букв" и почемучки.

Весь день мне не давало покоя использование объектива 100мм :)

В моём представлении длиннофокусными объективами очень неудобно пользоваться в помещении. С объективом 70-200мм постоянно держу в голове, что не надо пытаться сфотографировать то, что ближе 1,5 метров:) Соответственно, мелко-предметную съёмку им вести нельзя. Поэтому вначале была немного озадачена. Перечитала внимательней. Ваш объектив - макро и, как сказано в характеристиках, может сфокусироваться на объекте уже в 30 см от себя.

Поэтому есть вопрос для ликвидации собственной безграмотности: фокусное расстояние хоть как-нибудь связанно с расстоянием, на котором может фокусироваться объектив? Пока в голове сложилась такая картина - фокусное расстояние (которое указывается на объективах) отвечает за "наполнение" кадра, как много в него попадёт, на угол просмотра (как если мы берём рамку и приближаем/отдаляем от глаз: близко к глазу - много попадает в рамку, это маленькое фокусное расстояние; далеко - в рамке совсем небольшой кусочек, это большое фокусное расстояние). А на то, где именно в кадре будет "чётко" - это определяет макро у нас объектив или нет (кстати, теле-объектив - это противоположность макро-объективу или только одна из технологий для длиннофокусных объективов?). Если это так - то почему фокусное расстояние так назвали, если это не расстояние до точки фокуса? Совсем запутаться можно{#}

Когда разобралась с минимальным расстоянием для фокусирования, выбор именно 100мм (а не меньше) стал понятен. Такое фокусное расстояние даёт намного меньше геометрических искажений, чем, к примеру, 50 мм, потому что на объект камера смотрит более "параллельно" (так как ýже угол). Но если взять фоусное расстояние ещё больше, то снять объект целиком будет ещё сложнее, так как в кадр будет попадать меньше и придётся отодвигать объект дальше. Я всё правильно поняла?

Соответственно (правильно ли я понимаю?), если хотим получить минимум искажений геометрии - выбираем длиннофокусный объектив; если хотим, чтобы как можно больше всего попало в кадр не имея возможности далеко отходить от объекта - выбираем широкоугольный; если снимать хотим с маленького расстояния - выбираем макро-объектив, ищем макро-функцию в фотоаппарате или при выборе объектива обращаем внимание на минимальное расстояние фокусировки (не только макро-объективы могут дать нужное расстояние)?

Додрого времени суток !!!

начали подробно разбираться с фотографией.

если интересно проходите сюда

Супер. Утащила в норку. Ликую!!! :)
Татьяна ❀ Rimel 28.08.2014

Браво, Андрей! Вспышки с рассеивателями в массы!)

Ирина Шварц 28.08.2014

Андрей, спасибо, очень нтересно и познавательно!{#}

Спасибо за ваши терпеливые разьяснения, Андрей .

Очень полезные публикации и красивые картинки.))))))

Очень много интересных моментов..Публикация супер!!Андрей Спасибо!!{#}

Очень классно все изложено, особенно полезно для начинающих фотографов и тех кто осваивает фотошоп, спасибо Вам!{#}

Tanysha (totoshca) 27.08.2014

Спасибо преспасибо!

Интересно, а главное понятно объясняете.

От вас бы с радостью почитала цикл про фотографирование и редактирование фотографий.

Мои, как я понимаю(к стыду моему) - оторвать да выбросить((((

Андрей, спасибо! Все, что недополучила на фотокурсах - есть у Вас! Хотя все это проходили, но как-то бегло. А, когда столкнулась с ББ - приехали! Все четко и понятно)

Пишите еще - жду с нетерпением!))

Замечательно написано! вот именно для домохозяек - по полочкам) И фото для примера выбраны, на мой взгляд удачно - я, например, постоянно воюю то с бликами, то с фоном. Вы здесь рассмотрели как раз эти моменты, спасибо)))

Спасибо! Очень полезный мастер класс! :)

Очень толково и интересно! Спасибо)

Спасибо,это так все не просто:-(но нужно как-то осваивать!:-)
Это круто!

{#} Спасибо

Правильно ли я понимаю, что качественная макросъемка получится только макрообъективом? Хорошая мыльница не вытянет?

подробно об этом будет другая статья =)

Ждемimage

Спасибо за МК! Вот кто бы научил бороться с гиперреалистичностью фото приличным объективом... У меня это стало проблемой. Бисер самый мелкий из производимых ныне, нить тоньше волоса, а как снимешь крупный план - кирпичи канатами связаны))).

Интересная статья!

Спасибо!

Все четко, по делу, без зазнайства Мастерски, одним словом.

Подлинное величие никогда не опустится до высокомерия...

Спасибо!

Спасибо ))

приятно слышать ))

Kavizina Галина 27.08.2014

Андрей,спасибо боьшое за полезную информацию !{#}

Андрей, спасибо! Настраивала ББ по серому фону, лучше получилось, совсем немного серого осталось)) Сложнее всего со сложносочиненными цветами, когда есть переходы, наприме, от фиолетового через бордовый до зеленого+фактура. Лучше всего цвета получились на фоне сена{#}, и там где видно фактуру в том числе (вечером), а так то в синеву все уходило, то зеленого совсем не видно.

Это хорошо, что стало лучше! ))

Спасибо, случайно набрела на вашу очень интересную статью, уже понимаю, и чувствую, что мои фотографии просто на единицу,- это искусство, а мне надо срочно к профессионалу...

Спасибо за отзыв! Рад , что оказался полезным! ))

бусина-то разбита!((((

Это особенность макросъемки, что не заметили про подготовке, окажется в кадре и будет "резать" глаз ...

Все же я предпочту фотографировать свои работы сама. Целее будут!{#}

Tatonka, Татьяна 27.08.2014

Андрей, спасибо за Ваши труды! Нашла для себя полезные моменты image

Что правда, то правда. Только на экране фотоаппарата при увеличении замечаешь некоторые погрешности сборки украшений, которые "замыленному" глазу не видны. Поэтому при фотографировании всегда кладу рядом инструменты: то колечко на штифте подправить, то калотту дозажать, то штифты в серьгах выпрямить image

Masha Izzz, каффы 27.08.2014

я уже специально фотографирую, чтобы на экране фотоаппарата увидеть косяки полировки)) а потом по новой полирую)))

благодарю вас за полезнейшие мастерклассы, Андрей!

Art-viki 27.08.2014

Ваши публикации читать очень интересно, даже о том, что уже знаешь. Вы молодец, у вас талант объяснять :)

и на красивые фото приятно смотреть.

Спасибо!

Приятно слышать )))

красиво {#}

Спасибо !!!

{#}