Обновление пароля

 >  >  >  > Большая жизнь в "Маленьком мире". Творчество Ирины Верхградской

Большая жизнь в "Маленьком мире". Творчество Ирины Верхградской

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Куклы
Большая жизнь в

Радуйтесь, мои одухотворённые!

Сегодня я познакомлю вас с удивительным талантом! Но сначала немного предисловия. Всё началось с того, что...
Как-то поздним осенним вечером я  шла в галерею “Пространство кукол”. Это был мой первый визит туда. Мне хотелось открыть новые горизонты в кукольном мастерстве, почувствовать другую энергетику. Хотелось чуда. И... и вот чудо случилось! Среди сотен разных кукол я нашла те, которые с легкой руки могу назвать - в любое время суток, в любое мое настроение - добрыми, восхитительными, поразительными, близкими, родными, теплыми, неповторимыми, яркими, скромными, живыми и приятными. Эти маленькие куколки живут там в стеклянном шкафу будто сами по себе, в своем маленьком мире. Кажется, их не тревожит соседство других шедевров, они остаются несравненными и бесконкурентными. Самодостаточные! Непохожие на других, но и слишком похожие на живых реальных людей. И это всё - коллекция “Маленький мир” Ирины Верхградской. 

Мне хотелось выведать у Ирины все самое интересное: как, откуда, зачем, отчего и почему. Интуиция подсказала, что автор этого доброго мира не откажется ответить на интересующие меня вопросы. Ура! Ирина с радостью и легкостью согласилась! А я в свою очередь щедро делюсь ценной и интересной информацией с вами! И добавлю немного фотографий работ Ирины. Учтите: фотографии без обработки, снятые явно не на профессиональную камеру, потому, уверяю, в жизни куклы куда эффектнее и роднее.  

ирина верхградская

О творчестве, о жизни, обо всем понемногу

У всего есть начало

Давным-давно в суровые послевоенные годы маленькая Ира получает в подарок от мамы самодельную куклу. В 10 лет Ира шьет свою первую тряпичную куклу, пока лежит в больнице. Подростком она создает уже небольшие кукольные коллекции, изучает и пробует воссоздавать в куклах характеры реальных или вымышленных людей. А затем, после окончания вуза, замужества и рождения детей, с головой окунается в кукольный мир. Сначала шьет детям айболитов, водителей, принцесс. И со временем понимает, что жить без кукольного творчества уже не может. Сегодня Ирина признается, что куклы в её жизни на втором месте после горячо любимых детей. И если мама Ирины поначалу удивлялась “детскому” увлечению взрослой дочери, то дети всегда поддерживали мамино творчество. Во многом Ирине помогла её первая профессия. Почти всю жизнь Ирина проработала с книгами. Любовь к книгам (история и история костюмов, ЖЗЛ, художественная литература, книги об искусстве) послужила отличным подспорьем для создания “Маленького мира”. 

маленький мир  

  “Маленький мир”

Коллекция миниатюрных кукол Ирины Верхградской “Маленький Мир” представляет копию большого мира, в котором мы с вами живем. На сей день в этой коллекции 1500 кукол, созданных (внимание!) не для продажи! Интересные жанровые сценки, разные характеры, образы исторических личностей разных стран и народов, знаменитых современников, сказочные, библейские. литературные персонажи, - все это отражено в “Маленьком мире”.

кукольные сценки  

Как рождается кукла

Источником вдохновения Ирина называет весь окружающий её мир: книги, люди, судьбы, СМИ. У Ирины, как у настоящего художника, богатая фантазия. Образ может родиться в любом месте. Она рассказывает:“Бывало, сижу перед кабинетом (неважно, то ли в детской поликлинике, то ли в администрации перед кабинетом большого чиновника), разглядываю от нечего делать узоры на линолеуме, или подтеки на стене и нахожу там целые сцены или интересные образы”. 

уникальный автор  

Образ рожден, Ирина запечатлевает его на бумаге в виде эскиза. А уже после кипит работа - кропотливая и энергоемкая.  авторские куклы  

Куклы Ирины миниатюрные - их рост от 4х до 15-18 см. Как кукольница, скажу, что это почти ювелирная работа! “Большой размер меня никогда не прельщал. Начиная с детских лет, я рисовала только миниатюрные рисунки”. Ирина работает в технике грунтованного текстиля. Лица выполнены из шелка, расписаны маслом. Ручки кукол детально проработаны. Куклы самостоятельно стоят, либо принимают задуманную автором позу: сгорбившись или задумчиво опустив плечи сидят, вальяжно или обессиленно лежат, восторженно поднимают руки... Каждая поза тщательно обдумывается в зависимости от образа. Ирина ни у кого не заимствовала идеи этой технологии: в то время, как она выработалась, ни интернета, ни кукольных журналов не было.“Если учесть, что первым моим куклам, изготовленным по этой технологии, уже как минимум под 30 лет, можно согласиться, что испытание временем они прошли, вид у них хуже не становится,” - отмечает Ирина. Ирина работает усердно и старательно: переделывает персонажей или отдельные детали по нескольку раз, чтобы добиться портретного сходства! Джеки Чана, например, Ирина переделывала раз 16!  

“Если по каким-то причинам не могу взяться за творчество, за куклы, чувствую себя обессиленной,” - говорит она. Часто Ирина остается недовольна своими работами. Муки творчества свойственны настоящим художникам. И именно это позволяет ей не оставаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться!

Не для продажи

Куклы Ирины Верхградской обречены на популярность. Её кукольные человечки знакомы практически любому: звезды шоу-бизнеса, исторические личности, писатели, художники, будто сошедшие с полотен гениев-художников дамы, дети, с которыми мы будто провели одно детство, бабушки и дедушки, которые встречаются нам на улице ежедневно. Любой человек найдет куклу в этой большой коллекции, которая тронет именно его. Эти куклы, несмотря на то, что созданы, в основном, не для продажи, созданы для людей. Чтобы мы узнавали, удивлялись, умилялись, радовались и грустили вместе с этими героями. Чувства бесценны. Особенно приятные. Но это не значит, что Ирина совсем не продает своих кукол. Наоборот, она любит делать кукол на заказ, и  в таком случае выкладывается на все сто. “Когда делаешь куклу-сувенир непосредственно для продажи, хочется схалтурить,” - делится своими наблюдениями Ирина.

На просторах интернета можно встретить и много статей, и много теплых отзывов об Иринином творчестве.  Сама Ирина рассказывает:“Много слов и писали мне и говорили, все слова одобрения всегда очень приятно слушать. Очень приятно, что то, что меня волнует, находит у кого-то тоже отклик в душе. Одна женщина написала, что ей так понравилась моя работа "Весна", что она ночью не могла спать, она все стояла у нее перед глазами. Она встала, села за компьютер и опять стала смотреть на эту работу. А ещё однажды я была с выставкой в школе, класс наверное 2-3, рассказывала, показывала (практиковала в конце 90-начале - 2000х такие встречи в школах, все-таки с моими куклами можно проводить занятия на любую тему - и литература, и история, и сказочные герои), так одна девочка не выдержали и закричала: “Ой! Они на меня смотрят!”

О куклах

“Авторская кукла... Прежде всего - это житель маленькой страны, для меня они все - живые. Разные, непохожие друг на друга, но уверена, что у них у каждой своя биография, своя тайная прожитая жизнь”, - рассуждает Ирина. Она не утверждает, что в кукле есть что-то главное. Куклы разные, и в каждой есть своя изюминка. Возможно, в кукле привлечет внимание фантазия автора, возможно, костюм, или образ. Никаких четких правил в этой области нет. Для самой Ирины в её творчестве самое важное - уловить сходство. Ведь, в основном, она создает портретные куклы, узнаваемые архетипные образы.   “Помню как задумала сделать куклу по сериалу ВВС "Джейн Эйр", с Зилой Кларк и Тимоти Далтоном. А фото нигде не могу взять - интернета не было, искать в журналах-газетах нереально. Вот и сидела с карандашом близко у телевизора и выхватывала моменты, когда Джейн Эйр встанет анфас к камере... А ее, как нарочно, старались все время снимать в 3/4. Но даже не это главное - в те дни наш район попал под веерное отключение электричества.... До сих пор помню, как я сходила с ума, когда на протяжении двух или трех серий внезапно вырубался свет, и я при свечах ходила по комнате, не находя себе места от горя... Но тем не менее, мне удалось схватить основные черты актрисы. И на выставке одна женщина стояла долго и вглядывалась в личико куклы, а потом повернулась ко мне - Вы меня извините, но ваша Зила Кларк - ну вылитая Джейн Эйр!” Среди других мастров Ирина Верхградская выделяет особенно Марину Бычкову, чей талант она принимает полностью и восхищается каждой её работой. У большинства же авторов выделяет по несколько работ, которые готова с удовольствием рассматривать.

Вопрос-ответ

Если бы не куклы, то...

“Если бы не куклы, - говорит Ирина. - Было бы, наверное, рисование: графика, портрет”. 

Любимая тема

Ирина: “На сегодня - это старики. Их много, все разные, у всех своя жизнь, прошлое, и немного будущего. Пока не представляю, что смогу скоро увлечься чем-то другим. Пока старики - основное сейчас для меня”.

Где живут ваши куклы?

Ирина: “В основном в России, немного в Казахстане, по 2-3 в США, Канаде, Франции, Турции, Англии, Германии. Я когда-то продавала через местный музей, покупали туристы, ну и иногда от местной администрации заказывали - например, приезжал посол в Казахстане, потомок Стивенсона, вот у кого-то возникла идея подарить ему пирата на одной ноге”... 

Участвуете ли вы в кукольных конкурсах?

Ирина: “Участвую в конкурсах по мере возможности. Очень удачный был 2011 год, была в Петербурге на конкурсе "Время кукол" и в Москве на выставке "Искусство куклы".  Потом долгий перерыв, и в конце прошлого года выезжала в Алматы на рождественскую выставку”.  

Даете ли вы мастер-классы?

Ирина: “Несколько лет назад я три года проработала в детском доме, вела кружок, учила детей "шить куклы", а попутно читала им книги, рассказывала, отвечала на вопросы и т.п. Они же изолированы от всего, живут своим коллективом, для воспитателей главное - отчеты...Ходили ко мне дети с 5 по 9 класс, и большинство- мальчики. Вспоминаю с теплотой их всех, многие звонят мне до сих пор. Но это не по теме. А вот в Алматы я провела мастер-класс, спасибо организаторам, показала с чего начинать работу над куклой, конечно, до разрисовки дело не дошло, за три часа многие не успели дошить фигурку”.  

Чему мастер может научить начинающего кукольника?

Ирина: “Наверное, можно научиться всему.... главное, потом не копировать, а создавать что-то свое”.  

Хотели бы вы написать книгу о своем деле?

“Написать книгу? Даже не думаю... успеть бы доделать задуманное”.   Вот! Возможно, я что-то сократила, что-то обобщила, но хочется верить, главное всё же удалось передать. Эту страстную любовь Ирины Верхградской к куклотворчеству, которая с необыкновенной силой проявляется в каждой её работе. Мой низкий поклон этому таланту. восхищение, преданная любовь и пожелание крепкого здоровья, долгих лет плодотворного труда, добрых покупателей, успехов во всем!

Друзья, я не могу разместить в моем блоге все 1500 фотографий прекрасных куколок! поэтому отсылаю вас побродить и понаслаждаться разными аллегорическими фигурами, историческими персонажами, литературными героями и проч. на просторах интернета или ещё лучше в реальное место - в "Пространство кукол" в Москве (только, кажется, с Ветошного они переехали)
Магазин Ирины Верхградской есть и на Ливмастере!  Спасибо Ирине за разрешение разместить тут её фотографии! Любуйтесь на здоровье!!  

Автор Нина Желнина

Всем спасибо за внимание! Любви и успехов в творчестве!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email