Заблуждения о фотографии: дополнительные материалы

  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Фотография
Заблуждения о фотографии: дополнительные материалы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Это не столько продолжение темы, сколько дополнения, уточнения и ответы на возникшие вопросы у участников беседы возникшей после публикации статьи «Заблуждения о фотографии».

Были положительные отзывы, всем спасибо, были и отзывы, говорящие о том, что я задел чью-то гордость, самолюбие и кому-то показалось, что его назвали глупым и неспособным, за это прошу меня простить — цели такой перед собой не ставил и покорно «сбавляю обороты».

Много споров возникло на почве профессионализма. И надо ли к ним, профессионалам, обращаться и зачем. И если обращаться, то к кому?

1.

PROFI

Здесь мы не рассматриваем уровень навороченности и дороговизны аппаратуры, применяемой кем-либо и не обсуждаем, зачем она нужна и что чем лучше/хуже.

Поговорим о мастерстве в любом виде человеческой деятельности.

Очень примитивно и очень грубо всех жителей планеты можно поделить на три категории: дилетант, любитель, профессионал.

И если с дилетантами все ясно — они, и я тоже, ничего не знаем или имеем самое общее и поверхностное представление в какой-либо области, с которой столкнулись впервые или касаются изредка. К примеру, я дилетант в написании компьютерных игр и других программ, защите ворот на футбольном поле, дайвинге, вождении автомобиля и много где еще… очень много.

Любитель — самая сложная фигура из перечисленной троицы.

Кто такой любитель? Ответ лежит в корне слова — любить. Любить, значит испытывать удовольствие от какого либо занятия, не по тому, что это выгодно. А даже если не выгодно, все равно, испытывая кайф, буду делать! И не просто делать, а так хорошо как только могу, как никто не делает! Лучше всех! И не для того чтобы всех удивить, а просто, чтобы родных порадовать, а если не понимают твоего увлечения, то самому порадоваться своим успехам! И однажды поняв, что сделал не достаточно хорошо (мазок на холсте не правильно лег) сломать и выбросить, под крики публики – «Ты что делаешь? Она прекрасна!», сделать заново и потом сидеть с улыбкой смотреть и наслаждаться своим творчеством!

От сюда вывод — любитель часто самоучка, иногда он учится непосредственно у учителя, иногда сам находит информацию (книги, статьи, интернет) по интересующей теме и «сам себя учит», тут учителями для него становятся те мастера, чьё творчество нашло в его душе отклик. Любитель учится всегда. У его обучения нет даты окончания.

Так однажды проявив интерес к чему-то, это что-то его поглощает и заставляет развиваться. Новичок, приобретая знания и опыт, становится мастером своего дела.

Спросите любого мастера, достиг ли он совершенства? Ответ вы, наверное, уже знаете?

Если такого человека спросить «Как вы сделали это?», он начнет рассказывать… и рассказ может быть очень интересным, для него все его работы как дети. В них часть его души.

Профессионал!

Гордое имя, которое стремятся примерить очень многие из нас.

Что делает человека профессионалом? Кто это? Видимо ответ также в корне слова – профессия.

Если увлечение, которое становится делом жизни, рождается вместе с человеком, то профессию можно выбрать.

Самое прекрасное, когда достигнув некоторого уровня мастерства любитель начинает зарабатывать делая то, что он любит, и, оставив сомнения, становится профессионалом. Любимое дело приносит доход, мастер растет, оттачивая навыки, творит, приносит пользу.

Но ведь это не всегда так… Мечта многих не редко остается мечтой.

Меня часто называли профессионалом тогда, когда я отработал на новом месте всего пару дней или недель. И вообще мало понимал о чем идет речь, я робко объявлял себя стажёром. И много видел строительных дел мастеров-профессионалов, которых мне дилетанту приходилось учить уму разуму, конечно, под присмотром опытного наставника.

Итак, профессионал это тот, кто зарабатывает на жизнь своим ремеслом.

И уровень подготовки и мировоззрения в рамках отрасли тоже у всех разный.

Для одних платья и коллекции, для других шмотки и тряпки, блюдо и жрачка, украшения и побрякушки, фотографии и фотки. Примеров разного отношения к результату творчества много, перечислять их все нет смысла.

Важно понять первопричину – что заставляет человека заниматься тем, чем он занимается? Престижная, модная профессия автогонщика или модели, топ менеджера или бухгалтера? Престиж ради престижа, деньги ради денег? Или если у него это отнять он начнет чахнуть или искать заменитель удовольствия в другом творчестве? Говорят талантливые люди, талантливы во всем.

На просторах интернета подсмотрел печальную шутку – «есть такая профессия – тыж программист, тыж можешь».

Прежде чем обращаться к специалисту, будет не лишним убедиться в его компетентности.

Как? Очень просто – покажи, что умеешь?  Не на экране, а вживую! (Если, конечно, вас не потянуло обратиться к мастеру с мировым именем).

Говоря о фотографах, при личной встрече попросите показать портфолио в отпечатанном виде. В цивилизованных странах каждый уважающий себя фотограф имеет распечатанные фотографии форматом не меньше 20х30см. Полистайте, посмотрите.

Среди моих знакомых тоже есть «профи», с таким отношением – «навел-снял, на флешку слил, отдал, бабки забрал. Всё пока!». Это как раз те, для кого делать фотки это круто и прибыльно.

2.

Качество. А надо ли?

Жанров фотографии много. Направлений еще больше.

Как можно использовать фотографию как конечный продукт – само изображение?

Можно украсить помещение, повесив на стену, можно нанести на футболку или кружку и сделать подарок. Здесь на Ярмарке Мастеров фотоизображение заменяет собой товар на виртуальной витрине. И да, конечно, правы те, кто считает, что картинка должна точно передавать цвет. Правы и те, кто говорит, что дисплеи компьютеров у потенциальных клиентов в большинстве случаев оставляют желать лучшего. И они же не правы, когда утверждают, что раз моники фиговые нечего над фотками корпеть. В нашей стране очень низкий уровень потребления фотографии именно поэтому – и так сойдет.

А вот на счет утверждения, что фотография должна выглядеть хуже, чем изделие, ради создания «WOW-эффекта» даже спорить не буду. Судите сами уважаемые мастера.

А я, просто приведу отрывок из книги Валентина Железнякова «Цвет и контраст. Технология и творческий выбор.»:

«Что мы изображаем: действительность или наше представление о ней? И как в этом контексте понимать  пресловутую  трансформацию реальности под влиянием  авторского видения? И что такое изобразительно-выразительные средства, если не сознательное и целенаправленное  использование  дистанции  между  видимым  и  знаемым,  дистанции, которая ощущается зрителем в момент восприятия им произведения изобразительного искусства? Всевозможные аберрации формы, пространства и цвета под влиянием таких приемов, как ракурс, изменение перспективы, контраста и цветности освещения иногда подчеркивают, а иногда скрывают для зрителя разницу между тем, что он видит, и тем, что он знает об объекте, изображенном в рамке кадра. 

В этой главе мы затронули очень важный вопрос, на который, в сущности, нет, и не может быть ясного и однозначного ответа, потому что каждый художник, каждый автор изображения  решает  эту  проблему  по-своему.  Мы  попытались  показать,  как,  с  одной стороны,  технология  воспроизведения  цветного  изображения  зависит  сначала  от восприятия  объекта  автором  этого  будущего  изображения.  С  другой  стороны,  как восприятие готового изображения этого объекта зрителем связано с его представлением об  изображаемом  объекте.  И  с  третьей – какое  место  во  всей  этой  цепочке  занимают технические средства воспроизведения, на что они влияют и от чего они зависят. Таким образом,  выбор  и  применение  выразительно-изобразительных  средств  есть  результат системного  подхода,  и  выражается  в  стремлении  одновременно  и взаимообусловленно решать все сложные задачи, которые ежедневно возникают в практике изобразительного искусства.»

Сделать качественную фотографию изделия/товара, это не конечная цель (сделать, чтобы сделать), для достижения которой надо где-то там найти денег. Если вы понимаете от куда берется цифра на ценнике,  то мне нет нужды объяснять, что сумма вырученных денег от всех товаров магазина должна перекрывать и закупку сырья, и время на производство и аренду помещения и маркетинг и рекламу и амортизацию оборудования и все остальное и при этом еще приносить прибыль.

Фотография в цепочке: производство – продажа, есть инструмент продажи!

Можно сколько угодно красиво расписывать на всех доступных языках, какое это красивое колечко, до тех пор пока оно не окажется на женском пальчике и не вызовет эмоцию «Хочу» – продажи не будет.

Кто такой покупатель? Человек. Человек это что? Биологический вид, занимающий доминирующее положение на планете, которую он же и назвал, Земля.

У этого вида есть пять чувств, которыми он изучает окружающий его мир. Зрение поставляет 72% информации в мозг. 28% приходится на остальные четыре чувства. Сидя перед дисплеем компьютера и блуждая на просторах интернета, рассматривая картинки, он пользуется только зрением.

В первую очередь, здесь, мы продаем картинку, которая создает образ в сознании покупателя, и только потом образ продает ваше изделие!

Так зачем же относиться к единственному способу доставить полную информацию о том, как прекрасно ваше творение, с такой пренебрежительностью? (Этот вопрос, как понимаете, не ко всем)

3.

Техническое качество снимка.

Бытует мнение, и я его сторонник, что хорошую фотографию можно сделать чем угодно. Да! Это так! Можно положить в коробок от спичек кусок фотопленки, в коробке сделать маленькое отверстие получится пинхол. Проэкспонировать пленку, распечатать фотоработу и выиграть какой-нибудь конкурс.

Можно всё, когда знаешь как. Фотокамера лишь инструмент. Выбирая инструмент надо понимать, какую задачу хотим решить. Создаем ли мы абстракцию во всю стену, или наполняем семейный альбом. Как было сказано выше жанров много, все они требуют своих решений.

Но раз уж мы говорим о фотографии как об инструменте продаж, давайте проговорим, что же отличает качественный (не профессиональный или любительский, а именно качественный) фотоснимок от всех остальных.

К термину «качество» исходя из условий применения фотоизображения в интернет – каталоге применимо следующее определение:

Фотография должна быть резкой, объект должен быть хорошо виден (весь объект или его важная часть, которую необходимо показать или сделать на ней акцент). На фотографии не должно быть шевеленки (смазанный кадр), цифрового шума или зернистости (исключением может быть фотография, в которой зерно применяется намеренно в качестве творческого приема). Не должно быть паразитных подцветок. Снимок должен быть нормально экспонирован, без пересветов и провалов в черное (исключение – творческий замысел обоснованный сюжетом и работающий на общее восприятие изображения).

Разрешение должно быть достаточным для комфортного просмотра (пиксели не должны быть видны). Про пыль и грязь все согласятся я думаю :) – не надо их.

Вроде все просто: резкий, чистый, понятный объект, правильный цвет.

Как добиться вышесказанного?

3.1  Первое с чего надо начать еще при съемке – это «баланс белого»

Для тех, кто не знает о чем речь, коротко постараюсь пояснить.

В 1946 году сотруднику компании Кодак, Ральфу Эвансу была поставлена задача, разработать алгоритм подбора цветных фильтров для машинной печати с цветных пленок, обеспечивающий точную цветопередачу.

Проблема заключалась, и никуда не делась, по сей день, в том, что человеческое зрение легко обнаруживает «лишний цвет» – паразитную подцветку.

Если на фотографии присутствует избыток, какого либо цвета (не по тому, что там много предметов желтых или синих, а как если бы мы смотрели на изображение покрытое цветной пленкой) зрительный анализатор сразу его вычислит.

фотография

фотосъемка

фотокамера

Особенно быстро при одновременном сравнении.

Откуда этот избыток берется? Несогласованность фотоматериала (пленки или матрицы) с освещением, при котором ведется съемка, порождает ошибку цветовоспроизведения. Все источники света имеют свою цветовую температуру. Суть заключается в спектральном составе испускаемого света.

Так, например, в лампах накаливания преобладает желто-красная составляющая спектра.

И беда всех современных цифровых камер в том, что модуль, отвечающий за правильный «баланс белого», в автоматическом режиме не всегда способен правильно его (баланс) снивелировать. Яркий пример – лампы накаливания, снимки на кухне у всех желтые. Так же заведомо будет внесена ошибка если стоит «баланс белого» например по лампе накаливания, и мы начинаем снимать со вспышкой, получим фиолетовые лица.

Ральф Эванс вывел простое правило, которое используется, и по сей день:

На снимке серое должно выглядеть серым!

Как появился термин «баланс белого» мне не известно, но суть его именно в этом. Правильнее сказать – нейтральный хроматический баланс (chroma – цвет).

Для корректной цветопередачи необходимо избавиться от паразитной подцветки.

Как? Что теперь с этим делать?

Открываем меню настроек фотоаппарата (смотри инструкцию ). Далее, из списка установок баланса белого (WB)  подбираем нужный нам, в конкретной ситуации, режим. Если есть режим «ручной установки» настраиваем его по серой карте, а не по белому листу! Лист бумаги для принтера у вас на столе, скорее всего синий или желтый, почти белый, но не белый, это точно. Присмотритесь и увидите :)

3.2  Цифровой шум.

Цифровой шум и зернистость на пленке – неизбежное зло на изображении и иногда творческий приём.

Чем больше чувствительность, тем больше шум и тем меньше детализация мелких частей и элементов. Матрицы с каждым  годом, становятся все лучше, внутрикамерные шумодавы всё суровее, и это обнадеживает, и вселяет уверенность и надежду, что задрав чувствительность, можно обойтись без штатива.

Тут я порекомендую проделать простой тест.

Поставьте камеру на штатив. Сделайте кадр на 100 ISO, потом 200 и так далее. Потом сравните результаты на дисплее компьютера.

Это позволит понять, где начинается порог появления шумов на вашей камере и насколько он вредоносен для вашей картинки.

3.3 Резкость

За резкость отвечает объектив камеры. Только он во всем виноват или достоин.

Не разрешение матрицы, в мегапикселях, а именно объектив.

Ведь это благодаря ему, или его отсутствию, формируется изображение на светочувствительном материале – матрице или пленке.

Если у вас камера со сменными объективами и изображение вас не устраивает, смените объектив. Но прежде проведите тест.

Установив камеру на штатив, проведите ручную фокусировку. И сделайте кадры по основным ступеням диафрагм, 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16.

На полностью открытой диафрагме практически все объективы «мылят» картинку, постепенно закрывая диафрагму вы увидите, что картинка становится резче, глубина резкости (ГРИП) увеличивается. Потом, не смотря на увеличение ГРИП. Резкость начинает ухудшаться.  Для большинства объективов для камер с кроп-фактором 1 это значение будет f/11, с кроп-фактором 1,5 и больше – f/8. Но точное значение покажет тест. Все объективы разные.

Если по результатам теста вас все же не устраивает картинка, тогда… стоит подумать о другом объективе.

При макросъемке глубина резкости (ГРИП) достаточно мала, и часто объект съемки не помещается весь и часть его остается размытой. Такова физика процесса. От этого никуда не деться. Но если проделать ряд процедур при съемке (танцы с бубнами) можно снять так, чтобы все было в зоне резкости!

Кого заинтересует, как сделать такую фотографию пишите в личку.

Если наберется достаточное количество желающих получить мастер-класс, сделаем и опубликуем.

С уважением любитель – самоучка, вышедший на путь профессионалов.

Любите то, что вы делаете и делайте, что любите!

Комментарии (30)
НадинКа (NadinKa) 22.08.2014

Андрей, спасибо! Качественная публикация!

спасибо за статью, полезно)

Наверное, повторюсь, вопрос о том, что для лучших продаж нужна лучшая фотография, не стоит. Конечно, нужна. Вопрос стоит - какими средствами добиваться этой хорошей фотографии. Конечно, идеально было бы обратиться к хорошему профессионалу. Но по ряду причин, озвученных в предыдущей теме, это бывает не очень удобно и зачастую затратно до такой степени, которую мастер-одиночка финансово не в состоянии себе позволить. Поэтому практически единственным вариантом для таких мастеров (а на ЯМ таких подавляющее большинство) становится обучение. Тем более, что мастеру не требуется овладевать искусством фотографирования в полном объеме, как правило, требуется или только предметная съемка (причем только однотипных конкретных объектов), или только съемка на манекене, и т.п.

В общем, перефразируя товарища Владимира Ильича, "учиться, учиться и учиться..." фотографировать. И здесь мастер-классы, бесплатные или умеренно платные, это именно то, что требуется. То есть присутствующим на ЯМ фотографам я бы рекомендовала {#} предлагать не свои услуги, а обучение.

Татьяна ❀ Rimel 22.08.2014

Спасибо за интересную статью)

Андрей, на этот раз за публикацию скажу вам спасибо)) Интересный кусок теории)

Вот про баланс белого, который баланс серого, я даже знала. Читала одну книгу по фотографии, но не было возможности поэксперементировать. Проблема в том, что на моем фотоаппарате (Sony CyberShot 7 лет назад покупали) есть только готовые режимы вроде "Солнечно, облачно, лампа накаливания" и т.д. И потом приходится упражняться в редакторах чтобы выровнять цвет. Если с другими еще как-то получается, то вот синий - моя проблема. У меня и белый ватман становится синим, все сливается, потом просто убиваюсь. Кое-как добиваюсь цвета, очень близкого к реальности, но сказать что я абсолютно довольна кадром - нет.

Поэтому, если уж наглеть)) То хотелось бы от знающего человека услышать пару хитростей как совладать с такими простыми фотоаппаратами в смысле цвета.

Отдельный вопрос про резкость. Очень близкое макро у меня например фотоаппарат отлично снимает. Вышивка например - каждую ниточку рассмотреть можно. С блонотами еще тоже дружит. А вот вокруг крупных шкатулок (вот этой например https://cs1.livemaster.ru/storage/86/fb/e3e45235bc3f2b7000e3c803c1.jpg) я прыгала как умалишенная - не получается так четко, как нужно. Передний план осиливает, а задний угол уже смазан. Не фотографировать же каждый сантиметр отдельно, хочется показать людям приличный кадр и изделия целиком.

Очень много букв, но надеюсь вы ответите что-то)

все абсолютно верно! помню, как работая в одном интернет-магазине подарков уверяла директора, что нужно делать хорошие фотографии, что это визитная карточка, самое главное, а она мне в ответ, не трать ты столько времени на фотографии, зачем они нам такого качества, человек должен просто глянуть на предмет и захотеть им обладать, так и не удалось мне втолковать, что глядя на мутную непонятную фотографию, потенциальный покупатель вряд ли скажет "хочу!"... магазин, к слову, закрылся через пару месяцев после начала работы., так и не ощутив приболи.

По поводу фото вообще не заморачиваясь - стараюсь придерживать понемногу всех правил(которые знаю)). Очень жду продолжения. Одна из немногих статей, которая беспрепятственно проникла в голову))

Андрей, большое спасибо за публикацию, за то, что делитесь своим мастерством! Прочитала с огромным удовольствием)) Ох, уж и "достанется" сегодня моему фотику))) Буду мучить)) Должны же и у меня начать получаться нормальные фотографии))

Natalimarket 22.08.2014

Андрей, как мне нравится читать Ваши статьи, хотя после них мне так стыдно за то, чтонекогда взять в руки нормальный фотоаппарат и начать разбираться - что и как. Я из тех, кто на фотик)) Знаю, что не правильно, поэтмоу и стыдно)) Но я чесслово рано или поздно, но начну овладевать этим искусством (вот дождусь, когда сын захочет свой 7d поменять и сразу захвачу его в свои руки)) А статьи Ваши я бережно храню в избранном. На будущее)) Спасибо)

На счет утверждения, что не важно чем снимать - мастер даже с телефона сделает хорошее фото. Не спорю. Может оригинальный кадр, интересная композиция, да - для конкурса, как в статье говорится. Но когда речь идет о фотографии, продающей товар, то полностью согласна с автором, нужен аппарат получше. Я столько слез пролила над негодными фотографиями, пока мне в руки не попался зеркальный canon. Вот тут-то и разница стала очевидна!. И четкость и глубина, и нет шума, и все нужного цвета. А ведь у меня не новая, да и не самая лучшая модель! А самое главное что с хорошей техникой пропадает комплекс неполноценности, так как количество выброшенных в корзину снимков сильно уменьшается {#}

Статья про макросъемку здесь заинтересует очень многих. Будем ждатьimage
Скиба Татьяна 22.08.2014
Большое спасибо) На ярмарке очень много фото, которые слишком белые и слишком яркие, которые не отражают истинный цвет, но привлекают покупателей. Поэтому проблема фото, мне кажется, одна из главных в предметной съемке.

Спасибо!!!!

Буду вдумчиво изучать и пробовать). Про ББ на сером - отдельное спасибо!

Спасибо) Очень полезная информация!

Спасибо, Андрей за прекрасно изложенный моему восприятию непонятный материал. Единственная статья на данную тему, которую я осилила. Осталось только применить на практике, но с этим еще сложнее, уж слишком у меня творческий ум {#}, некоторые вещи прям десять раз перечитываю и все равно ниЧеГО не понимаю, что это за звери такие f11 и т.д. А инструкцию изучать, так вообще тоска. Как осилить этот "космос"?

Спасибо! Утащила в Избранное, буду изучать!image

Статья очень понравилась, редко попадается такая профессиональная публикация, обязательно всё буду осваивать в самом скором времени.А если бы Вы ещё написали хоть несколько слов про фотографирование одежды на моделях, моей признательности не будет придела.

Спасибо за отзыв!

в этом виде съемки свои тонкости. поробуем сделать и такой масер-класс!

WlaDana 21.08.2014

Андрей, Вы такой умница!! Что у меня закрадывается сомнение, хорошо ли я работала с фото?)))

Нет, на самом деле это очень серьезная статья, обеспечивающая знание тому, кто в этом нуждается...

недовольство своими работами - хороший признак =) спасибо за отзыв !!!

Сколько не пыталась разобраться про баланс белого, ничего не получилось, видно это мне не дано, даже покупала обучающий курс по фотографированию{#}

Marina Scrap 21.08.2014

Вот это уже ближе к теме) Спасибо, буду изучать теорию и закреплять на практике!

Отлично и понятно написано, здорово это у Вас получается! с балансом белого мучилась на своём фотоаппарате, ни одна настройка не дает белый цвет белому листу.
Raritet-me (rarities) 21.08.2014

Вот спасибо!!! {#}Добавила в избранное ,буду вдумчиво читать и осмысливать .

У меня тоже есть вопрос ... Почему на фото красный цвет получается оранжевым и наоборот,оранжевый красным? Как это исправить? Буду чрезвычайно благодарна за пояснения.

Спасибо большое! Очень нужная статья! Вопрос у меня( любитель)): можно что-то сделать с фиолетовым и сиреневым, со всеми цветами удается справиться без корректировки дополнительной, кроме этих. Выходят серые и все. Или слегка сиреневые в лучшем случае{#}

Спасибо огромное!

Очень интересно и захватывающе написано! Столько полезного - понятным языком)

Вот только так и не поняла, любитель я или профессионал{#}

каждый сам решает)))

спасибо))

За баланс белого и про то, что нужно его настраивать на сером отдельное спасибо!

Убило) Я тоже всегда считала, что ББ настраиватся на белом цвете) Надо будет попробовать серый. Спасибо!!!