Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > История возникновения кукольной миниатюры

История возникновения кукольной миниатюры

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Макет и моделирование
История возникновения кукольной миниатюры | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Совсем недавно я увлеклась кукольной миниатюрой, по кирпичику пытаюсь построить свой первый румбокс :)

И, конечно же, меня заинтересовала история возникновения кукольной миниатюры. Как оказалось, информации на эту тему совсем немного, гораздо больше истории о кукольных домах, которые, как я выяснила, не все можно считать именно миниатюрой! Кстати, принцип разделения мне до сих пор неизвестен...

Что касается самого популярного в миниатюре — румбокса — такого понятия нет даже в Википедии. Это перевод с английского «комната в коробке» (room — комната, box — коробка). Когда они появились или были выделены в отдельный раздел кукольных домиков — неизвестно. Вроде бы как взялись из ниоткуда :)

А вот миниатюрным домам посвящено много, и у них целая огромная история!

Самый распространенный стандарт для коллекционной миниатюры — 1/12 или inch scale, это установлено британской системой измерений (этот масштаб стал стандартом в 70-х). 
Например, в Германии в середине 20 века был распространен масштаб 1/10 (опять же обусловленный уже метрической системой). Кстати, кукольные дома в Германии до сих пор выпускаются в масштабе, более близком к 1/10. 
Масштабы 1/24 и 1/48 стали популярными только в середине 20 в.
Масштабы 1/6 больше не считаются коллекционными и относятся к игровым масштабам.

Самые первые упоминания встречаются в древнем Египте. Но, к сожалению, исторических свидетельств почти нет, во всяком случае, я ничего не смогла найти.

В Европе повальное увлечение началось с 16 века, миниатюра служила украшением интерьера.

Самый первый дом, известный истории, был создан в 1558 г. (по другим данным — 1611 г.), по заказу баварского герцога Альберта V для его маленькой дочери. К сожалению дом был уничтожен пожаром... Но известно, что в нем был зал для танцев, швейная и ванная комнаты. Он был выдержан в готическом стиле, в нем было 4 этажа, 63 окна и 17 дверей.

Уникальным по своим масштабам является кукольный город  княгини Августы Доротеи фон Шварцбург  (1666–1751), получивший название «Монплезир». Он находится в Арнштадте, в Тюрингии. В нем были воспроизведены около двадцати домов, восьмидесяти  комнат и четырехсот  кукол. Среди  кукол были  принцесса и принц, ремесленники, продавцы, придворные и нищие.

румбокс

Дом №21. Кабинет фарфора (китайская комната)

миниатюра

Дом №20. Танцевальный вечер с развлечениями

Искусство изготовления кукольных домов зародилось в Германии, Голландии и Англии. В Германии миниатюрные или кукольные дома служили и украшением жилища, и практическим руководством. Например, в начале  ХVII в. при помощи миниатюрных домов,  нюрнбергских барышень обучали искусству ведения домашнего хозяйства. Позволялось аккуратно переставлять медные горшки величиной с наперсток. 

история кукольного дома

Фотографии кукольного дома Nostell Priory 
В доме 9 комнат на трех этажах. 
Дата создания: 1735-40 гг., 

Regency Villa 

Дата постройки: 1889 год 
Сделано в Англии. 

Этот кукольный домик был создан в 1890 году для маленькой девочки по имени Эми Майлс.

С 17 века кукольные дома становятся все более популярными. Предметы интерьера воспроизводятся с точностью и отличаются от реальных только масштабом.
Дома с подлинной обстановкой того времени,  драгоценной посудой и домашней утварью, сделанные по заказу богатых горожан для своих дочерей, обходились в целое состояние. Искусство мастеров восхищало своим изяществом. Для кукольных домов  эмалью расписывали стулья и кресла, расшивали подушечки, изготавливали серебряные подсвечники, делали резную мебель и множество других предметов. Все это создавало дорогое убранство.

Однако самыми элегантными считаются кукольные дома, сделанные в Голландии — не только ремесленниками, но и знатными дамами, которые создавали изящные кукольные интерьеры в особых шкафах — «кабинетах» или «домах-полках». Порой кукольными домами голландцы гордились больше, чем собственным жилищем…

В Англии же кукольные дома почти сразу стали детской игрушкой, золотой мечтой каждого ребенка… Первые baby-houses, как их называли в Англии, повторяли настоящий дом во всем, вплоть до кладки черепицы. К середине 19 века они стали использоваться для игр. Именно тогда компании стали выпускать домики с пластиковой мебелью. Использование более дешевых материалов снизило стоимость кукольных домиков до такой степени, что почти каждая семья могла позволить себе приобрести такой дом. 

Миниатюрный дворец королевы Марии, хранящийся в Виндзорском замке, — национальная реликвия Британии — был изготовлен в традиционном для английских кукольных домов масштабе 1:12 и принесен в дар королеве Марии в 1924 году, когда ей исполнилось 57 лет. Этот грандиозный кукольный дворец выполнен придворным архитектором Эдвином Лютенсом по заказу кузины мужа Марии, короля Георга V, Марии Луизы. Он создавался в течение четырех лет мастерами разных специальностей и имеет 2,5 метра в длину, 1,5 метра в ширину и столько же — в высоту. 

Упоминаний о кукольных домиках в России очень мало — хотя и можно предполагать, что состоятельные родители могли позволить себе подарить своим детям такое сокровище. Самый известный в России кукольный дом — «Нащокинский домик», выполненный по заказу большого любителя изящных вещей Павла Воиновича Нащокина. Над этим домиком трудилось множество искусных мастеров — как малоизвестных, так и легендарных… Рояль работы Вирта был действующий — на нем можно было разыгрывать пьесы специальными палочками. Обеденный стол, который раздвигался, был выполнен известнейшим мастером Гамбсом. А посуда из хрусталя и фарфора для сервировки стола была заказана лучшим заводам России. Этот кукольный дом обошелся хозяину в 40 тысяч рублей!

Поскольку «породила» кукольные дома европейская культура, и в силу определенных исторических условий у них было больше шансов сохраниться в США и странах Европы, коллекционирование кукольных домов (как современных, так и антикварных) распространено в основном на Западе. Там кукольные дома — это неотъемлемая часть «культуры миниатюр», и коллекционеры крошечных кукол, их атрибутики и жилищ называют себя «miniaturists» — миниатюристы.

Кукольные дома отражали вкусы и увлечения своей эпохи. Интерьеры повторяли изысканные художественные решения.  Благодаря сохранившимся домикам можно увидеть не только красивые залы для пышных приемов и дорогое убранство комнат, но и как выглядели специальные помещения для слуг, комнаты, где няни занимались с детьми. 
Созданное «застывшее мгновение» каждой комнаты кукольного домика разных стран и эпох впоследствии станет наглядным предметным пособием, рассматривая которое, потомки смогут лучше понять и почувствовать прошлое.

Кукольные домики, сохранившиеся до наших дней, находятся в различных музеях мира, и так как они отражают время, в которое были созданы, то и сами являются миниатюрными музеями.

Уже более трех столетий созданиеи коллекционирование  кукольных домиков, особняков и замков разных эпох является одним из самых изысканных увлечений в мире.

Ко второй половине 19 века предметы обихода и обстановки для кукольных домиков стали выполняться фабричным способом. Эта продукция восхищает и радует своим разнообразием, начиная с деревянной мебели с резными ножками и заканчивая маленькой посудой.       

Фабричное производство миниатюры продолжало  развиваться, благодаря чему увлечение кукольными домиками стало доступным и популярным для людей во всем мире.

Надеюсь, вам понравилось!

Спасибо за внимание!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email