Продолжаю публиковать серию статей из цикла «Дизайнеры двух рубежей».
«Настоящее веселье – это когда ты по уши занят. Главное – ничего не планировать» (Ж.П. Готье)
Совсем немного имен в истории французской высокой моды, которые определили ее развитие и заняли значительную веху. Одно с них – Жан-Поль Готье. Дерзкий, безбашенный дизайнер, не имеющий высшего образования, но с чувством стиля и юмора, главный хулиган модного общества и вечный мальчишка в душе. Его вдохновением есть жизнь как она есть, сегодня и сейчас, жизнь на улицах, ее жители – проститутка, пуританка, буржуазная дама, консьержка.
Несмотря на то, что коллекции Готье всегда будоражат чопорный мир французской моды, его хулиганство не стоит путать с вызовом современному обществу или эпатажем. В каждом показе, несмотря на тонкую нить сатиры, кутюрье показывает свою любовь и понимание обычаев и истории мировых культур. Например, будучи под впечатлением истории об русских князях, которые эмигрировали во Францию и ставали таксистами, он создал коллекцию, украшенную пустыми каркасами «так, как будто они вынуждены были продать свои бриллианты».
Для молодежи Готье – кумир, благодаря своей маргинальностью. Именно он одел мужчин в юбки и платья, а женщин в строгие мужественные костюмы, тем самим войдя в историю моды. Его нарядам свойственный юмор. Прозрачные платья без трусиков и обнаженные попки –его бунт против элитарной роскоши. Мода Жан-Поля Готье демократична. Новые фасоны, новые способы ношения одежды – Готье любит играть и шокировать.
Биография
Родился Жан-Поль Готье (Jean Paul Gaultier) 24 апреля 1952 года в пригороде Парижа. Родители его очень любили, так как он был единственным ребенком, но в воспитание интереса к моде у маленького Готье внесла его бабушка. Именно она научила мальчика мастерству портного. Игры Жан-Полябыли своеобразные – он создавал для своих медвежат кардиганы, блейзеры и костюмы.
Восхищение фильмом Жака Беккера «Дамские тряпки»,окончательно подтолкнуло молодого Готье выбору будущего в мире моды. Журналы мод, телевизор, образы людей на улицах – все детские увлечения вылились в первые эскизы. Одним из первых открытий стал корсет, который по сей день является страстью кутюрье.
Готье увлекался историей.Свое увлечение он выражал через живопись, не стесняясь смешивать разные жанры в своих зарисовках. В 1970 году, он, рискнув, отправляет свои творения известному уже на тот час Пьеру Кардену. И удача улыбнулась Готье – на свое восемнадцатилетие он стал учеником знаменитого кутюрье. Карден дал Готье свободу для творчества и души, сделал с такого Готье, которого мы можем видеть сейчас на подиумах. «С ним все было прекрасно, потому что он, как и я, экспериментатор и плевать хотел на всякие правила. Мог запросто сказать: «Хочу ботинок как это кресло». Я не учился моде, поэтому никогда не был загнан в какие-то рамки. Мой вкус формировали модные журналы и рок-звезды моего поколения: Боуи, Джаггер, битлы. Кстати, это был очень важный момент в мужской моде. Мальчики перестали бояться выглядеть женственно, носили рубашки с кружевами, красились. Мне это очень близко. Короче, с Карденом мы сработались», – добавляет Готье, который всегда гордился тем, что был открытым гомосексуалистом. Кстати, он мечтает выпустить коллекцию мужского белья, чтобы «показать мужчин как сексуальный объект. Несправедливо, что в таком ракурсе принято преподносить только женщин».
Уже через год, в 1971 Готье переходит к Жаку Эстерелю и Жану Пату. Проработав три года, он вернулся к Кардену и сразу же уезжает на Филиппины, работать над тканями для американского рынка. Собственные коллекции Готье начал создавать вместе со своими друзьями в 24 года. Это был 1976 год. В том же году Готье открывает собственный дом моды и демонстрирует первую женскую коллекцию. Но,увы, она не принесла ожидаемого успеха, хоть дизайнер и сделал ставку на экстравагантный и необычный стиль mix-match(например, смешивает байкерскую куртку с балетной пачкой). Разочаровавшись и утратив веру, Готье решил все бросить, но в 1978 году Дом мод Kashiyama дает ему возможность развиваться и предлагает создать линию одежды. Но всемирную известность и признание приносит коллекция в 1979-80годах под названием «Джеймс Бонд», стилизованная под 60тие года.
После признания широкой аудиторией, с Готье хотят работать звезды сцены и кино. В 1987 году Мадонна загремела в мире моды своими нарядами с остроконечным черным бюстом, корсетом с золотой кожи, мужским костюмом с вмонтированным бюстом, матросскими брюками. Дизайнером этих новаторских образов был Жан-Поль Готье. В 1989 г. он сделал костюмы для фильма «Повар, вор, его жена и ее любовник»Питера Гринуэя, в 1994– для фильмов П. Альмодовара «Кика» и К. и Ж. Жене «Город потерянных детей», а в 1997 году для известного фильма «Пятый элемент» Люка Бессона.Знаменитостей, которых одевал Готье были Мэрилин Мэнсон, Бой Джордж, Леди Гага,Милен Фармер.
Почти каждый Дом моды выпускает свою линию духов. В 1993 году мир увидел парфюм от Готье – Classique. На презентации
аромата он поместил флакон в виде стеклянного торса в нижнем белье в консервную банку. Через два года дизайнер создал аналогичный аромат для мужчин с названием LeMle. Оба проекта стали популярными во все мире.
Особенности стиля Жан-Поля Готье
Как-то один известный модный журнал подслушал диалог между Готье и его подругой Амандой Лир, который очень точно передает стиль Дома мод Жана-Поля:
Лир: Помнишь, как ты пытался изменить имидж мужчин юбками, килтами, платьями и макияжем?
Готье: Самое интересное, что первыми их тогда начали носить совсем не геи, а гетеросексуалы. Потом эта мода поутихла, а сейчас ее вернули метросексуалы.
Лир: Да, мужики стали очень за собой следить.
Готье: Женщины всегда умнее, хитрее и сильнее мужчин. Им вечно навязывают мачо, а на самом деле, думаю, им и чувствительные мужики тоже нравятся. Например, когда я выпускал на подиум моделей-мужчин в платьях с огромным вырезом на спине, я делал это для женщин. Геям такое не нравится. Они предпочитают мужественность. А я люблю рушить табу.
Готье любит беж и полутон, отчетливые тона не в его вкусе. Образы его утончённые, а крой обработан тщательно и детально. Футболки с открытой спиной, однобортные жакеты, на которых больше вырезов, чем ткани, юбки для мужчин – в этом весь Готье. Он работает в духе минимализма. Начиная с классической модели, например, привычного блейзера или сорочки, придает ей новый силуэт за счет перевязывания и маркировки, при этом сохраняя классику образа. Мода XXI века для Готье – простая и доступная одежда, без швов, вызывающих вырезов, которая одевается, как и снимается – легким движением руки. Как распознать стиль одежды Готье? Если вы видите на подиуме тельняшки, килты, сапоги и моделей, с высветленными волосами – значит за кулисами колдует Он.
Не только одежда Готье вызывает изумление и шок. Места для проведения показов от Дома мод тоже прославились на весь мир: боксерский ринг, музей старинных каруселей, трамвайное депо и бывшая тюрьма.Модели для показа нарядов на подиуме тоже отличались не типичностью силуэтов, тем самим показывая, что мода не разделяется границами или правилами.
Жан-Поль Готье перевернул мир моды с ног на голову, закончив аристократичную и чопорную эпоху Шанель и Диор и начав делать настоящий рок-н-ролл. «Я чувствую себя невероятно свободным, делая то, что я делаю, – подтверждает это Готье. – Как только я перестану чувствовать себя свободным, сразу брошу эту работу. Я избалованный ребенок и всегда им буду. Я еще ни разу в своей жизни не шел на компромисс»
Все жизненные перипетии Готье принимает с лучезарной улыбкой и фирменной иронией. Он совсем не собирается сбавлять обороты и, кажется, еще не раз покажет молодому поколению дизайнеров, чего он стоит.
С вами как всегда я, Любовь Фартушная, имидж-дизайнер, эксперт модной индустрии, кандидат педагогических наук и просто женщина.