День рождения тельняшки и современный взгляд на "бретонскую рубаху"

Сегодня, 19 августа, в России отмечают неофициальный праздник — день тельняшки. Есть сведения, что именно в этот день в 1874г. по иниациативе Великого князя Константина Николаевича Романова, носившего тогда высший военно-морской чин — генерал-адмирал, император Александр II подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная "нательная" рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.

Синие и белые поперечные полосы тельняшки соответствовали цветам Андреевского флага — официального флага русского военно-морского флота.

тельняшка

Моряки — это особые люди на нашей земле, альтернатива "земному бытию". Все сухопутное теряет для них ценность сразу после того, как они переборют морскую болезнь и пересекут экватор. Именно в этой культуре мог родиться странный и в то же время очень глубокий по смыслу культ вещи, которую западный мир называет breton shirt (бретонская рубаха), а мы, русские, — тельняшкой.

7 загадок тельняшки

1. Почему она полосатая

Каждый моряк до недавнего времени считал, что море населяют не только рыбы и водные гады, но и духи. Множество духов. Наладить с ними контакт — это залог не только благополучного плавания, но и гарант жизни моряка. Значит главная задача — не провоцировать судьбу. За многие тысячелетия эта цель сформировала вокруг себя целую систему знаний, которую мы, обычные люди, называем — морскими суевериями. Испокон веков бретонские рыбаки, отправляясь в море, надевали на себя полосатые (черно-белые) робы. Считалось, что роба оберегает от агрессии ундин, русалок и прочей нечести. Для них она играла роль оберега.

история тельняшки

2. Сколько полосок на тельняшке.

Конечно, можно просто посчитать полоски на тельняшке. но их количество часто зависит от габаритов конкретного моряка, пехотинца и т.п. Например, на 46-размере их будет 33, а на 56-м примерно 52 штуки. На это можно было не обратить внимание, если бы не тот факт, что числовой символизм в "бретонской рубахе" все-таки существует. Например, в принятом на французском флоте в 1852 году стандарте, тельняшка должна была состоять из 21 полос — по числу великих побед Наполеона. Также 21 — это число успеха, удачи в культовой карточной игре моряков Vinget - et - un (она же "Блэкджек"). Нумерологическая составляющая была и у голландцев и англичан — они предпочитали "бретонские свитера" с 12-тью горизонтальными полосками — по числу ребер у человека.

история моды

3. Как breton shirt стала тельняшкой.

Впервые русский человек увидел тельняшку, скорее всего, во второй половине 17 века, когда в Холмогоры и Архангельск повадились голландские торговые суда. Морские волки из Нидерландов, были главными законодателями мод в области морской амуниции. Не случайно Петр I перенял для зарождающегося русского флота голландскую морскую форму.

как носить

                                                          Русские моряки в Нью-йорке, 1850-е годы. Еще без тельняшек.

4. Как зародилась "морская душа"

Однако культом тельняшка стала намного позднее. После русско-японской войны демобилизовавшиеся матросы заполнили русские города. Главным атрибутом этих лихих матросиков являлась тельняшка, которую  в то время стали называть "морская душой". Именно в это время произошло массовое знакомство "морской души" с коллективной Русской душой. Соединение же "двух одиноких душ", которое произошло в 1917г, дала смесь, которая взорвала Россию.

стиль

5. Зачем десантнику тельняшка.

Тельняшка всегда связывалась с водной стихией, но ни как не с воздушной. Как и почему парашютист в голубом берете обзавелся тельняшкой? Неофициально в "гардеробе" десантников она появилась в 1959г. Тогда их стали вручать за прыжок с парашютом в воду. Главным же культиватором тельняшки стал легендарный командующий ВДВ Василий Маргелов. Официальная премьера тельняшек с голубыми полосками пришлась на пражские события августа 1968г: именно советские десантники в полосатых фуфайках сыграли решающую роль в прекращении Пражской весны. Тогда же состоялся дебют и знаменитых голубых беретов.

мода

6. "Нас мало, но мы в тельняшках"

Это не пустая бравада. Горизонтальные полосы создают оптический эффект большего количества, чем он есть на самом деле. Интересно, что советских моряков и морских пехотинцев, которые принимали участие в боях на суше во время Второй мировой войны, немцы называли "полосатые дьяволы". Это связано не только с боевыми качествами наших воинов, но и с западноевропейским сознанием. В Европе полосатая одежда на протяжении многих веков была уделом "проклятых": ее обязаны были носить профессиональные палачи, еретики, прокаженные и прочие изгои общества. Разумеется явление советских моряков у немецких пехотинцев вызывало первобытный страх.

модно

как носить тельняшку

7. Что означают все эти цветные полоски

Сегодня почти каждый род войск в России имеет свою тельняшку с полосами уникального цвета. Майки с черными полосами носят морские пехотинцы и подводники, со сетло-зелеными — порганичники, с краповыми — спецназовцы Внутренних Войск МВД, с васильковыми — бойцы Президентского полка и спецназа ФСБ, с оранжевыми — сотрудники МЧС и т.д.

интересное     

Вот такие 7 загадок тельняшки или "бретонской рубахи". Но мы, женщины, состоим из миллиона загадок и пользуемся ими на все 100%.

интересное про моду

модные тенденции

это модно

что носить

милитари

Комментарии (12)
Ольга (Bluestone) 20.08.2014

Люблю тельняшки., но никогда не задавалась вопросом о их происхождении:) Спасибо!

Nata-Li (Наталия) 20.08.2014

Благодарю за публикацию, очень познавательно.

А мне муж подарил настоящую тельняшку со словами " У каждой уважающей себя женщины этот предмет гардероба обязан быть!" - причем сам не служил и к Армии не имеет никакого отношения.
Еще слышала, что женщина в тельняшке намного привлекательнее)))

Tatiana Popova"nn 20.08.2014

Спасибо! Порадовали :)

у меня тоже морская коллекция родилась не так давно, в воскресенье украшения из нее будут вручать по окончании яхтенной регаты {#}

Vilnina 19.08.2014

Спасибо, особенно за историческую часть. Была рада возвращению полосочки в моду, очень к ней неравнодушна.

Olgalevas 19.08.2014

Ой,как я люблю эти полосочки!

" Impressione" 19.08.2014

Очень интересно.Спасибо большое за подборку!Тоже люблю Морскую тематику!

Наверно потому что,это связано с летом,морем и солнцем!

Спасибо! Очень интересно. Прочитала с удовольствием, узнала много нового!

Marina Scrap 19.08.2014

Спасибо, с интересом прочитала. Много нового!

Спасибо, интересно{#}

Спасибо, Анна! Очень познавательно!{#}

Спасибо! Люблю тельняшковую тему. И сама не брезгую

Спасибо! Интересно! у меня как раз морская серия игрушек родилась на днях! {#} {#}

и тельняшки я люблю!